Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

В высоком лондонском кругу.

26 февраля с.г. в лондонском Королевском институте международных отношений (Чатам-хаус) в рамках ежегодной русской лекции М.Б. Ходорковский рассказал высокому собранию о закате звезды В.В. Путина и о восхождении новой силы, именуемой «мы», под которой, очевидно, следует разуметь самого докладчика.
Уже начало речи было ознаменовано немалой исторической двусмысленностью. Сопоставляя себя с Петром Великим — «В 1698 году в Лондоне был Петр I. В рассказах о путешествиях Петра больше всего поражает его открытость новым идеям и стремление к общению с величайшими умами его времени… Из той поездки Петр вернулся домой с готовым проектом новой России — такой, какой он хотел ее видеть. Сегодня я хочу поделиться с вами образом России XXI века», — М. Б. Ходорковский не учел, что сложно сказать, с каким именно проектом царь вернулся из той поездки. Но точно известно, что его спешное возвращение было связано с сыском по поводу стрелецкого бунта и с начавшимися 10 октября 1698 года массовыми казнями. В рамках проекта новой России Петр самолично казнил пятерых стрельцов, всего же было лишено жизни 2 тыс. человек.
Более осторожный оратор предпочел бы о петровских проектах 1698 года не говорить вовсе. Впрочем, массовыми казнями в конце XVII веке и в Англии никого нельзя было удивить. Английский закон был в ту пору довольно свиреп.
Как бы то ни было, совершив в пассаже с Петром стандартное ораторское домогательство благосклонности — уж там удачно или неудачно, другой вопрос, — докладчик перешел к главной теме: противопоставлению темного владычества В.В. Путина и грядущего «нашего» светлого владычества.
С одной стороны, успехи В.В. Путина в прошлом: «Путин — не супермен, и он уже точно не войдет в историю как герой. На экране телевизора он может бороться с медведями, летать с перелетными птицами и охотиться с тиграми, но это сплошная фантазия. Путин с обнаженным торсом — это не сильный лидер, а голый король». Конец его бесславных дней будут мрачить мятежи, репрессии и мракобесие.
С другой стороны, грядет новое «мы» — племя младое и М. Б. Ходорковскому знакомое: «Я вижу, что за последние 25 лет сформировалось целое поколение людей, которые талантливы и хорошо образованны. Многие из них в полной мере являются гражданами мира и способны на равных конкурировать с лучшими представителями своих сфер». Эти «мы» способны на великие дела: «Мы задействуем всех людей, разделяющих наши ценности и поддерживающих цели: открытость и свободное взаимодействие людей на всех уровнях. Мы разработаем модель управления ключевыми отраслями, по эффективности превосходящую существующую в нашей стране в разы. Мы предложим свое видение внешней политики России, основанной на открытости, сотрудничестве и уважении, а не на противостоянии и запугивании. Мы опишем политическое устройство новой России, основанное на принципах свободной политической конкуренции».
«Мнится, слышу философа древности!» — восклицал a parte посланник де Ла Невилль, слушая, как аналогичные замыслы, содержащиеся в рукописной тетради «О грaждaнском житии или попрaвлении всех дел, яже нaдлежит обще нaроду», зачитывает ему кн. В.В. Голицын.
Испускали слушатели в Королевском институте аналогичные восторженные восклицания или не испускали, еще не очень понятно, как и непонятно вообще, произвело ли на них чтение заветных мыслей из сафьянного молескина «О грaждaнском житии или попрaвлении всех дел» должное впечатление. М.Б. Ходорковский усиленно напирал на то, что «западное общество не видит этих людей (т.е. «нас». — М.С.) и продолжает иметь дело только с Путиным, словно ему нет и никогда не будет альтернативы… Завтрашний день России и наших отношений лежит за пределами Путина. Не Путин будущее России. Будущее России — это мы».
Действительно, вряд ли в правящих кругах Британии много страстных сторонников В.В. Путина. Судя по премьеру Д. Кэмерону, скорее много страстных ненавистников. Но коварный Альбион не был бы коварным Альбионом, если бы не придавал меньшее значение мыслям из тетради М.Б. Ходорковского «О грaждaнском житии или попрaвлении всех дел, яже нaдлежит обще нaроду» и большее — практическому вопросу «Сколько у М.Б. Ходорковского дивизий?». Или хотя бы раздраженных гвардейских офицеров, с которыми тесно работает великобританский посол. Хотя, конечно, о таких вещах не принято говорить в рамках публичной лекции. Британского лицемерия тоже никто не отменял.
Из публичной же лекции можно было узнать только две новости. Во-первых, «Мы, Михаил Борисович Ходорковский», раньше подчеркивавший, что он только переучредит Россию и тут же удалится в частную жизнь, теперь этой оговорки уже не делает и, очевидно, намерен править Россией всегда. Во-вторых, М.Б. Ходорковский отпустил усы.
Вторая новость, пожалуй, интереснее.