Верные слуги Короны. История серии лёгких крейсеров типа Dido

В первой половине XX века Великобритания всё ещё была колониальной державой. Владения в других частях света обеспечивали метрополию всем необходимым. И именно Королевский военно-морской флот должен был обеспечивать безопасность на путях коммуникаций. Долгое время новые британские корабли проектировались исходя из этих требований.

Верные слуги Короны. История серии лёгких крейсеров типа Dido Морские сражения, Великобритания, Корабль, Вторая мировая война, История, ВМФ, Длиннопост

Но в 30-е годы была поставлена другая задача — создать новый крейсер для действий в составе эскадр. Разработка с нуля была бы слишком долгой, поэтому за основу взяли лёгкий крейсер типа Arethusa. Пока шли обсуждения нового проекта, идея о вооружении корабля большим числом малокалиберной артиллерии запала в головы. В 1935 году было решено, что новый крейсер будет обеспечивать противовоздушную оборону за счёт универсальных орудий главного калибра. Но на выбор установок ГК потребовался ещё целый год. В это время шло проектирование новых линкоров типа King George V. В качестве вспомогательного вооружения на них хотели установить новые 133-мм универсальные установки. Поэтому конструкторы сразу нашли решение проблемы. Оснащение будущего крейсера данными орудиями позволило бы сэкономить время, так как разрабатывать новые не было необходимости.

Верные слуги Короны. История серии лёгких крейсеров типа Dido Морские сражения, Великобритания, Корабль, Вторая мировая война, История, ВМФ, Длиннопост

Лёгкий крейсер HMS Dido


В конечном варианте получился крейсер, обладавший следующими характеристиками:


Стандартное водоизмещение — 5600 т (полное — до 7170 т);
Длина/ширина/осадка — 147,8 / 15,4 / 5,1 м;
Энергетическая установка: 4 котла и 4 турбозубчатых агрегата;
Максимальная скорость хода — 32 узла;
Максимальная дальность плавания — 5560 морских миль (на скорости в 15 узлов);
Экипаж корабля — до 530 человек.

Самым неоднозначным в крейсере был главный калибр. Пять спаренных 133-мм универсальных установок 5,25’’ QF Mark I в теории обладали скорострельностью в 15 выстр/мин, но на деле она не превышала 10 выстр/мин. Низкая скорость наводки орудий не позволяла эффективно работать на средне-ближней дистанции. Наиболее сложными целями были низколетящие торпедоносцы. Но среди плюсов можно отметить достаточную эффективность против легкобронированных морских целей. Максимальная дальность стрельбы составляла почти 11,5 морских миль.


Другим недостатком стала нехватка установок Mark I. В первую очередь они шли на линкоры, а крейсерам доставались остатки. Поэтому 3 корабля (Dido, Bonaventure, Phoebe) получили по 4 башни из 5 запланированных, а Scilla и Charybdis вообще были вооружены 4×2 114-мм орудиями (такие же шли на авианосцы типа Illustrious).

Верные слуги Короны. История серии лёгких крейсеров типа Dido Морские сражения, Великобритания, Корабль, Вторая мировая война, История, ВМФ, Длиннопост

Главный калибр крейсеров типа Dido


Вспомогательное вооружение корабля составили 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата. Состав зенитной артиллерии был разнообразным. Те 3 корабля, что имели всего 4 башни ГК, получили по одному 102-мм орудию. Предусматривалось по две счетверённые установки «PomPom» и четыре 20-мм автомата Oerlikon («Эрликон»). Во время войны число орудий и их состав сильно менялся. Некоторые корабли получили 40-мм автоматы Bofors и дополнительные «Эрликоны». Так, к 1945 году среднее число зенитных стволов составляло примерно 30 единиц, что привело к увеличению полного водоизмещения до 7500 т.


Всего было заказано 11 крейсеров данного типа. Они вступили в строй в период с 1940 по 1942 годы. Паре кораблей, Argonaut и Scilla, довелось принять участие в сопровождении Арктических конвоев. Последний даже проявил себя при защите PQ-18. Но основным местом действия новых крейсеров стало Средиземное море. Забавным смотрится тот факт, что корабли данной серии получили свои имена из древнегреческой мифологии.


И ещё 5 крейсеров были построены по «чрезвычайной военной программе», они известны как крейсеры типа Improved Dido («Улучшенный Дидо») или Bellona. Эти корабли имели на одну башню ГК меньше, но взамен получили более эффективные средства ПВО, а также была усилена защита артпогреба. А внешне корабли отличались прямыми трубами и немного видоизменённой надстройкой. Главный калибр тоже стал лучше, так как были установлены 133-мм орудия QF Mark II, имевшие лучшую скорость наведения. Возросла скорострельность, а также имелся и автомат для выставления задержки взрывателя. Под конец войны часть боезапаса составляли снаряды с радиовзрывателем.

Верные слуги Короны. История серии лёгких крейсеров типа Dido Морские сражения, Великобритания, Корабль, Вторая мировая война, История, ВМФ, Длиннопост

HMS Black Prince, относившийся к серии Bellona


Несмотря на свои недостатки, новые крейсеры были востребованы флотом, особенно во Второй мировой войне. На период с 1940 по 1943 годы пришлось множество сражений, преимущественно на Средиземном море. Забегая вперёд можно сказать, что не все корабли пережили это время.


Корабль, давший имя всей серии, — Dido, пусть он и не был первым заложенным в ней. Вступил в строй в сентябре 1940 года. Крейсер отличился во множестве операций флота на Средиземном море. В мае 1941 года Dido получил серьёзные повреждения в результате попадания авиабомбы, но после ремонта в США вернулся в строй. Корабль прошёл всю войну и был выведен в резерв только в 1947 году.


Bonaventure — крейсер, вступивший в строй в мае 1940 года. Принимал участие в патрулях и сопровождениях конвоев в Атлантике. В 1941 году он был переведён на Средиземное море, где и нашёл свою гибель от торпед итальянской подводной лодки 31 марта 1941 года.


Naiad — вступил в строй в июле 1940 года. Служил сперва в Атлантике, а потом был направлен в Средиземное море. Участник боёв за Крит, где получил повреждения от авиации. После ремонта сопровождал конвои, пока 11 марта 1942 года не был потоплен германской подводной лодкой.

Phoebe — вступил в строй в сентябре 1940 года. Последовательно служил на Средиземном море, в Атлантике и даже в Индийском океане. Дважды получал повреждения от торпед противника. Был выведен из состава флота только в 1951 году.

Верные слуги Короны. История серии лёгких крейсеров типа Dido Морские сражения, Великобритания, Корабль, Вторая мировая война, История, ВМФ, Длиннопост

HMS Cleopatra


Euryalus — вступил в строй в июне 1941 года. Участвовал во множестве операций Королевского флота на Средиземном море. Несмотря на это, крейсер не получал повреждений. Его служба продолжалась до октября 1958 года.


Sirius — вступил в строй только в мае 1942 года, так как был повреждён во время налёта вражеской авиации . Прошёл всю войну на Средиземном море. В 1943 году получил повреждения — так же от действий авиации. Покинул флот только в 1955 году.


Hermione — вступил в строй в марте 1941 года. Крейсер сразу же был направлен в Средиземное море, где сопровождал Мальтийские конвои. В июне 1942 года он был торпедирован германской подводной лодкой и затонул.


Cleopatra — вступил в строй в декабре 1941 года. Был назначен в состав Средиземного флота Великобритании. В ходе службы получал повреждения и от авиабомбы, и от торпеды. Тем не менее он прошёл всю войну и был выведен из состава флота только в 1958 году.


Argonaut — вступил в строй в августе 1942 года. Участвовал в проводке Арктических конвоев и в сражениях на Средиземном море. Получил серьёзные повреждения от торпед итальянской подводной лодки и более чем на год встал на ремонт. После продолжил службу. Сдан на слом в 1955 году.

Верные слуги Короны. История серии лёгких крейсеров типа Dido Морские сражения, Великобритания, Корабль, Вторая мировая война, История, ВМФ, Длиннопост

HMS Charybdis


Charybdis — вступил в состав флота в декабре 1941 года. Служил на Средиземном море, участвовал в охранении конвоев. Погиб в бою с германскими миноносцами в Ла-Манше в октябре 1943 года.


Scylla — вступил в строй в июне 1942 года. Большую часть времени служил на Средиземном море. В июне 1944 года, оказывая поддержку силам Союзников в Нормандии, получил серьёзные повреждения, подорвавшись на мине. До конца войны не восстанавливался, а в 1950 году был сдан на слом.


Bellona — вступил в строй в октябре 1943 года. Участвовал в операции «Нептун», проводке Арктических конвоев. Служил до февраля 1959 года.


Spartan — вступил в состав флота в августе 1943 года. Служил на Средиземном море. Был потоплен германской планирующей бомбой Hs 293 в январе 1944 года.


Royalist — вступил в строй в сентябре 1943 года. Его служба проходила в Северной Атлантике и на Средиземном море. После войны был передан новозеландскому флоту, где служил до 1967 года.


Black Prince — был введён в строй в ноябре 1943 года. Участвовал в операциях у побережья Франции, на Средиземном море и на Дальнем Востоке. После войны был передан флоту Новой Зеландии, где служил до 1961 года. Затем возвращён Королевским ВМС и сдан на слом в 1962 году.


Diadem — последний крейсер в серии, вступил в строй в январе 1944 года. Принимал участие в операции «Нептун», а также в Арктических конвоях. После войны был продан Пакистану, где использовался до середины 80-х годов в качестве учебного корабля.


Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.