367

Удивительная хрень - 2

По случаю окончания зимы предлагаю вашему вниманию новый эпизод в моем сериале "Керамика и мороз". Тут мы снова увидим что происходит на морозе с пористой глазурованной керамикой из которой на этот раз сделали не только черепицу, но и фасадные изразцы.

Дело происходит в Москве, по адресу Серпуховский вал, дом 16/25, и главным трагическим персонажем будет несчастный старообрядческий храм.
Кратко его судьбу можно описать тремя картинками.
Таким его задумал архитектор:

Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост

Таким его внезапно сделали в 2014 году:

Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост

Таким он стал к 2025 году:

Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост

Я некоторое время жил неподалеку от этого храма и наблюдаю за ним с 1998 года. Тогда в нем был бар и выглядел он намного лучше:

Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост

Классическая такая московская краснокирпичная архитектура.

В 2013 году его внезапно закрыли лесами и в 2014 нашим изумлённым взорам открылось вот такое шапито:

Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост

Я даже глазам не поверил сначала. Как можно было сморозить такую отсебятину на архитектурном памятнике? Полез изучать вопрос, и оказалось, что этот храм никакой не памятник. По документам, естественно. Ну, мало ли что в 1912 году построен архитектором Н.Г. Мартьяновым. Не памятник. Делайте что хотите.
Ну, вот и сделали.

Было:

Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост

Стало:

Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост

Было:

Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост

Стало:

Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост

На реактивной тяге воспламенившегося от возмущения афедрона я был готов взлететь выше крыш. Я тогда писал в ЖЖ и подробно разобрал всю эту затею по винтикам с точки зрения реставрации архитектуры. Кто любит подобные лонгриды, заходите почитать вот сюда. Заодно узнаете печальную историю этого храма, который кабаком быть перестал, но до сих пор храмом так и не стал.

Разумеется, я стал наблюдать и за этими изразцами. Подчеркну красным: как и за любыми другими изразцами, которые попались мне на глаза. В том числе и за теми, которые я сделал сам. В прошлый раз подробно это разобрал вот тут: Юра Осинин и мороз. Есть и на моей совести мрачное пятно, если вы вдруг не знали.

Уже к 2018 году стало ясно, что судьба их плачевна, т.к. многие из них к этому времени покрылись трещинами:

Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост

Нижняя часть ограды вокруг храма была отделана неким подобием керамического кабанчика, и начинала потихоньку в некоторых местах отслаиваться и разрушаться:

Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост
Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост
Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост

В самых уязвимых местах, на гранях и углах.

Ну а к 2025 году ограды из кабанчика уже не было совсем. Как-то я упустил момент и не увидел что же с ней в итоге произошло:

Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост

Судя по Яндекс-панорамам, "кабанчик" в 2022 еще был:

Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост

А в 2023 уже исчез:

Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост

Купола в 2025 выглядят так:

Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост

Словом, нехорошо выглядят:

Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост

С изразцов отваливаются крупные пласты материала:

Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост
Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост

Разрушаются и арлекинские пилястры:

Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост

Все осыпается и грустно лежит на земле:

Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост

Черепица держится чуть лучше, но только пока не присмотришься повнимательнее:

Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост

Хотя, если зрение не очень хорошее, то издалека можно и не заметить ничего:

Удивительная хрень - 2 История города, Керамика, Изразцы, Москва, Было-стало, Паллада, Длиннопост

Кто же это так наворотил, спросите вы? Хотя, может и не спросите. Но я все равно скажу, так как этот несчастный во всех смыслах храм мне особенно жаль. Он до сих пор ничей и не используется как храм. Вообще. А работали над этими изразцами те же керамисты, которые создали черепицу музея Суворова из поста "Удивительная хрень"

Причины разрушений я даже писать второй раз не стану. Они абсолютно те же, т.к. законы физики и в Питере и в Москве работают одинаково.
После поста про музей Суворова авторы со мной связались и пояснили что я ничего не понимаю в "физике разрушения" и что на самом деле черепица рассыпается из-за строителей. Они положили не ту мембрану под черепицу, они не сделали достаточно большие продухи под черепицей и вообще мансарда под черепицей -- "горячая". Вот поэтому черепица и рассыпается, а вовсе не потому, что она воду впитывает и испарить не может. Я спросил измеряли ли они водопоглощение своих изделий и ответом на свой вопрос получил другой вопрос: "А ты измерял?"
Ну, что делать. Пришлось вернуться к музею Суворова, взять там пару черепиц с земли, благо что они падают в руки всех желающих, и замерить водопоглощение согласно требованиям ГОСТа. И оно далеко не нулевое. Но об этом в другой раз. Сюда картинки уже не влезают.

Одно безусловно радует: лет через 10 вся эта сияющая чепуха окончательно опадет и мы снова увидим этот храм таким, каким он и должен быть по замыслу архитектора.