Упыри, вампиры... Откуда пришли?
Поверья о вампирах были очень стойкими. В Германии только в XIX веке на государственном уровне было официально объявлено, что их не существует. В некоторых отдаленных сельских районах Южной Европы, в частности, на родине графа Дракулы – в Румынии, в вампиров верят до сих пор. Там практикуются обряды «нейтрализации» тел умерших, которые кажутся потенциальными кровососами.
Издревле против вампиров люди применяли различные средства. Самое известное – забить в грудь трупа упыря дубовый (в России – осиновый) кол. Этот обряд, превращающий, по народным представлениям, вампира в безобидного покойника, пришел, несомненно, с языческих времен, но он был не единственным в ассортименте «противовампирных средств». Безопасным становился обезглавленный или сожженный вампир, так же он не мог тронуть человека с нательным крестиком на груди, не переносил запаха и вкуса чеснока. В России, чтобы упырь «успокоился», иногда повторяли похоронный обряд.
Откуда же возникли европейские верования о трупах – кровососах? Существует много теорий. Возможно, за отправную точку надо брать причину человеческой боязни покойников вообще – то есть, страх смерти. Люди, потрясенные кончиной члена своей общины, в непросвещенную эпоху опасались, что он заберет их за собой. И в те тяжелые для человечества времена этот страх был небезоснователен: одними из главных человекоубийц тогда были заразные болезни, причину которых люди не знали.
Человек, болевший, например, туберкулезом или оспой, заражал и своих родных, и соседей, поскольку вакцинации, да и вообще, элементарных правил гигиены в старые времена не знали. Но от инфицирования до начала болезни должно было пройти некоторое время – так называемый инкубационный период. За это время первый заболевший мог умереть, и когда начинали болеть его сородичи, заразившиеся от него при его жизни, непросвещенные обыватели полагали, что это он незаметно встает из могилы и терзает тех. Особенно это характерно для туберкулеза легких, при котором больной кашляет кровью, выглядит изможденным и бледным, что могло создавать впечатление, будто у него высасывают кровь, а обостряются приступы именно в ночное время.
Брэм Стокер, описывая в своем романе смерть девушки от укусов вампира, возможно, сам того не подозревая, описал клиническую картину истощения человека от туберкулеза, в его время очень распространенного в Англии.
Отсюда же, вероятно, и поверье о том, что вампиры боятся чеснока – сильного природного дезинфицирующего средства.
Источник: http://history-thema.com/upyri-vampiry-otkuda-prishli/ (нарушение