52

ТУ-134.Жесткий долгожитель.

Ту-134 стал самым массовым самолётом советской гражданской авиации. Эксплуатация самолёта началась в конце 60-х и продолжается по сегодняшний день. Последний самолёт был выпущен в 1989 году. На 1 090 000 лётных часов приходится одна авиакатастрофа. По данным сайта Aviation Safety Network и из неофициальных источников, на начало 2012 года в результате катастроф, авиационных происшествий и терактов было потеряно 78 самолётов типа Ту-134, из них 10 в результате боевых действий, 2 — из-за терактов. В катастрофах погибли 1494 человек, из них 32 на земле или в самолётах других типов.

Ту-134 (по кодификации НАТО: Crusty— «Жёсткий») — советский пассажирский самолёт для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанный в ОКБ им. Туполева и выпускавшийся серийно с 1966 по 1984 год на Харьковском авиационном производственном объединении (полностью производство было прекращено в 1989 году). Первый полёт выполнил 29 июля 1963, в эксплуатации с сентября 1967 года. Один из самых массовых пассажирских самолётов, собиравшихся в Советском Союзе. Всего было построено 854 самолёта всех модификаций (вместе с опытными и предсерийными образцами). Ту-134 поставлялся на экспорт в страны Соцлагеря.

Ту-134 — ближнемагистральный пассажирский самолёт с двумя турбореактивными двухконтурными двигателями Д-20П-125 на опытном самолёте и Д-30 на серийных. Двигатели установлены в хвостовой части фюзеляжа на пилонах, что значительно снижает шум в салоне по сравнению с самолётами предыдущих поколений. Горизонтальное оперение поднято на вершину киля (Т-образное оперение). Топливо размещено в кессон-баках крыла. Ту-134 был сертифицирован по международным нормам. Самолёт строился в различных модификациях: пассажирские, машины специального назначения, летающие лаборатории. Использовался также в школах ВВС.

Впервые в практике отечественного самолетостроения конструкция Ту-134 и его летные данные прошли международный контроль, а сама машина получила международный сертификат летной годности. Польская государственная инспекция выдала 9 ноября 1969-го сертификат No. ВВ-051 на соответствие британским нормам летной годности (BCAR). Ту-134 всех модификаций имели сертификаты на соответствие международным нормам (ICAO) по шуму на местности, что позволяло использовать их на международных линиях.


На создание Ту-134 затратили 10 лет и 3 месяца, в том числе 3 года на проектирование и постройку опытного. На доводку и испытания ушло 4 года и 3 месяца. Со временем Ту-134 в Аэрофлоте взял на себя львиную долю перевозок на ближнемагистральных трассах. По уровню шума и вибраций в пассажирском салоне самолеты до последнего времени были самыми комфортабельными в Аэрофлоте. Топливную эффективность удалось поднять в последних модификациях с 55 до 34- 39 г/кресло км, а количество пассажиров - до 80-90. До начала 1990-х парк Ту-134 только в СССР перевез около 500 млн. пассажиров и сегодня продолжает работать на линиях стран СНГ и в ВВС.

Лётно-технические характеристики

Ту-134А Ту-134Б Ту-134Ш

Габариты

Длина 37,1 м 37,1 м 37,1 м

Размах крыла 29 м 29 м 29 м

Высота 9,02 м 9,02 м 9,02 м

Диаметр фюзеляжа 2,9 м 2,9 м 2,9 м

Ширина салона 2,71 м 2,71 м 2,71 м

Высота салона 1,96 м 1,96 м 1,96 м

Число мест

Экипажа 4 3 3

Максимальное 72 до 80 96 12

1-й класс 8 8 —

Масса

Взлетная 47 до 49 т 47,6 т 47 т

Коммерческая 8,2 т 9 т —

Посадочная 43 т 43 т 43 т

Запас топлива 13,2 т 14,4 т 16,5 т

Pасход топлива — 2500 кг/час —

Удельный расход топлива 45 г/пасс./км 45,2 г/пасс./км —

Лётные данные

Крейсерская скорость 850 км/ч 880 км/ч 885 км/ч

Дальность полета 2100 км 2020 км 1890 км

Эксплуатационный потолок 12 100 м 10 100 м 11 900 м

Потребная длина ВПП 2200 м 2550 м 2200 м

Двигатели 2 x 6800 кгс (Д-30-II) 2 x 6930 кгс (Д-30-III)

Авиация и Техника

11.3K постов18.4K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу