Туры в Беларусь. Буйничское поле. Поэт Константин Симонов
«Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, — поле под Могилевом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…» - написал в своем дневнике Константин Симонов.
Это поле - место в семи километрах от белорусского города Могилева. Бывшая деревенька Буйничи. Буйничское поле.
Буйничское поле.
В июле 1941-го Константин Симонов и фотокорреспондент Павел Трошкин оказались в расположении 338-го полка, защищавшего Могилев. Для Симонова это было одно из первых журналистских заданий и первый настоящий фронтовой очерк. И первый ужас войны, который он пронес через всю свою жизнь и творчество.
На Буйничском поле проходил передний край обороны, не дававший немцам подойти к Днепру. Поэтому им так важно было преодолеть этот рубеж. Немцы приближались к Днепру со всех сторон, шли в составе восьми дивизий. 23 дня советские войска сдерживали наступление фашистов. С 3 по 26 июля Могилев не пускал немцев к Москве, благодаря этому столица смогла подготовиться к обороне.
Оборона Могилева
На поле возле Буйничей развернулось одно из самых жестких сражений начала войны. Научный сотрудник Музея истории Могилева рассказывал, что когда-то в Могилев приехал немец, сын солдата, участвовавшего в этом бою. Он попросил отвезти его на поле, ходил, смотрел, думал. А потом сказал: «Всю жизнь отец с ужасом вспоминал этот день. Это был ад…»
Немцы пригнали 70 танков и тяжелых машин, пехоту, артиллерию, авиацию. У нас танков было меньше десяти. Поэтому наши солдаты понимали, что верная смерть застигнет их на этом поле. И только чудо поможет остаться в живых. Понимали и сражались за родину.
Артиллерийские атаки сменяли авиационные налеты, затем в ход шли танки. Но к Днепру немцы прорваться не смогли. Бой под Могилевом продолжался 14 часов. Наши солдаты сумели подбить 39 немецких танков, 2 грузовика, 3 БТР. В сражении наряду с армией участвовали ополченцы, работники могилевской фабрики. Не жалея жизни, бросали бутылки с «коктейлем Молотова», уничтожали выбиравшихся из танков немцев. Было ликвидировано две роты немецких пехотинцев.
Статья «Горячий день» о бое под Могилевом вышла в газете «Известия». «Здесь воюют не только храбро, здесь воюют умело. Полк зарылся в землю», - писал военный корреспондент Константин Симонов. Фотографии тех горячих дней сохранились в архивах.
После войны Константин Симонов решил опубликовать свои военные дневники. Он проводил исторические расследования, чтобы узнать о судьбе героев сражения на Буйничском поле.
В основном все они погибли, в том числе и командир полка полковник Кутепов. Судьбы у защитников Могилева были разные, и лишь немногим из них довелось дойти до Кенигсберга и Берлина. События под Могилевом и люди, защищавшие город, так впечатлили Константина Симонова, что легли в основу его романа «Живые и мертвые». Полковник Кутепов, командир полка, стал прототипом генерала Серпилина.
Константин Симонов
После войны Константин Симонов приезжал в Могилев пять раз, посещал Буйничское поле. Так и не смог забыть тот день.
Константин Симонов умер 28 августа 1979 года в Москве. Он завещал развеять его прах над Буйничским полем. Родные так и сделали, несмотря на то, что руководство страны планировало похоронить писателя на Новодевичьем кладбище в Москве.
В 1980-м, на Буйничском поле был установлен валун весом около 15 тонн с укрепленной мраморной доской с надписью: «...Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах».
Сын писателя вспоминал: «Отец не хотел, чтобы память о нем была увековечена каким-то монументом на этом поле. Ему было достаточно внутреннего ощущения, что его прах уйдет в дорогую для него землю. На место мы приехали уже вечером. Небо на западе, за железной дорогой, полыхало багровым закатом, будто там еще стояло зарево войны. Над нами же оно было абсолютно чистое. Из багажника мы достали урну, и я начал рассыпать прах…»
В 1995 году на месте сражения был открыт мемориальный комплекс защитникам Могилева «Буйничское поле». После героической обороны Брестской крепости это был первый рубеж, который задержал наступление немецкой армии. По официальным данным, защитников Могилева было около 30 тысяч. Это солдаты и народные ополченцы. Почти все они погибли. Установить имена смогли лишь 2,5 тысячи из них.
В центре мемориального комплекса 27-метровую часовня. Стены внутри облицованы мрамором, а на них - мемориальные доски с сотнями фамилий погибших здесь воинов и народных ополченцев. В центре часовни маятник Фуко. А под часовней находится склеп для торжественного перезахоронения останков погибших воинов, обнаруженных на полях боев в окрестностях Могилёва. А чуть поодаль памятный камень Константину Симонову.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет…