В филиале ОДК «НИИД» открыли новый цех по 3D-печати деталей авиадвигателей

В филиале ОДК «НИИД» открыли новый цех по 3D-печати деталей авиадвигателей 3D печать, 3D моделирование, 3D принтер, Длиннопост

В Научно-исследовательском институте технологии и организации производства двигателей (НИИД) под эгидой Объединенной двигателестроительной корпорации (входящей в Госкорпорацию Ростех) запущен уникальный цех, оснащенный отечественным оборудованием для 3D-печати. Эти новейшие машины позволяют изготавливать детали крупных размеров - до нескольких метров в диаметре и массой до полутонны. Это включает в себя компоненты для перспективного авиационного двигателя ПД-35, которые ранее невозможно было создать в виде единого элемента и приходилось собирать из нескольких частей.

В этом новом цехе НИИД установлено передовое отечественное оборудование, предназначенное для улучшения технологии 3D-печати деталей авиационных двигателей. Изделия, создаваемые на этих установках, могут достигать размеров до двух метров в диаметре и метра в высоту.

"Аддитивные технологии стали неотъемлемой частью производства деталей авиационных двигателей. ОДК уже более 10 лет успешно использует 3D-печать, и НИИД играет ключевую роль в этом процессе. Новое оборудование в институте позволит развить научно-технологические навыки в области аддитивных технологий. Его внедрение на предприятиях корпорации значительно увеличит объемы производства деталей для современных авиадвигателей, в том числе для ПД-35", - отметил Михаил Бакрадзе, заместитель генерального директора ОДК и руководитель приоритетного технологического направления "Технологии двигателестроения".

Новое оборудование существенно превосходит стандартные 3D-принтеры по многим параметрам, позволяя производить не только крупногабаритные, но и тяжелые детали - максимальный вес может достигать 400 кг.

Одной из таких установок является роботизированная система ИЛИСТ-XL, предназначенная для производства деталей из жаропрочных никелевых и титановых сплавов методом прямого лазерного выращивания. Это уникальное оборудование разработано и произведено Институтом лазерных и сварочных технологий Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.

"Наш институт не только производит оборудование, но и обучает персонал корпорации работать на нем. Я уверен, что наше сотрудничество с ОДК будет только укрепляться", - подчеркнул Глеб Туричин, ректор СПбГМТУ.

Для изготовления крупногабаритных деталей диаметром более метра предусмотрен гибридный комплекс, оснащенный как лазерной установкой, так и пятикоординатным фрезерным станком.

Помимо оборудования для аддитивного производства крупных деталей газотурбинных двигателей, НИИД также оборудован установками для создания и ремонта мелких деталей двигателей.

С использованием оборудования из Зеленограда здесь будут осваиваться технологии ремонта металлических деталей, включая лопатки компрессоров высокого давления газотурбинных двигателей. Это будет производиться с использованием технологии лазерной порошковой наплавки сплавов и металлопорошковых композиций.

Кроме того, на новом участке НИИД с помощью 3D-печати будут изготавливаться заготовки из пластиковых и композитных материалов с температурой плавления до 300 градусов Цельсия. Новые принтеры предназначены для создания деталей небольших размеров - до 40 см в высоту.

Помимо оборудования для 3D-печати, научно-технологический комплекс НИИД также оборудован уникальной установкой инерционной сварки трением ПСТИ-400, полностью разработанной в России по заказу ОДК в 2021 году. Эта установка соединяет детали из жаропрочных материалов с осевым усилием, превышающим 400 тонн-силы, что позволяет снизить вес конструкции, улучшая ее прочностные характеристики и продлевая срок службы авиадвигателя.

Научно-исследовательский институт технологии и организации производства двигателей ОДК работает над формированием научно-технологического фонда для разработки перспективных газотурбинных двигателей. Одной из его задач является разработка нормативно-технологической базы для последующего внедрения новых технологий на предприятиях ОДК.

Совместно с Инженерным центром, ведущими конструкторскими бюро ОДК и научными организациями отрасли проводится разработка, освоение и внедрение промышленных критических и базовых технологий и технологического оборудования для изготовления деталей авиадвигателей для гражданской авиации, включая двигатель большой мощности ПД-35.

источник