Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Vae victis!

Неоднократно приходилось встречать упоминания про наших людей, которые в советское время попадали в западные страны (прежде всего, в ФРГ) в турпоездку или командировку. Заходили в большой магазин. И тут испытывали потрясение: "Как это может быть? Мы же их победили в войне, мы! Почему же они живут настолько лучше?"

Что это означает? Почему именно эта мысль приходит в голову большинству?

Люди не мыслят категориями развития. Они не могут вместить своей душою, что такое конструктивное преобразование реальности, создание нового. Таковых премудростей как бы не существует. Восприятие мира полностью архаическое, на уровне борьбы соседних племён. "Качество жизни зависит от того, какие военные трофеи ты захватил у побеждённого".

Отсюда и удивление, что побеждённые живут лучше. И, кстати, намёк - "может, нам повторить?"

Излюбленная патриотами фраза, которой они любят украшать свои автомобили, как видим, имеет куда более глубокое содержание. "Мы сами не можем развиваться, наше благосостояние полностью зависит от тех, кого мы победили. Если бывшие враги процветают, снова нужно воевать".

Это неосознанное признание, что мы морально готовы к войне. Потому что больше ничего не умеем.

Между тем, бессознательное потенциальных жертв точно так же всё расшифровывает.

Нас, русских, никто не любит. Окружающие относятся к нам с опаской. Потому что догадываются о "сатанинских глубинах" нашего мировосприятия.

Наши люди практически неспособны создавать новое - они мыслят как захватчики. Что успешно показали в конце 80-х, сразу же после того, как власти разрешили частный бизнес. На нём сначала выросла "надстройка" из частного рэкета, затем рэкета силовиков, и, наконец, рэкета всего чиновничьего сословия. Да и что был в то время отечественный бизнес? Открытие новых производств - или повальное разрушение старого, всеобщая воровская свистопляска? Функция (то есть менталитет "победителя") создала себе идеальную органику.

А что есть нынешний бизнес, как не желание не создавать, но - точно так же, кавалерийским наскоком - хапнуть побольше и побыстрее? Ведь это то же самое отношение как "победителя".

Наше чиновники точно так же воспринимают и ведут себя. Точно так же получают военные трофеи от каждого обращающегося к ним просителя.

Герцен справедливо замечает, что "государство расположилось в России, как оккупационная армия. Мы не ощущаем государство частью себя, частью общества". Только почему-то не берёт в толк, что категориями военных побед у нас мыслят решительно все. Вся русская жизнь построена на этих принципах. Мы не строители, но воины. Кстати, очень часто сами это признаём. Стыдливо забывая про неспособность к строительству. Как же! Вон какую державу отгрохали!

Отсюда и специфика подхода наших властей к реформированию общества. В их потугах отчётливо сквозит точно такое же отношение, как победоносной армии к врагам. "Мы делаем то, что считаем нужным. Vae victis!"

Это не преобразование страны и общества, но внезапное нападение. Чуть не написал, "вероломное"))

Где тут взяться вдумчивому, основательному, зрелому подходу? У нас всё делается налётом, как кавалерийская атака. Вспомним, как происходила коллективизация в 30-х... А разве не такими же поспешными были реформы Горбачёва? И тем более, модели реформ самых известных в то время политиков? "Быстрее, быстрее, надо успеть за 500 дней!"

А разве не столь же стремительных изменений в обществе ожидают наши либералы? Не к ним ли подталкивают правительство?

Зайдём в любое Интернет-сообщество, посвящённое власти. Короткие записи, вскрывающие пороки режима, призывающие "покончить с воровской элитой" набирают сотни лайков и комментариев. Вдумчивые тексты о том, что и как надо менять, не читает почти никто. Лично проверено, причём много раз.

Русский человек - не создатель нового, но воин. Оккупант по своей натуре. Чтобы он начал не побеждать, но создавать, его самого надо поставить в положение побеждённого. Заточить в шарашку. На нас действует только "кнут", но не "пряник" - в виде полноценного развития и процветания. Всё это не нужно суровым воинам. Напал, нахапал, натащил. Veni, vidi, vici.

Что такое была сталинская модернизация, как не превращение в шарашку целой страны? И был ли другой путь - при этаких-то субъективных и объективных обстоятельствах?

Да, нечто новое люди с таким менталитетом могут создавать. Но почти всегда для военных действий. Что и демонстрировала история всего СССР (вспомним разительное отличие качества советского ширпотреба и советского же оружия).

Да и нынешняя тоже. Сколь великую изобретательность демонстрируют создатели новой техники для войны власти с обществом! Акустические давилки, водомёты, бронемашины, "щит Калашникова"... Как насчёт новых трамваев - вместо импорта из Польши?

Мы, русские, не живём. Мы всё время воюем. Мы живём только войною. Логику военной битвы мы в открытую переносим на всю нашу действительность. В раннем СССР бились с беспризорниками и неграмотностью. Так и писали: "Все на борьбу!" Лозунги о повышении грамотности встречались куда реже. Нельзя, чтобы случайно!

Потом бились за снижение брака, перевыполнение плана и за урожай. И снова в терминах битвы, а не совершенствования/улучшения/повышения. В русском бизнесе - бессмысленном и беспощадном - при несовпадении показателей говорят "цифра не бьётся". В статье "Неврастения российского менеджмента" Алексей Фирсов пишет: "Есть моменты, которые слабо зависят от самой компании, поскольку их культурный контекст гораздо шире. Например, постоянно поддерживается ситуация прорыва. «Мы на рубеже, взять высоту, вызываю огонь на себя» и тому подобное. По сути, российский бизнес живет в военной стилистике. Он сражается. Понятно, что в ситуации сражения требуются одни качества, в период мирного созидания – другие. И этот мотив передается на все окружение. Если с тобой сражаются, ты тоже начинаешь поневоле сражаться" (https://republic.ru/posts/94718?fbclid=IwAR19IrL85jXoIq2YcPM...)

Чуть не все бюджетники бьются за улучшение показателей. Чиновники бьются за качество и количество отчётности. РПЦ бьётся с бездуховностью (то есть, в конечном счёте, за увеличение цифры посещаемости). Марионеточное правительство на Донбассе бьётся с Украиной, а крымское правительство - с татарскими активистами. Власть бьётся с народом, а либералы бьются с властью.

Для нас нет темы постепенного, спокойного развития и созидания, есть тема стремительной победы. Она пронизывает всё наше общество. Что мы подразумеваем прежде всего, когда называем себя великими?

Чем Путин отличается от других людей? Точно так же мыслит категориями победителя в войне. Отсюда и его громогласные камлания на тему "величия", "силы" да новейших вундервафель. "Нас никто не слушал, послушайте сейчас", — грозно изрекло Его Величество после того, как представило новое оружие (https://www.business-gazeta.ru/article/374211). Трепещите, враги! Можем повторить!

До тех пор, пока не изменится менталитет, когда люди поймут НУТРОМ, душою, всем своим существом, что благосостояние зависит не от победоносных захватов, но от индивидуальных усилий, от уважения не к Главнокомандующему с его величием, но к Личности и её скромному труду, когда связка "победа в войне <-> благосостояние" будет разорвана в головах у большинства, а самое главное - у власти, Россия вечно будет прозябать. Вечно оставаться колоссом на глиняных ногах. Вечно источать угрозу для других. И вечно обижаться, когда нас воспринимают как угрозу. "Мы, русские, самый миролюбивый народ! Наши войны были только оборонительные!"

Тем же, кто ломает голову, стоит ли надеяться на улучшение, или всё же лучше уехать, следует присмотреться: много ли делается в стране для изменения этого менталитета?

Vae victis! История, Россия, Длиннопост, Политика