Вечерняя "Заря" советской космонавтики

С 1985 по 1989 год в РКК "Энергия" велась разработка космического корабля "Заря". Он должен был стать заменой "Союза" и "Прогресса", которые уже не отвечали требованиям перспективных проектов (Мир-2, ОСЭЦ).

Вечерняя "Заря" советской космонавтики Заря, Роскосмос, Космонавтика, Пилотируемый корабль, Длиннопост

На фото корабль для спасения экипажа на основе "Зари", проект которого готовили вместе с NASA.

Но начнём с характеристик: длина 5 м, диаметр 4,1 м, стартовая масса до 15 т, экипаж до 8 человек, доставка груза до 3 т и возвращение груза до 2,5 т (а также возможность беспилотных миссий и комбинаций экипаж + груз). Вишенка на торте — посадка на жрд и многоразовое использование до 30-50 раз (в том числе благодаря плитке как у "Бурана"). Некоторые приборы и агрегаты заимствовали у "Союза", запускать хотели на модернизированном "Зените" с Байконура

Вечерняя "Заря" советской космонавтики Заря, Роскосмос, Космонавтика, Пилотируемый корабль, Длиннопост

Агрегат обслуживания пилотируемых космических кораблей «Заря» и ракета-носитель «Зенит-3Ф» на космодроме Байконур. Фото И. Маринина из архива журнала «Новости космонавтики

"Зарю" предполагалось использовать для широкого спектра задач: от доставки грузов и экипажа на станцию до ремонта и дозаправки спутниках на орбите (вплоть до ГСО). Корабль должен был выполнять задачи, для которых "Буран" был избыточен.

На начальных этапах должны были устанавливать катапультируемые кресла для экипажа (он сокращался до 4 человек), длительность миссий в составе станции до 195 дней (в перспективе до 270 дней).

Вечерняя "Заря" советской космонавтики Заря, Роскосмос, Космонавтика, Пилотируемый корабль, Длиннопост

Многоразовый пилотируемый космический корабль «Заря» (7К-СМ, 14Ф70): 1 — возвращаемый корабль, 2 — транспортируемые грузы, 3 — посадочный двигатель, 4 — рабочий отсек, 5 — аэродинамический щиток, 6 — иллюминатор, 7 — звёздный датчик, 8 — катапультное кресло, 9 — пульт управления, 10 — антенна аппаратуры сближения, 11 — агрегатный отсек, 12 — бортовая аппаратура, 13 — двигатели причаливания и ориентации, 14 — лобовой теплозащитный экран-амортизатор, 15 — допплеровский измеритель скорости, 16 — система дозаправки и двигательная установка, 17 — навесной отсек, 18 — система электропитания с электрохимическим генератором, 19 — навесной холодный радиатор. РКК «Энергия»

Кстати, "Зарю" предполагалось использовать для спасения экипажа "Бурана" в экстренных ситуациях (подумали об этом даже до Колумбии). При этом был даже вариант возить "Зарю" в грузовом отсеке "Бурана".

В итоге, к 1989 году была готова основная документация, можно было приступать к изготовлению макетов для испытаний, но на финансирование проекта не было денег и его закрыли. Наработки по проекту потом пригодились при работе над "Клипером" и ПТК-НП ("Орёл").
Источник

Вечерняя "Заря" советской космонавтики Заря, Роскосмос, Космонавтика, Пилотируемый корабль, Длиннопост

Исследователи космоса

16.5K постов46.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)