640

Усталостное разрушение металла, или п###а рулю

Усталостное разрушение металла, или п###а рулю Усталость металла, Велосипед, Алюминий, Длиннопост

Спокойно без всякой жести и даже без напряжения катил по трассе на работу и вдруг правая рука резко проваливается вниз. Скорость небольшая, дорога ровная - легко удерживаю равновесие, но от дальнейшей поездки пришлось отказаться. В городе с сильным движением катать на половинке руля чревато боком.

Усталостное разрушение металла, или п###а рулю Усталость металла, Велосипед, Алюминий, Длиннопост

Довольно толстый металл, известный производитель хороших велосипедов. Но за 9 лет катания руль превратился в тыкву. Пробег примерно 25тыс км.

Словив такую психологическую травму лично, полез в гугл и вот что обнаружил (далее выдержки с сайта http://aluminium-guide.ru/mexanicheskie-svojstva-alyuminievy...):

Как и другие металлы, алюминий и его сплавы разрушаются при повторяющихся нагрузках при уровне напряжений значительно более низком, чем при статических нагрузках.


Обычная процедура усталостных испытаний заключается в испытании определенного количества образцов при различных уровнях амплитуды напряжения. При нанесении результатов испытаний на график напряжение-количество циклов до разрушения получают кривую усталости (рисунок 1). Ее также часто называют кривой Веллера

Усталостное разрушение металла, или п###а рулю Усталость металла, Велосипед, Алюминий, Длиннопост

У сталей кривая усталости имеет плоский участок, определяющий предел усталости. При напряжениях ниже этого предела усталости материал никогда не разрушиться. Большинство алюминиевых сплавов, как и другие цветные металлы, не имеют такого предела. Поэтому для большинства алюминиевых сплавов всегда в результате циклического нагружения будет происходить разрушение

Усталостное разрушение металла, или п###а рулю Усталость металла, Велосипед, Алюминий, Длиннопост

(и опять от себя)

Как видно из графика, прочность сплава мало влияет на усталостную прочность, а значит все алюминиевые рамы/рули/подседелы и прочее одинаково подвержены риску внезапно сломаться пополам, чем больше срок эксплуатации, тем выше вероятность разрушения. Вне зависимости от именитости бренда, примененных технологий облегчения и стоимости детали - время работает против нас. Может поэтому на велофорумах советуют менять алюминиевые рамы раз в 5 лет, правда там же приводят примеры использования по 20 и более лет.


PS

Ушел копить деньги на титановую раму.

Лига Велосипедистов

7.6K постов15.1K подписчик