Дубликаты не найдены

Отредактировал LactariuS 1 год назад
+1

С Днем художника !

раскрыть ветку 1
0
Спасибо!
Похожие посты
130

Памяти Олега Васильевича Верходанова

Памяти Олега Васильевича Верходанова Рисунок, Рисунок карандашом, Астрофизика, Астроном, Олег Верходанов, Астрономия, Учусь рисовать

5 апреля не стало Олега Васильевича Верходанова ..
Я только только познакомилась с его лекциями, которые всегда были наполнены множеством новых фактов и очень тонким юмором.

"Кто смотрел Чужого поднимите руки?"
"Реликтовое излучение это самое красивое, что есть в этом мире"
"Интерстеллар это фильм о формуле.."

мои любимые лекции:
1. Реликтовое излучение как основной космологический тест https://youtu.be/oHxyY1bu8J8
2. Одиноки ли мы во вселенной https://youtu.be/HSdZC3vl6Dk

250

Портреты дедушки. Графика

Глядя на жизнь своего дедушки, мы убедились в том, что труд умножает таланты и, соответственно, делает жизнь человека радостной и значимой.


Работа в рамках жанра хорошо развивает чувство реальности, если произведение выполняется с натуры. Нюансы среды, создают атмосферу и усиливают убедительность композиции.

Портреты дедушки. Графика Графика, Рисунок, Рисунок карандашом, Творчество, Дед, Живопись, Длиннопост
Портреты дедушки. Графика Графика, Рисунок, Рисунок карандашом, Творчество, Дед, Живопись, Длиннопост
Портреты дедушки. Графика Графика, Рисунок, Рисунок карандашом, Творчество, Дед, Живопись, Длиннопост
Портреты дедушки. Графика Графика, Рисунок, Рисунок карандашом, Творчество, Дед, Живопись, Длиннопост
Портреты дедушки. Графика Графика, Рисунок, Рисунок карандашом, Творчество, Дед, Живопись, Длиннопост

Instagram https://www.instagram.com/bratyarudnevy/

Показать полностью 5
168

Профессор Мордин Солус

Профессор Мордин Солус Учусь рисовать, Рисунок, Рисунок карандашом, Mass Effect, Мордин Солус

Акварельные и простые карандаши.

Надеюсь он отправился куда-нибудь, где тепло и солнечно, валяется на пляже и собирает ракушки, ставит опыты над ракушками.
Тоже хорошо.

339

Рисунки карандашом 8

Продолжил я рисовать всяких знаменитостей. И тогда я вспомнил про одного актера, у которого такое интересное лицо в плане рисования. Встречайте Уиллем Дефо. Тогда мне казалось что это лучшее что я нарисовал и вообще лучше не смогу. Правда и сейчас так кажется:))) наверное только был рисовальный пик и запал, которого сейчас почемуто нет.

Рисунки карандашом 8 Рисунок, Рисунок карандашом, Портрет, Уиллем Дефо, Мужчина, Черно-белое
867

Тяжелый и тупой: 5 «школьных» заблуждений и европейских средневековых мечах

Мало какое оружие овеяно таким количеством мифов, как меч. Оружие рыцаря, оружие кары, оружие короля… превратилось в оружие дезинформаторов и лжецов в наше время. Обнажим же наши мечи в борьбе с заблуждениями!

Тяжелый и тупой: 5 «школьных» заблуждений и европейских средневековых мечах Оружие, Холодное оружие, Меч, Европа, Средневековье, Мифы, Видео, Длиннопост

В этой статье мы будем говорить о различных средневековых европейских мечах. Приведённые факты могут быть не полностью (или даже полностью не) верными для мечей японских, китайских, индийских и прочих, произведённых по восточную сторону Суэцкого канала. О таких неевропейских мечах мы поговорим в другой раз, а пока — добро пожаловать в край замков, рыцарских турниров, наконечников стрел типа «бодкин» и полных латных доспехов.


1. Европейские мечи были тупыми


…и служили для забивания врагов, как дубиной.

Как водится, смотря с чем сравнивать. Но если коротко, европейские мечи были во много раз острее людей, рассказывающих об их тупизне.

Безусловно, клинок не затачивался до остроты бритвы или скальпеля — это ему не требовалось.

У него были задачи, принципиально отличные от «брить владельцу зону бикини» и «удалять аппендицит при помощи двуручника».

Тем не менее, остроты среднего меча было более чем достаточно, чтобы превратить целого человека в анатомическое пособие. Археологической науке известны экземпляры, дошедшие до нас через те самые 500-600 лет и сохранившие очень и очень приличную остроту лезвия.

Вероятнее всего, миф о тупизне средневековых мечей происходит от занятного факта: клинок был не в состоянии прорезать нормальный европейский доспех — латы, кольчугу, «вот это всё». Но неэффективность меча против лат ещё не говорит о его тупизне — только лишь о том, что для пробивания «защиты» рыцаря следовало использовать другое оружие…

Тяжелый и тупой: 5 «школьных» заблуждений и европейских средневековых мечах Оружие, Холодное оружие, Меч, Европа, Средневековье, Мифы, Видео, Длиннопост

Другой причиной возникновения мифа о тупизне мечей может быть техника боя, по-английски именуемая half-sword или half-swording (приличного русскоязычного термина для неё не существует). Суть техники — удержание меча за клинок либо для нанесения мощных и точных колющих ударов (которые как раз отлично пробивают латы в сочленениях и других слабых местах), либо для использования его в качестве импровизированной булавы.

Казалось бы, раз держишь меч за острый клинок — должен в момент лишиться всех пальцев. Но нет, заточенное оружие можно держать за острие, использовать его в бою и притом не получить травм.

Для демонстрации этого приведём недлинный видеоролик, в котором вопрос half-swording разобран практически досконально:

Если совсем коротко: до тех пор, пока меч не совершает режущее движение, он безопасен даже для голой руки, не говоря уже о руке защищённой.

Конечно, не стоит забывать о случаях, когда часть клинка, расположенную у рукояти, не затачивали вовсе, чтобы дополнительно обезопасить руки при half-swording или чтобы держать меч хватом, при котором указательный палец пересекает гарду и ложится на клинок. Капитан Очевидность спешит подсказать, что в таком случае незаточенной оставалась лишь малая часть клинка, тогда как остальная часть затачивалась обычным способом.


2. Средневековые мечи были тяжёлыми


Сложно точно сказать, откуда пошло это заблуждение. Наиболее вероятной версией кажется та, которая гласит, что чрезмерным весом (и, кстати, незаточенным клинком) обладали мечи парадно-церемониальные. То есть те, которым нужно лишь выглядеть красиво и внушительно, но никак не служить боевым оружием.

На самом же деле средний вес европейского одноручного меча (того, который в реальности называется arming sword, а в фэнтези — longsword) — 1,2 кг, плюс-минус 100 г.

Никаких клинков «по пять — семь килограмм, а в особых случаях — до 18 кило» не было в природе.

Об этом свидетельствует безумное количество источников — от «Википедии» (которой, как известно, верить нельзя), до ведущего специалиста по мечам Эварта Оукшотта.

Тяжелый и тупой: 5 «школьных» заблуждений и европейских средневековых мечах Оружие, Холодное оружие, Меч, Европа, Средневековье, Мифы, Видео, Длиннопост

Для двуручного же меча (greatsword — в фэнтези, longsword — в реальности) значение среднего веса — 1,75 кг.

Чисто для сравнения: 1,2 кило весит пистолет АПС с патронами и без кобуры-приклада, модная Beretta 92 с боеприпасами и классический Colt M1911A1 с ними же — можно ли считать эти пистолеты чрезмерно тяжёлыми?


3. Средневековые европейские мечи были сделаны из низкокачественной стали


Особенно это любят утверждать любители катан (которые — катаны, не любители, — как известно, «сделаны из самой лучшей в мире стали»). На самом же деле развитие металлургии в Европе позволяло производить сталь очень высокой пробы.

Да, качество мечей не было однородным — были клинки получше, были похуже. Были откровенно дерьмовые экземпляры — и были мечи, достойные короля Артура.

Но, если мы говорим о среднем оружии периода высокого или позднего Средневековья, то оно было сделано не просто из хорошей стали, а из тех сортов, которые сейчас назвали бы пружинными, — лучшей по соотношению качеств металла (твёрдости, прочности, гибкости), из которого в принципе можно делать клинки.

Тяжелый и тупой: 5 «школьных» заблуждений и европейских средневековых мечах Оружие, Холодное оружие, Меч, Европа, Средневековье, Мифы, Видео, Длиннопост

(Фото: Johnny Shumate)


Вообще, сталь, из которой производились мечи, — тема для отдельной статьи, а то и для диссертации. Но мы постараемся коротенько изложить основные моменты. Клинки, безусловно, можно было делать из закалённой стали — правда, в таком случае они становились не очень-то живучими и достаточно быстро приходили в негодность; тогда как пружинная сталь, отличающаяся высокой гибкостью, позволяла оружию, собственно, пружинить под ударами, что делало его существенно более «выносливым» и долговечным. В любом из этих случаев, однако, использовали металл лучшего (на то время) качества — тигельную сталь высочайшей очистки.

Однако глупо и опрометчиво было бы утверждать — мы и не смеем, — что все европейские мечи были качественными и высококлассными. Разумеется, нет. Клинков из стали похуже было куда больше. Но даже самая паршивая тигельная сталь позволяла сделать достаточно приличное оружие, которое не лопнет пополам при первом же ударе.

Ну а что касается лучших образцов, то… Европа обогнала по их качеству весь остальной свет. Если сравнивать аутентичные лучшие средневековые европейские мечи с лучшими же средневековыми мечами из любой другой части света, европейские победят с большим отрывом. Просто за счёт лучшего развития металлургии, чем где бы то ни было ещё.


4. Все европейские средневековые мечи были одинаковыми

Вот ещё! Как не являются одинаковыми современные автоматы, так не были одинаковыми и мечи — причём, с какой стороны ни посмотри.

Пожалуй, не будем особенно заострять внимание на такой очевидной вещи, как то, что даже не все они были обоюдоострыми — существовали, скажем, фальшионы и гросс-мессеры (которые, что самое характерное, тоже не были стандартизированными). Пойдём сразу дальше: даже если мы возьмём классический романский меч (прочно ассоциирующийся как раз с рыцарями и самим понятием «меч»), различий между разными экземплярами будет более чем достаточно — от формы гарды до заточки. Способов заточки меча и форм клинка вообще существовало безмерное количество, и каждая из них была более предназначена для одних целей и менее — для других. Мы приведём иллюстрацию, изображающую наиболее распространённые типы.

Тяжелый и тупой: 5 «школьных» заблуждений и европейских средневековых мечах Оружие, Холодное оружие, Меч, Европа, Средневековье, Мифы, Видео, Длиннопост

Несложно догадаться, что одни из приведённых вариантов больше подходили для режущих движений, другие — для рубящих, а третьи — вовсе для колющих.


5. Европейские мечи — оружие неотёсанных варваров, незнакомых с боевыми искусствами


Удивительное дело, но ходит по «интернетам» и такой миф. А заодно и его вариация: «любой каратист/дзюдоист/тхэквондист/победил бы европейского рыцаря голыми руками (и ногами)».

Что ж, скажем «спасибо» популяризаторам точки зрения: «боевые искусства» — термин, распространяющийся сугубо на восточные единоборства типа того же каратэ.

Сюрприз: фехтование — тоже боевое искусство, и вот как раз в фехтовании европейцы превзошли всех остальных… даже самураев, мои маленькие фанаты катан.

Почему же так вышло, что в Европе основным видом боевых искусств стало фехтование, а в Азии — всяческое рукомашество и дрыгоножество?

Вопрос тонкий, а ответ — исторически-юридический: в Европе холодное оружие было распространено куда шире, чем в азиатских странах. Помните усреднённый японский уклад? Если ты не самурай, оружие тебе не положено. Тогда как в этих наших Франциях и Германиях нож, меч, копьё и чёрт-те что ещё было практически у каждого.

Тяжелый и тупой: 5 «школьных» заблуждений и европейских средневековых мечах Оружие, Холодное оружие, Меч, Европа, Средневековье, Мифы, Видео, Длиннопост

Очевидно, что более всего развиваться будет то, что распространено, — в случае краёв замков, лат и требушетов этим стало фехтование. Сколько трактатов и руководств по фехтованию и иному использованию мечей было написано и прочитано за тысячелетнюю историю Средневековья! А сколько способов, школ и техник владения мечом было создано!

Взгляните на средневековые труды Glasgow Fecht- und Ringbuch, Liber De Arte Gladiatoria Dimicandi, Opus amplissimum de arte athletica и тому подобные. Во-первых, бо́льшая их часть — настоящие произведения искусства; во-вторых, обратите внимание на количество техник боя, приёмов, стоек и прочих элементов. А писались эти книги во время массового распространения холодного оружия вообще и мечей в частности — и для людей, которым это оружие придётся применять на практике.

И безусловно, всяческая борьба без оружия в Европе тоже существовала, идиотизмом было бы утверждать обратное. Но распространение она получила существенно меньшее, чем фехтование.


Алексей Попенков

warhead.su

Показать полностью 5 1
77

ЖУКК. Инопланетный сверхкот

Мое хобби - создание собственного мультсериала под названием "Заберите меня с этой планеты", и я надеюсь, что однажды оно станет основной работой.

На данный момент я занимаюсь черновиком трейлера. Он уже на последних этапах. Разумеется, когда доделаю - поделюсь им на Пикабу. Но пока работа еще идет, я решил показать некоторые сцены с одним из многих персонажей.

Для тех, кто не связан с анимацией: что вы видете ниже - черновики на раннем этапа. В итоговом варианте, разумеется, все будет цветным и плавным, как в обычных мультфильмах, вроде Симпсонов.

ЖУКК. Инопланетный сверхкот Заберите меня с этой планеты, Мультфильмы, Рисунок, Арт, Набросок, Персонажи, Гифка, Юмор, Длиннопост

Жукк - агент службы безопасности с далекой планеты. На конце его хвоста кисть руки, похожая на человеческую. Его рабочее оборудование - костюм, делающий его антропоморфным существом, похожим на космодесантника и добавляющий 2ю, более сильную руку.

ЖУКК. Инопланетный сверхкот Заберите меня с этой планеты, Мультфильмы, Рисунок, Арт, Набросок, Персонажи, Гифка, Юмор, Длиннопост

После того, как на его родной планете пойман последний редкий преступник, Жукк испытывает личностный экзистенциальный кризис. Он принимает решение покинуть планету с почти идеальным обществом и искать себе место там, где есть поле для применения своих способностей.

ЖУКК. Инопланетный сверхкот Заберите меня с этой планеты, Мультфильмы, Рисунок, Арт, Набросок, Персонажи, Гифка, Юмор, Длиннопост

Костюм может действовать автономно.

ЖУКК. Инопланетный сверхкот Заберите меня с этой планеты, Мультфильмы, Рисунок, Арт, Набросок, Персонажи, Гифка, Юмор, Длиннопост

Мне предстоит еще много работы по подготовке необходимых материалов и фин. рассчетов, но когда она будет завершена надеюсь показать вам увлекательный мультсериал в атмосфере 90х-нулевых со своей особой философией. Планируется сезон из 13ти серий по 20 минут.

ЖУКК. Инопланетный сверхкот Заберите меня с этой планеты, Мультфильмы, Рисунок, Арт, Набросок, Персонажи, Гифка, Юмор, Длиннопост

Одной из главных целей мультсериала является продвижение научного образа мышления среди обычных людей и объяснения главных принципов.

Показать полностью 3
237

Меч в североевропейской культуре VIII - XI вв

авторы С. А. Васютин, И. А. Кабурнеев.

Меч в североевропейской культуре VIII - XI вв Лига историков, Меч, Европа, Средневековье, Длиннопост

Мечи получают сравнительно широкое распространение у древнегерманского населения Северной Европы в эпоху Великого переселения народов (поздний римский век). Судя по археологических находкам, наиболее часто встречались три вида мечей. Первый - длинный обоюдоострый римский меч, который правильнее называть «кельтским», потому что такие мечи для конных воинов создавались по кельтским образцам (кельтский оригинал в литературе называют «спата») и нередко кельтскими же кузнецами. Образцовые находки таких «кельтских» мечей были обнаружены в погребении № 2 в Кюндбю и Билдсё на о. Зеландия, в болотах в Торсбъерге (Южная Ютландия), Вимозе, Нидаме (Нюдам) и многих других местах.

Меч в североевропейской культуре VIII - XI вв Лига историков, Меч, Европа, Средневековье, Длиннопост

Мечи из Нидаме


Гораздо реже среди скандинавских находок встречались короткие мечи, своими размерами напоминавшие римские «гладиусы». Тетьим видом меча был сакс (лангсакс, скрамсакс) - боевой однолезвийный нож длиной обычно около 50 см. Его популярность объяснялась тем, что он был значительно дешевле и легче в изготовлении, чем кельтские мечи. В целом археологические исследования свидетельствуют, что среди мечей, обнаруженных на территории Скандинавии и Ютландии преобладало импортное оружие, разными путями попавшее на север.

Меч в североевропейской культуре VIII - XI вв Лига историков, Меч, Европа, Средневековье, Длиннопост

Скрамасакс и прорисовка узора на клинке


Стоит обратить внимание на то, что уже в первой половине I тыс. н. э. меч воспринимался германцами не просто как оружие, а как сакрализован-ный объект, который входил в состав жертвенных кладов. В некоторых случаях, как, например, клад в болоте Нидам, число мечей достигало сотни и более. Причем большинство мечей было найдено согнутыми и с глубокими зарубками на клинках. Мечи также представлены в элитных захоронениях древних германцев. Как и в случае с кладами, в болотах в ряде захоронений такие мечи были предварительно согнуты и уже не годились к употреблению. В то же время находки парадных мечей в некрополях германских вождей предположительно говорят о том, что погребенные вожди-воины должны были появиться в потустороннем мире с оружием и другими предметами сопроводительного инвентаря. Отсутствие мечей в рядовых захоронениях может гипотетически объясняться традицией передавать оружие сыновьям, родственникам или знатным воинам за определенные заслуги перед семьей покойного. Во всяком случае подобные факты не редкость для раннесредневекового периода. По всей видимости, в эпоху Великого переселения народов сколько-нибудь единой традиции употребления оружия в погребальных ритуалах еще не возникло.

Меч в североевропейской культуре VIII - XI вв Лига историков, Меч, Европа, Средневековье, Длиннопост

Германский варвар, 5 век н.э.


Мечи, сходные по форме с меровингскими мечами (вероятно, привозные или являющиеся подражанием), известны по погребальным памятникам вендельского периода (VI - VIII вв.). Название периоду дали курганы знаменитого некрополя Вендель в Средней Швеции. Вендельское оружие, в том числе и мечи, были отделаны с исключительной пышностью и великолепием. Торжественное и парадное такое оружие вряд ли предназначалось для боя. Скорее, они служили для церемониальных выездов и ритуалов, связанных с регулярными сборами народного ополчения, которые совпадали как с религиозными праздниками, так и с собраниями тингов. Г. С. Лебедев образно охарактеризовал эту эпоху словами из «Старшей Эдды». По его мнению, только современник Инглингов (в вендельский период династия в Упсале - главном административном и религиозном центре Средней Швеции) мог воскликнуть:


У нас семь палат,

полных мечами,

их рукояти

в резьбе золотой...

Меч в североевропейской культуре VIII - XI вв Лига историков, Меч, Европа, Средневековье, Длиннопост
Меч в североевропейской культуре VIII - XI вв Лига историков, Меч, Европа, Средневековье, Длиннопост

Меч из Саттон Ху


Ведущее место в наступательном комплексе меч занимает в «эпоху викингов», принятая западноевропейская хронология которой охватывает период с 793 по 1066 гг. Восточноевропейское направление экспансии викингов можно ограничить серединой VIII - первой половиной XI вв. В этот период во всей Европе получает распространение так называемый ранний каролингский меч, продолжавший традиции меровингского меча. Специалистами он характеризуется как «одно из основных и, безусловно, наиболее эффективное оружие Европы в VIII-ХIII вв. Типичный каролингский меч при средней длине 75 - 110 см отличался выдающимися рубящими характеристиками, прочностью, надежностью и легкостью конструкции. Прототипные и основная масса собственно каролингских мечей создавались в рейнских мастерских, активно импортировалась и воспроизводились в Скандинавии, на Руси и во многих других регионах Европы.


Мечи эпохи викингов состояли из пяти частей: кованого стального лезвия; гарды, расположенной возле лезвия; затем шла плоская рукоять меча, сужающаяся от лезвия вверх; вторая крестовина или эфес и, наконец, треугольный, полукруглый или многогранный набалдашник (навершие), с помощью которого сбалансировался меч. По середине плоскости клинка с двух сторон проходил жёлоб (дол). Он создавал ребра жесткости, что делало меч прочным, и одновременно более легким.

Меч в североевропейской культуре VIII - XI вв Лига историков, Меч, Европа, Средневековье, Длиннопост

Меч почти всегда использовался для рубящих, а не колющих ударов. Он весил от 0,9 до 1,3 кг и обычно его держали только в одной руке, хотя смелый боец мог отбросить щит или перевесить его на спину и использовать обе руки, чтобы нанести более сильный удар. Как говорил датский хронист Саксон Грамматик: «В старину в сражениях люди не стремились быстро и беспрерывно обмениваться ударами; бывали перерывы и определенная очередь в ударах; весь поединок заканчивался несколькими ударами, но удары эти были ужасны. Почиталась скорее мощь, нежели число ударов».


Мечи викингов часто имели своеобразную заточку. Оттачивалась только верхняя треть клинка, нижние две трети слабо или вообще не затачивались. Воины, парируя удары, подставляли нижнюю, слабо заточенную часть клинка, а наносили удары верхней частью. Таким образом, острое лезвие меча предохранялось от поломки и зазубрин.

Меч в североевропейской культуре VIII - XI вв Лига историков, Меч, Европа, Средневековье, Длиннопост

Для меча в первую очередь было необходимо негнущееся лезвие, так как во время боя лезвием меча наносились тяжелые удары; как колющее оружие меч в раннее средневековье практически не использовали. Для того чтобы добиться необходимой прочности, нужно было увеличить содержание углерода в доступной кузнецу железной руде (поскольку оно было слишком низким). Этого добивались с помощью сложной и красивой техники, известной как «узорчатая ковка» или «узорная сварка» (дамаскирование), известной задолго до эпохи викингов. Такая технология изготовления мечей применялась еще в I тыс. н. э. Лезвие меча состояло из множества тоненьких брусков (полос) железа, «упакованного» в угли, которое раскаляли добела, пока его поверхность не впитает достаточно углерода и не превратится в сталь (хотя основа при этом оставалась железной). Сердцевина брусков была темной, а стальная поверхность - более светлой. Затем, для более равномерного распределения стали, железные полосы складывали вдвое, охлаждали различными способами, а затем проковывали; потом снова складывали вдвое и снова проковывали. Наконец, такой пучок перекрученных брусочков сваривали. Получалась центральная часть клинка. К ней приваривали две полоски из наилучшей стали, которые образовывали режущие края. Затем весь клинок полировали и придавали ему форму. В ходе этого процесса в центральной части клинка образовывался узор: переплетающиеся полосы стали и простого железа выглядели как клубящиеся светлые и темные волны, как извивающиеся змеи или ветви. Конечно, цель сварки была чисто практической, однако полученные змеиные узоры придавали оружию не только эстетический вид, но и превращали его в символ доблести героя, придавала мечу мифологический смысл, связь со змеиным жалом.

Меч в североевропейской культуре VIII - XI вв Лига историков, Меч, Европа, Средневековье, Длиннопост

Скандинавский меч, 9 век

Меч в североевропейской культуре VIII - XI вв Лига историков, Меч, Европа, Средневековье, Длиннопост

Работа современного кузнеца


Поэтому так популярен сюжет о змеиных мечах в североевропейской эпической традиции:


Также герою стало подспорьем

То, что вручил ему вития Хродгаров:

Меч с рукоятью, старинный Хрунтинг,

Лучший из славных клинков наследных;

(были на лезвии, на крови закаленном, зельем вытравлены узорные змеи)...


Сюжет о мечах со змеиными узорами часто фигурирует в эпической литературе Скандинавии и Англии, а также в скальдических произведениях. Лезвие меча «пестрое, как змеиная кожа» упоминается и в «Беовульфе». Вполне уместное сравнение меча со смертельно ядовитой змеей продолжало использоваться еще долго после того, как «узорчатая ковка» ушла в прошлое.


Если содержание углерода в клинке было достаточно высоким, то его можно было сделать еще

тверже посредством закалки. Для этого меч снова раскаляли и затем охлаждали - так быстро и резко, как только было возможно, погружая его в какую-нибудь жидкость. Неизвестно, какая именно жидкость использовалась. Вполне вероятно, что это была не просто вода, поскольку в таком случае вокруг раскаленного клинка слишком быстро образовался бы «барьер» из пара, который мог помешать ему охладиться мгновенно. Высказывались предположения, что это могло быть масло, мед или влажная глина.

Меч в североевропейской культуре VIII - XI вв Лига историков, Меч, Европа, Средневековье, Длиннопост

Процесс закалки был строго охранявшейся профессиональной тайной кузнецов.


На поясе Нидуда

Меч мой сверкает, его наточил я

Как можно острее

И закалил

Как можно крепче;

Мой меч навсегда От меня унесли,

Не быть ему больше в кузнице Вёлунда.

Меч в североевропейской культуре VIII - XI вв Лига историков, Меч, Европа, Средневековье, Длиннопост

Вёлунд, бог-кузнец, современны арт


В Северной Европе широко была распространена вера в то, что мечи закаляли в крови, и такие мечи были гораздо опаснее обычных. В «Беовульфе» говорится, что один необыкновенно благородный клинок был «закален в крови». Наконец, лезвие меча затачивали и всю его поверхность делали гладкой и блестящей с помощью какой-нибудь некрепкой кислоты (уксуса, мочи или дубильной кислоты), в результате чего «узоры» на поверхности выступали еще ярче. Возможно, именно из-за этой обработки кислотой поэты иногда упоминают о «яде» в связи с оружием, поскольку нельзя считать, что оно в буквальном смысле было отравлено. В одной поэме из «Старшей Эдды» описывается меч Сигурда Вёльсунга, причем, судя по всему, имеется в виду именно процесс изготовления: «Был клинок в огне закален, капли яда таил он в себе... ».


К концу IX столетия в континентальной части Западной Европы, а затем и не ее севере, на смену ранним каролингским мечам пришли мечи нового типа (поздние каролингские мечи), с гораздо более высоким содержанием углерода (до 75 %). Углерод равномерно распределялся по всему клинку, так что в «узорчатой ковке» нужды больше не было (хотя мечи в такой технике изготавливались еще достаточно долго). Возможно, это улучшение произошло в результате того, что стали доступны более высококачественные руды. Видимо, усовершенствовалась и конструкция плавильных печей. Новые лезвия были не только прочнее, но и легче. У этих мечей были более длинные клинки, которые резко сужались к концу лезвия. В связи с этим центр тяжести у них ближе к рукояти, поэтому ими было легче не только наносить резкие рубящие удары, но и колоть. Также такие мечи можно было гораздо быстрее поднимать после удара и превращать передний удар в боковой, применяя гораздо меньше сил, чем с мечом старой конструкции.


Появление таких мечей совпало с возникновением нового способа клеймить лезвия, на которых

часто встречается имя "+VLFBERHT+"

Меч в североевропейской культуре VIII - XI вв Лига историков, Меч, Европа, Средневековье, Длиннопост
Меч в североевропейской культуре VIII - XI вв Лига историков, Меч, Европа, Средневековье, Длиннопост

Мечи с именем этого мастера встречаются по всей Европе. Впервые такие мечи появляются незадолго до 900 года. Их продолжали изготавливать на протяжении более 200 лет, видимо, потомки и ученики первого Ульфберхта, чье имя продолжали использовать в качестве фирменного знака. По распространению мечей «Ульфберхта» кажется вероятным, что изготовлялись они где-то в Рейнской области (которая и в последующие века славилась своими мечниками) и что они импортировались в Скандинавию через Хедебю. Вторая группа мечей - с метками INGELRII - начала появляться в Скандинавии в X веке; считается, что они франкского происхождения. Однако встречались и мечи-подделки с искаженными именами мастеров. То, что подделывали две различные марки, доказывает, что эти клинки считались лучшими из всех; иначе в воспроизведении клейма не было бы никакого смысл. Неизвестно, существовали ли в Северной Европе какие-либо центры, где в достаточном количестве изготовлялось высококачественное оружие. Археологические данные свидетельствуют о том, что квалифицированные мастера работали в Англии, но в Скандинавии точные аналоги рейнским и франкским мечам не изготавливались. Здесь преобладали мечи худшего качества, сделанные из местного озерного железа.


Самые лучшие мечи завозились в Скандинавию из Рейнланда. Карлу Великому пришлось наложить запрет на экспорт мечей и лезвий из своих владений из-за тех разрушений, которые совершали викинги на севере. Следует отметить, что ему пришлось особо запретить церкви экспортировать великолепное оружие, производимое ее общинами, ибо поначалу они считали, что данный запрет на них не распространяется!

Меч в североевропейской культуре VIII - XI вв Лига историков, Меч, Европа, Средневековье, Длиннопост
Меч в североевропейской культуре VIII - XI вв Лига историков, Меч, Европа, Средневековье, Длиннопост

Судя по западноевропейским и восточным источникам, меч был обязательным атрибутом скандинавского воина и купца. Так, арабский путешественник Ибн Фадлан описывает свою встречу с русами (викингами) в Булгаре и указывает, что «у каждого из них имеется секира, меч и нож, и он никогда не расстается с тем, о чем мы упомянули. Мечи их плоские, с бороздками, франкские».


Меч являлся символическим предметом. В руках конунга он олицетворял власть. Полученный в награду за подвиги меч, как и изделия из драгоценных металлов, были символами удачи и доблести. В Скандинавии на свадьбе жених и невеста обменивались мечами, меч мужа потом хранили для его сына.


Меч был неразрывно связан с воином, причем избранным героям соответствовало избранное оружие. В эпосе они словно бы изначально предназначались друг другу, словно ждали «встречи» друг с другом. Так, Беовульф, вступивший в бой с матерью Гренделя в болотных глубинах, когда понял, что меч Хрунтинг не может причинить чудовищу вреда, находит другой меч, который ждал его в доме Грен-деля со времен существования великанов. В то же время из других примеров видно, что рано или поздно меч героя начинает жить своей собственной жизнью, не зависящей от него.


Нынешний владелец меча обладает им временно, он - всего лишь один из длинной цепочки людей, владевших этим предметом, который станет достоянием его потомков. Таким образом, меч осуществляет преемственность поколений и связь между героями, но он же может послужить и причиной трагедии. Но не только меч мог влиять на человека, которому он принадлежал, герой также передавал часть собственных качеств мечу. Вот почему из всех даров, которыми удачливый конунг мог одарить своих соратников, делясь с ними собственной силой, отвагой, везением, самым лучшим являлся меч. Закономерно, что он вызывал наибольший страх, ведь любой человек с мечом в руке олицетворял собой силу и власть.

Меч в североевропейской культуре VIII - XI вв Лига историков, Меч, Европа, Средневековье, Длиннопост

Изображение каролингского меча из штутгартской псалтыри, ок. 830 года.


С другой же стороны, чужой меч воспринимался как нечто опасное, к чему не стоит даже прикасаться, дабы не накликать беду. Интересно, что пришедшее в Северную Европу христианство даже не пыталось бороться с этим совершенно языческим обожествлением оружия. Напротив, оно использовало его в своих целях: разрешив приносить на нем клятвы в судебных поединках, священники приравняли его к Евангелию. Очень нескоро второе смогло вытеснить первое. Как и положено легендарному наследству, мечи викингов имели имена, часто столь же резкие и выразительные, сколь вычурны были их эфесы. Например, Gramr (Неистовый), Grísíдa (Серые бока), Gunnlogi (Пламя битвы), Fotbitr (Пожиратель ступней), Leggbir (Пожиратель ног), Skrofnung (Укус), Nadr (Гадюка) и Naegling (Пронзающий).

Меч в североевропейской культуре VIII - XI вв Лига историков, Меч, Европа, Средневековье, Длиннопост

Император Священной римской империи, король Германии, король Италии (с 973 года) Оттон II Рыжий с мечом каролингского типа


Меч для викинга был больше, чем просто оружие, клинок берегли и передавали по наследству, на нем произносили клятвы и его именем проклинали врагов, жених и невеста обменивались мечами на свадьбе, мечом конунг одаривал удачливого и успешного воина, совершившего подвиг на поле брани, передавая ему частицу собственной силы, славы и везения. Потерять меч было величайшим позором, равным по значению трусости. Меч был вместилищем духа воина, его силы и его вторым я. После смерти владельца его меч, следовал за усопшим воином в могилу. Таким образом, мы можем говорить о сложившемся в эпоху викингов скандинавском культе меча.

Показать полностью 17
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: