Верования и представления о смерти у ненцев
Крещение ненцев в начале ХIХ века не изменило радикальным образом их взгляд на устройство мира. Разве что добавило к праздникам ряд православных, а к почитаемым божествам - святого Николая-угодника, иконы с изображением которого стали так же как языческие идолы мазать оленьим салом и кровью.
Творцом всего живого ненцы считают владыку неба Нума. Именно этот бестелесный старец послал священную гагару достать из воды ком глины, из которого и появилась земля.
Планета представляется ненцам плоской и окружённой морем. Звёзды – озерами, а солнце – красивой женщиной, определяющей время роста трав и деревьев. По поверьям, небо вместе со звёздами движется вокруг статичной земли. Само оно – перевёрнутая чаша, упирающаяся краями в землю. А смена дня и ночи не что иное, как борьба вечных антогонистов: светлого демиурга Нума с воплощением мирового зла Нга, заведующего страной мёртвых. Летом, когда они сходятся в очередной битве, на небе видны молнии и слышны раскаты грома.
Единственное божество, с которым не может совладать владыка неба – Хозяин Священной Берёзы Хэбидя Хо Ерв. Он живёт в дупле семиствольной берёзы, которую поднимает раз в две тысячи лет, чтобы из-под её корней разлился великий потоп. Он отмывает землю от болезней и обновляет всё живое.
Вселенная, по мнению ненцев, состоит из трёх уровней: Нижнего, Среднего и Высшего. Верхний составляют семь небес, где обитают божественные существа. Средний населяют люди. А расположенные под землёй семь ярусов вечной мерзлоты – пристанище злых духов.
Ненцы – анимисты. Всё, что окружает их в Среднем мире, имеет своего хозяина – духа. С помощью этих духов Нум и управляет миром. <...>
Смерть (хась) у ненцев не считалась чем-то трагичным: душа человека переходила в иной мир, где обретала новую личину – двойника. Именно поэтому через семь лет после похорон, когда тело истлевало, из отщепа с гробового шеста делали символизировавшую его фигурку – нгытарма. Её хранили дома и передавали из поколения в поколение.
Потусторонний мир представлялся очень похожим на тот, что окружал человека при жизни, но там всё было наоборот. Не зря рядом с гробом ненцы оставляли продырявленные котелки, перевёрнутые сломанные нарты и втыкали в землю хорей. Считалось, что все эти вещи восстановятся в загробном мире и будут служить владельцу. Как и принесённые в жертву олени из упряжки.
Хоронили умерших на родовых кладбищах (хальмерах) близ летних пастбищ. Учитывая климат, предпочитали наземный способ. Прямоугольный гроб (тинд) изготовлялся без единого гвоздя. В него клали одежду и вещи умершего, на поперечине гроба вешали колокольчик. По одной версии, для того, чтобы отгонять злых духов, по другой – чтобы дать покойному знать, когда кто-то пришел на кладбище. Считалось, что по возвращении с похорон нельзя оглядываться, иначе покойник заберёт кого-нибудь с собой. По этой же причине в течение нескольких лет имя усопшего избегали называть.
Причиной смерти ненцы считали волю богини Я’Миня, которая пишет документ жизни каждого человека, указывая и время смерти. Поэтому, когда кто-нибудь уходил в мир иной, люди говорили: "Написанная богиней запись подошла к концу".
Приближение смерти или болезни определяли по поведению зверей. Если птица неожиданно залетала в чум, старожилы советовали вырвать из головы пучок волосков и разорвать его пополам – смерть или болезнь пройдут стороной.
Детям нельзя кричать или шуметь по вечерам, спать на спине – в такой позе лежат мертвецы. Плохой приметой считалось фырканье оленя перед дальней дорогой и вылетевшая из печной трубы искра.
Своеобразно выглядели у ненцев поминки. Их проводили весной до роспуска листвы. На кладбище убивали оленя, варили мясо, к готовой пище приступали не сразу – давали умершим угоститься паром.