Турция — неоосманский синдром. Часть XV
Даже самые «политически нейтральные» ливийские политики вполне откровенно и все более решительно заявляют о провале межливийских политических переговоров в Тунисе.
Что происходит в Ливии, в которой радикальные исламисты при поддержке США развязали гражданскую войну?
Какова роль ООН в американской игре в Ливии? Почему эксперты характеризуют «эффективную деятельность» главы Миссии ООН по поддержке в Ливии, как скандальную политическую катастрофу?
Каков интерес и какую позицию в Ливийских событиях заняла Турция?
15 ноября итальянское издание Articolo Ventuno il Giornale (AVIG) сообщило о «специфическом» влиянии Миссии ООН по поддержке в Ливии (МООНПЛ) на процесс определения нового состава правительства страны на переговорах в Тунисе. Издание указывает, что временный глава МООНПЛ американка Стефани Уильямс привлекла к заседанию лишь своих сторонников, что позволило Вашингтону влиять на политику в Ливии и пытаться продвинуть на пост премьера страны «удобного» политика.
Издание также подчеркивает, что МООНПЛ создала особые рычаги давления на неугодных участников предвыборной гонки: согласие на участие кандидата в выборах не менее чем от десяти делегатов, а также право МООНПЛ исключить кандидата из списка голосования, сославшись, например, на его «психологическую нестабильность».
Далее AVIG напоминает о заявлении Высшего совета шейхов и старейшин Ливии, где указано, что 45 из 75 выбранных Уильямс делегатов связаны с террористической организацией «Братья-мусульмане» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), и что они, вопреки процедурам выборов, заранее объявили кандидатом от своей Партии справедливости и строительства главу МВД Правительства национального согласия (ПНС) Фатхи Башагу.
Издание заключает, что в итоге именно Стефани Уильямс и МООНПЛ создали на Форуме политического диалога «такие условия, что допущены к голосованию окажутся лишь те кандидаты, которые полностью отвечают интересам Вашингтона».
В этот же день ливийский политический аналитик Халид Тарджаман заявил, что «МООНПЛ отказалась вывести ПНС и Президентский совет из Триполи, что указывает на несерьезность отношения организации к форуму и переговорам… Как можно провести ливийские выборы в Триполи под контролем отрядов джихадистов-боевиков и турок?»
В тот же день тунисский эксперт Вафа Шазлы написала, что «отели, отведенные для участников форума, заполнили сотрудники иностранных спецслужб, которые фактически контролируют политический диалог». А главный редактор тунисского издания Scoopinfo Шахерезада Окаша уточнила, что «в резиденции делегаций форума находятся 11 человек из министерства иностранных дел Турции».
Несмотря на эти ошеломляющие политические разоблачения, Стефани Уильямс заявила о том, что итоговые голосования по кандидатурам на пост премьер-министра Ливии должны пройти в завершающую форум ночь на понедельник 16 ноября. Однако делегаты этому решительно воспротивились. И в этот день в арабских и мировых СМИ появились другие, уже не только и не просто политические, разоблачения.
16 ноября тунисский писатель и журналист Муалла Гази заявил, что Форум политического диалога по Ливии «превратился в рынок и биржу… Лица, сопровождающие участников форума, встречаются с участниками в соседних отелях Mövenpick Hotel и Golden Tulip Carthage Residence, чтобы обсуждать детали и цены подкупа делегатов для голосования за „нужного“ кандидата». Гази подчеркнул, что все эти факты известны МООНПЛ, то есть ООН знает, что на форуме вращаются огромные «грязные деньги» — цены достигают 500 тыс. евро за один голос.
В тот же день ливийский политический аналитик Адиль Хаттаб в интервью арабскому изданию Libya 24 подтвердил, что на форуме политического диалога в Тунисе «кандидатуру Фатхи Башаги продвигают на пост нового премьера любыми способами… есть прайс-лист участников мероприятия, в котором рядом с каждым именем прописана аббревиатура и стоимость голоса. Ценовой диапазон — от 300 до 750 тыс. долл.». Хаттаб добавил, что общая сумма денег, которая предлагается в обмен на голоса участников форума за Башагу, составила около 30 млн долл.
И в тот же день, 16 ноября, ООН в особом релизе сообщила, что «проведет расследование по данным о подкупе членов форума политического диалога по урегулированию в Ливии, проходящего в Тунисе».
А г-жа Стефани Уильямс сразу вослед за официальным сообщением ООН объявила «завершенным» очный диалог форума в Тунисе и сообщила, что «участники межливийского форума политического диалога в Тунисе договорились продолжить переговоры через неделю в онлайн-формате с помощью видеоконференции».
Уильямс также заявила, что «на следующем заседании участники форума достигнут согласия по механизму выбора членов исполнительной власти», и попросила участников переговоров «выбрать добровольцев для формирования юридического комитета для обсуждения конституционных оснований для выборов в стране».
По словам Уильямс, «наметился чрезвычайно хороший прогресс в переговорах, но при этом сторонам потребуется сделать некоторые уступки». Она также оговорила, что «десятилетний конфликт нельзя разрешить за одну неделю».
Однако, по объявленному ранее плану миссии ООН, Форум в Тунисе должен завершиться выбором временных (на переходный период, до всеобщих выборов) единых органов власти Ливии, включая членов нового президентского совета и правительства страны. Далее, после одобрения состава правительства со стороны палаты представителей Ливии и Высшего государственного совета, в стране начнется переходный период длительностью не более 18 месяцев, а после него — всеобщие выборы.
Пока же единственным «позитивным результатом» форума стало согласие делегатов (причем вовсе не единодушное и потому изначально сомнительное) на назначение выборов на 24 декабря 2021 года. А вот негативные результаты и далее поступают с завидным постоянством.
17 ноября экс-зам. министра иностранных дел ливийского правительства Хасан Сагир отреагировал на заявление г-жи Стефани Уильямс о причинах проблем форума в Тунисе — «присутствии на нем «политических динозавров» и созданной ими «черной комедии» — в своем официальном микроблоге в Facebook. Сагир обвинил Уильямс, а также представителей ООН, МООНПЛ и Центра гуманитарного диалога по Ливии в том, что именно они «пригласили на форум уголовников, находящихся в международном розыске», и дополнил: «Стефани Уильямс может говорить о динозаврах и черной комедии, но это не освободит ее и ООН от юридической и моральной ответственности за то, что произошло и произойдет на территории североафриканского государства».
Также 17 ноября глава Высшего совета шейхов и старейшин Ливии Мухаммад аль-Мисбахи заявил в издании AfrigateNews, что Форум политического диалога в Тунисе оказался провалом. Аль-Мизбахи подчеркнул, что наиболее важными причинами этого «…является отсутствие ясности в проекте диалога, представленном Миссией ООН по поддержке Ливии (МООНПЛ), …прямое вмешательство Турции, Катара и их союзников в страну, а также назначенные МООНПЛ недостижимые условия для избрания кандидатов на пост руководителей новых государственных институтов. Так, исполняющая обязанности спецпосланника генсека ООН по Ливии Стефани Уильямс заявила, что будущий премьер-министр должен набрать 75% голосов делегатов».
В тот же день член парламента Ливии Иссам аль-Джехани заявил, что Миссия ООН по поддержке Ливии (МООНПЛ) при организации форума в Тунисе «руководствовалась скрытой повесткой переговоров, оказывала давление на делегатов, пыталась навязать необходимого ей главу нового правительства за счет национальных интересов и негативно повлияла на создание конституционно-правовых основ государства».
18 ноября издание AkhbarLibya24 процитировало заявление главы комитета по примирению Верховного совета ливийских племен Зейдана Задма, который подчеркнул, что он «отказался от участия в переговорах из-за вмешательства в них представителей экстремистских группировок, джихадистов… МООНПЛ допустила к заседаниям „Братьев-мусульман“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ — прим. ИА Красная Весна), которые выступают против постоянного перемирия в стране, регулярно нарушают режим прекращения огня и эскалируют ситуацию в регионе».
И в тот же день, 18 ноября, в соцсетях и затем в СМИ появилось видео, на котором участников Форума политического диалога в Тунисе заставляют голосовать за главу МВД ПНС Фатхи Башагу. В частности, издание Alsaaa24 опубликовало запись скрытой камерой, на который член Госсовета Ливии Салех Саид из «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) так «убеждает» делегатов в необходимости избрания Фатхи Башаги главой нового правительства страны:
«Мы вас собрали по очень важному вопросу… Голосовать за Башагу выгодно для всех… Он является единственным гарантом наших интересов. Его победа станет поддержкой наших материальных благ. К тому же наши предыдущие договоренности будут сохранены и гарантированы… Вы должны понимать, что благодаря „министру“ вы находитесь в своем положении. И если вы не проголосуете за него, я полагаю, он этого не забудет».
В этот момент до ООН, наконец, дошло, что продолжение в Ливии подобной «эффективной деятельности» г-жи Стефани Уильямс означает для организации быструю и скандальную политическую катастрофу. 19 ноября Миссия ООН по поддержке Ливии сообщила, что передает дело с обвинениями в финансовой коррупции на Форуме политического диалога в Тунисе в СБ ООН. И в этот же день на заседании СБ ООН постпред США при ООН г-жа Келли Крафт заявила, что «США считают лучшим кандидатом на должность нового спецпосланника генсека ООН по Ливии нынешнего спецкоординатора ООН по ближневосточному урегулированию Николая Младенова». Который должен, наконец, заменить предыдущего спецпредставителя генсека ООН по Ливии Гасана Саламе, ушедшего с поста в марте 2020 года и оставившего вместо себя и. о. Стефани Уильямс.
Г-жа Крафт также отметила, что «США готовы к переговорам с генсеком и СБ ООН относительно кандидатуры от Африканского региона на должность координатора Специальной миссии ООН в Ливии».
Подчеркнем, что ранее именно США настояли на разделении роли спецпредставителя ООН по Ливии на две должности: спецпосланника, занимающегося переговорами, и координатора, возглавляющего миссию ООН. При этом ряд входящих в СБ ООН африканских стран недовольны тем, что лидирующую позицию на переговорах может занять не представитель Африканского региона. Так, на должность спецпосланника по переговорам предлагались глава МИД Алжира и экс-глава МИД Ганы, но США выступили против.
Отметим, что Николай Младенов в 2009 году стал главой Минобороны Болгарии (которая к этому моменту уже была, что называется, «по уши» членом НАТО), а в 2010 — главой МИД страны. В 2013–2015 годах он был спецпредставителем Генсека ООН по Ираку и главой Миссии ООН по содействию Ираку, а с 2015 года — спецкоординатором ООН по ближневосточному мирному процессу и (внимание!) личным представителем генсека ООН при Организации освобождения Палестины и Палестинской администрации. То есть, переводя на русский язык, у Младенова есть и личный успешный опыт взаимодействия с НАТО на посту минобороны Болгарии, и немалый опыт работы личным связным генсека ООН с палестинским отделением «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ).
Сейчас он согласился занять должность постпреда генсека ООН в Ливии. Однако будет ли он спецпосланником по переговорам или координатором — пока не сообщается.
Учитывая, что уже г-на Гасана Саламе обвиняли в «благожелательном пристрастии» к «Братьям-мусульманам» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), а его «временно» сменившая г-жа Стефани Уильямс совсем наглядно демонстрирует горячую заинтересованность в тех же БМ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), назначение Николая Младенова не могло не встревожить всех ливийских оппонентов БМ (организация, деятельность которой запрещена в РФ).
Не могла их не встревожить и неслучайная последовательность ООН в назначении спецпосланников по Ливии, связанных с США и НАТО. Особенно с учетом того, что и БМ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), и НАТО, и США прямо и непосредственно виновны в свержении и убийстве Муаммара Каддафи и уничтожении ливийской государственности. То есть в создании в стране вооруженного хаоса за счет учреждения «посткаддафиевской демократии…»
Эти обстоятельства хорошо понимают в Ливии. И не случайно даже самые «политически нейтральные» ливийские политики вполне откровенно и всё более решительно заявляют не только о провале межливийских политических переговоров в Тунисе, но и о двусмысленности и провальности предлагаемой ООН формулы и процедуры межливийского урегулирования.
А одновременно звучат как позитивные оценки назначения Младенова на пост спецпредставителя по Ливии (как выбора «мирового сообщества», которое якобы заинтересовано в установлении мира в стране), так и негативные оценки нового «назначенца» (как способного лишь длить и усугублять межливийский конфликт).
Однако «межливийская» дискуссия о «вредности» и «благости» Младенова для Ливии завершились, не успев развернуться. Всего лишь через неделю после своего назначения новый спецпредставитель генсека ООН заявил, что «просит извинений и отказывается от поста по семейным обстоятельствам». А ООН официально объявила, что в связи с этим исполнять обязанности спецпредставителя продолжает г-жа Стефани Уильямс.
Ряд ливийских и международных аналитиков, авторитетно ссылаясь на неофициальные источники, 22–25 ноября в своих публикациях в прессе утверждают, что Младенова попросту запугали желающие сохранить на посту спецпредставителя Уильямс как гаранта интересов «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) США и Турции.
Так ли это — пока неизвестно. Известно лишь то, что Уильямс сразу развернула дальнейшую (впрочем, пока малоуспешную) деятельность по организации виртуальных («онлайн») переговоров в «тунисском формате».
А одновременно в Ливии и в мире возникали новые политические инициативы вокруг ливийского урегулирования.
Как сообщило 20 ноября издание Libya Observer со ссылкой на члена Высшего госсовета Туниса Абдула Кадира Хавили, большинство участников Форума политического диалога подписали заявление в адрес Миссии ООН о необходимости отстранить часть делегатов от участия в переговорах в связи с обвинениями в коррупции при голосованиях.
В тот же день ряд СМИ, включая телеканал ALHadath, сообщили, что глава ливийского МВД ПНС Фатхи Башага совершил ряд неафишируемых зарубежных визитов, в том числе в Египет и Францию, во время которых пытался убедить высших представителей власти этих стран в своей практической безальтернативности (и полезности) на посту премьер-министра Ливии. Но что «полного понимания» он не встретил, прежде всего из-за своей слишком тесной связи с «Братьями-мусульманами» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и другими, еще более радикальными, джихадистами.
В эти же дни ряд арабских интернет-изданий заявили, что Башага, похоже, теряет доверие в Турции. Поскольку не смог решить задачу консолидации «протурецких» боевых формирований даже в Триполи, не говоря о других регионах Западной Ливии. И, в частности, прекратить боестолкновения между отрядами местных джихадистов, а также между ними и отрядами сирийских наемников.
Так, например, 21 ноября зам. главы разведслужбы ПНС Эмад Трабельси пожаловался в Генпрокуратуру страны на главу МВД Башагу в связи с тем, что капитана раведслужбы Мухаммада Дахиля на территории аэродрома «Митига» избили до полусмерти боевики охранной бригады «Аль-Вефака». Бригада подчиняется Фатхи Башаге, а Дахиль проводил штатную ежемесячную проверку столичного аэропорта. Трабельси не исключил, что именно «министр» Башага отдал приказ избить Дахиля, чтобы скрыть незаконную деятельность на территории воздушной гавани.
Кроме того, Турция явно недовольна и слишком большим вниманием Башаги к позиции США (в том числе выражаемой Стефани Уильямс), и тем более его «не санкцированными» Анкарой визитами в Париж и Каир.
Потому, допускают эксперты, новой политической ставкой Анкары в Ливии, возможно, становится глава Минобороны ПНС Салах ад-Дин аль-Нимруш. Который оказался очень успешным во взаимодействии с Турцией и в сфере размещения турецких вооружений и военных контингентов на базах в Аль-Ватые и Мисурате, и в организации обучения ливийских боевых отрядов турецкими инструкторами.
В связи с этим стоит отметить официальное заявление пресс-службы минобороны Турции от 18 ноября. В этом заявлении подтверждается «неизменная поддержка» МО Турции ливийского ПНС на принципах «многогранных отношений, основанных на 500-летней общей истории» (!). А также описывается и оценивается как эффективная «углубленная подготовка военных сил ПНС силами минобороны Турции».
Одновременно сам аль-Нимруш заявил, что «продолжается совместное сотрудничество с турецкой стороной и реализация программ обучения, которые проведены и запланированы в учебных заведениях МО ПНС». Он также подчеркнул, что «турецко-ливийские соглашения о безопасности и военной подготовке сегодня, когда соблюден режим прекращения огня и мира в Ливии, — важнее, чем когда-либо прежде…» (!).
И в тот же день, 21 ноября, и. о. спецпосланника генсека ООН Стефани Уильямс сообщила о новом скромном успехе Миссии ООН: «Воюющие в Ливии стороны согласились открыть воздушные и наземные маршруты в стране». Хотя Уильямс заявила, что она «весьма оптимистична» в отношении дальнейших переговоров, выяснилось, что пока речь идет только о двух-трех авиамаршрутах и о единственной автодороге вдоль средиземноморского побережья. Которую к тому же начали регулярно перекрывать «неизвестные» вооруженные формирования.
А 22 ноября в Триполи состоялся громкий и показательный первый выпуск студентов турецкой военной образовательной программы для ПНС. На церемонии вручения дипломов присутствовали и выступали не только вице-президент Президентского совета Ливии Ахмед Маитек, глава минобороны Салах ад-Дин Аль-Нимруш и начштаба ПНС Мухаммад Аль-Хаддад, но и посол Турции в Ливии Серхат Аксен.
23 ноября крупный вооруженный инцидент произошел в центре Триполи: службы охраны нефтяных объектов пресекли попытку вооруженных группировок на нескольких автомобилях взять штурмом главный офис NOC (Национальной нефтяной корпорации). Эксперты считают, что нападение связано с отказом NOC перечислять средства от продажи нефти ЦБ Ливии. Корпорация заявила в пресс-релизе, что причина в том, что ЦБ Ливии действует «непрозрачно», и что поэтому NOC будет хранить средства на своем счете в Libyan Foreign Bank до тех пор, пока не будет достигнуто полномасштабное решение ливийского кризиса.
24 ноября мировые СМИ сообщили, что Турция в очередной раз не допустила проверку своего судна, идущего к берегам Ливии, миссией Евросоюза IRINI по соблюдению оружейного эмбарго в отношении Ливии. Досмотровая группа с фрегата «Гамбург» ВМС Германии высадилась на борт турецкого грузового судна Rosaline A, которое, как предполагалось, везло оружие для ПНС. Однако Турция по каналам связи сообщила, что судно везет медикаменты, краски и продукты питания, запретила проверку и потребовала от немцев немедленно покинуть корабль.
Что они и сделали. Возможно, потому, что в предыдущей аналогичной операции IRINI, когда досмотр турецкого судна готовил французской боевой корабль, находившийся поблизости турецкий фрегат активировал свои системы вооружений и взял французов на прицел…
25 ноября издание Alsaaa 24 сообщило, что члены палат представителей Триполи и Тобрука в ходе встречи в марокканском Танжере сформировали группу из 11 парламентариев, которые займутся реализацией соглашений по урегулированию ситуации в стране. Детали встречи и состав группы не сообщаются, что сразу заставило большинство аналитиков усомниться в том, что эта группа окажется дееспособнее и авторитетнее множества других, создаваемых в различных странах и разном составе под эгидой миссии ООН и лично г-жи Уильямс.
В тот же день спикер ливийской палаты представителей Агила Салех прибыл в Москву для встречи главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Салех отметил, что «ситуация в Ливии стала улучшаться. Между западом и востоком страны совершаются авиарейсы, нефть экспортируется, движение уже лучше налажено… у нас нет другого выбора, кроме как в ближайшее время сформировать органы власти, чтобы объединить государственные структуры и обеспечить защиту прав наших соотечественников… Что касается выборов, в том числе выборов главы ливийского государства, то они, надеюсь, состоятся в конце 2021 года. Сейчас необходимо достичь… договоренности между противоборствующими сторонами, чтобы каждая сторона обеспечила стабильность и спокойную обстановку в своем регионе, и потом мы все договоримся».
Салех также признал, что в палате представителей ожидали, что на недавно прошедшем Форуме политического диалога в Тунисе завершится процесс формирования новых органов, но «произошло вмешательство тех, кто не хочет выхода Ливии из кризиса».
В тот же день ливийские интернет-порталы сообщили, что переброшенные Турцией боевики ПНС готовят военную технику для обстрела Сирта. В частности, опубликованы кадры, на которых наемники производят подготовку наиболее мощной турецкой самоходной артиллерийской установки (САУ) Т-155 Fırtına, которая установлена на востоке района Абу Курайн. Авторы сообщений напоминают, что Т-155 Fırtına — самая дальнобойная турецкая САУ с дальностью удара реактивно-осколочными снарядами до 40 километров.
И в этот же день французский портал Africa Intelligence сообщил, что Турция не только не намерена выводить войска из Ливии, но и, напротив, планирует значительно увеличить протурецкий военный контингент (наемников и не только) в стране. В том числе используя ряд «благотворительных» организаций и прежде всего «Фонд защиты прав и свобод человека и гуманитарной помощи» (IHH).
Издание подчеркивает, что этот фонд связан с сирийскими «Аль-Каидой» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), «Джебхат ан-Нусрой» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и «Ахрар аш-Шамом» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и действует совместно с катарской Qatar Charity при финансировании и поддержке джихадистов.