Вернули все полимеры
Недавно мы уже рассказывали, что в прошлом году экспорт продовольствия из России превысил его импорт, но теперь подтвердился и ещё один важный рекорд – в 2020 году наша страна впервые в истории продала за рубеж больше первичных полимеров, чем закупила. А это ещё один важный шаг не только к импортозамещению, но и к снижению сырьевой зависимости, что, фактически, означает выход из порочного глобального договора, который был нам навязан. Об этом и не только – в сегодняшнем выпуске.
Деньги из газа
Россия обладает огромными запасами природного газа, и именно из него производятся те самые первичные полимеры, которые затем используются для выпуска широчайшей номенклатуры всевозможных изделий – от упаковки до смартфонов. Однако долгое время мы не могли обеспечить даже собственные потребности, а необходимый для производства полимеров попутный нефтяной газ просто сжигался в факелах.
В 2019 году в Тобольске был построен гигантский комплекс «ЗапСибНефтехим», который позволил увеличить выпуск полимерной продукции в масштабах страны вдвое. Уже сейчас мы можем обеспечить собственные потребности по некоторым видам, но они не так велики, и настоящая борьба разворачивается за глобальный рынок, где пока доминируют США, Китай и Саудовская Аравия.
В прошлом году началось строительство Амурского газохимического комплекса, который позволит нашей стране увеличить выпуск продукции ещё вдвое. В рамках комплекса началось строительство уникальной и самой крупной в мире установки пиролиза. Сырьё сюда будет поступать с другого гиганта – Амурского газоперерабатывающего завода, который построен уже на 72%.
Свои проекты есть и у других компаний – «Татнефти», «Роснефти», «Лукойла» и прочих. Но самое главное во всей этой истории вот что.
Выход из договора
Рост мирового потребления полиэтилена значительно превышает рост потребления нефти и газа. Продавать нефтехимическую продукцию гораздо выгоднее, чем гнать сырьё. Так глубокая переработка, например, этана, увеличивает добавленную стоимость создаваемой из него продукции в четыре раза. И помогает развивать смежные отрасли, что ещё больше увеличивает мультипликативный эффект для всей экономики. Что в свою очередь позволяет развивать своё нефтегазовое машиностроение и снижать зависимость от иностранных поставок её высокотехнологичной продукции.
По итогам прошлого года несырьевой неэнергетический экспорт нашей страны в прошлом году достиг рекордного показателя в 161,3 млрд долларов, в том числе за счёт роста экспорта полимеров.
То есть битва за полимеры – это не просто очередное импортозамещение чего-то там, это одновременно и способ снизить нашу сырьевую зависимость, и дать импульс к росту своего высокотехнологичного производства и тысячи новых рабочих мест. Одним словом – переписать тот порочный договор, согласно которому наша страна обязана вечно разменивать свои недра на иностранные стеклянные бусы.
Но и не только это. На неделе наши учёные предложили ещё один оригинальный способ умного использования природного газа.
Медицинский газ
Российские учёные создали простую и эффективную технологию выделения ксенона из газогидратов. Ксенон – это газ, область применения которого гораздо шире, чем производство автомобильных фар. Он используется в космической отрасли, в микроэлектронике и даже в медицине. Именно наркоз на основе ксенона, который, к слову, изобретён в России, является самым эффективным и щадящим для организма, но, к сожалению, и самым дорогим – килограмм такого вещества стоит 200 тыс. рублей. Поэтому получают его далеко не все пациенты. Всё потому, что добывают ксенон из воздуха, в котором концентрация его ничтожно мала – всего 0,08 мл на кубометр.
Российские учёные создали технологию выделения ксенона из природного газа, в котором его концентрация намного выше, чем в воздухе, а значит, и конечный продукт будет гораздо дешевле. К этой задаче подступались многие, но лишь нам теперь удалось найти способ, как сделать процесс производства реально эффективным. И это ещё один вариант умного использования данных нам природой богатств, но главное, что люди получат доступ к безвредной медицинской услуге, которая раньше была им недоступна.