Цифровые копии актёров: Мёртвые души или путь в бессмертие

Цифровые копии актёров: Мёртвые души или путь в бессмертие Технологии, Искусство, Спецэффекты, Сайт КиноПоиск, Видео, Длиннопост

Слухи не подтвердились: создатели восьмого «Форсажа» не стали использовать образ Пола Уокера, чья смерть в 2013-м стала аргументом в пользу обязательного создания трехмерной цифровой копии актеров.

Полицейский Брайан О’Коннер не вернулся. Вопреки ожиданиям фанатов, в восьмом «Форсаже» не оказалось персонажа Пола Уокера, хотя ранее смерть актера, погибшего в автокатастрофе в 2013 году, не помешала завершению съемок седьмого «Форсажа». После выхода фильма актер обрел практически культовый статус, что вызвало неизбежный вопрос: причиной этого феномена стала трагическая смерть или все-таки чудесное воскрешение с помощью компьютера? Современные цифровые технологии научились бороться со старостью и подарили бессмертие многим великим актерам. КиноПоиск разобрался, почему не все из них рады этой перспективе.

«Шварценеггеризация»

Пол Уокер был отнюдь не первым актером, образ которого был воссоздан после смерти при помощи компьютерной анимации. В 1993 году на съемках фильма «Ворон» трагически погиб исполнитель главной роли Брэндон Ли. Создателям фильма пришлось переписывать сценарий и активно задействовать CGI-анимацию. В нескольких сценах лицо Ли, снятое для других сцен, было наложено при помощи компьютера на тело дублера. Пять лет спустя смерть Оливера Рида на съемках «Гладиатора» заставила Ридли Скотта проделать ту же операцию, использовав компьютерную анимацию лица для изменения мимики персонажа. В обоих случаях трюк оказался абсолютно незаметным для зрителя. То, что еще некоторое время назад было единственной возможностью спасти проект, сегодня стало индустриальной модой. 

Считается, что дебют CGI в кино (computer-generated imagery, буквально «изображения, сгенерированные компьютером») случился в 1973 году в картине «Мир Дикого Запада», ставшей основой для недавнего сериала. Первая попытка создания антропоморфного изображения при помощи компьютера (крайне условного) была реализована в фильме «Трон». В 2001 году, когда на экраны вышла «Последняя фантазия», казалось, что будущее наконец наступило. Это был первый полнометражный фильм, полностью построенный на использовании фотореалистичных образов людей.

Антропоморфная 3D-анимация нашла свое применение в компьютерных играх. Здесь условность компьютерных фигур воспринимается как данность. С кино все оказалось сложнее. Если к Халку или персонажам «Планеты обезьян» никаких претензий в целом не предъявлялось, то анимированный Дуэйн Джонсон («Мумия возвращается») вызывал ряд вопросов. При взаимодействии в одном кадре актера и анимированного антропоморфного образа результат получался, мягко говоря, неидеальным. Впрочем, в 2001 году так, наверное, не казалось.

Первым значительным шагом в наше настоящее стал Т-1000 из «Терминатора 2», который продемонстрировал возможности совмещения анимации и фотографического изображения. Спасибо гению Джеймса Кэмерона: Т-1000 и сегодня выглядит вполне сносно. Забавно, что в 1992 году писатель и сценарист Марк Лейнер в своем фантастическом романе «И ты, детка» ввел в обращение шутливый термин «шварценеггеризация», использовав его в качестве названия для процесса цифровой замены актеров из известных фильмов на Шварценеггера. По иронии судьбы именно Арнольд стал в итоге одним из пионеров диджитализации.

Семнадцать лет спустя «Загадочная история Бенджамина Баттона» и последовавший за ней «Трон: Наследие» показали, как технологии CGI в обозримой перспективе способны оставить без работы мастеров пластического грима. Точно так же без работы уже остались тысячи безымянных статистов, которых раньше использовали для съемок массовых сцен. Сегодня в кино цифровых двойников (digital double) повсеместно используют на общих планах, в мелко нарубленных сценах фантастических баталий, для создания животных и фантастических персонажей.

Кира Найтли против

Таким образом, студия страхует себя от невозможности исполнения живым актером обязательств в случае непредвиденных обстоятельств. Отныне внезапная кончина исполнителя не является достаточным основанием для неисполнения контрактных обязательств. Как утверждает супервайзер визуальных эффектов Скотт Сквайрс, некоторые студии уже озаботились созданием библиотеки 3D-моделей своих звезд. На будущее.

Впоследствии цифровая копия может быть использована для создания фотографически достоверной омоложенной экранной версии актера. Технология в полный голос кричит о своих возможностях в «Терминаторе», «Логане», новых «Пиратах Карибского моря». Омоложенные звезды на экране пока только похожи на себя самих — самими собой они станут уже завтра.

Как утверждают специалисты по визуальным эффектам, сегодня в любом голливудском фильме изображения актеров подвергаются эстетической коррекции. Стереть морщины, похудеть, радикально омолодить или состарить, убрать следы пластической хирургии и сделать лицо более выразительным — все это рутинная работа компьютерных фабрик по наведению макияжа.

Первые заказы стали поступать еще в конце 1990-х из индустрии музыкального и рекламного видео, а затем тренд подхватил Голливуд. Сегодня тон в индустрии задают три крупнейшие калифорнийские «фабрики красоты»: Lola Visual Effects, Hydraulx и Method Studios.

Некоторые звезды принципиально не пользуются услугами компьютерных гримеров. Партию «натуралистов» возглавляет Кира Найтли, которая неоднократно становилась жертвой цифровых операций по увеличению груди. Но она, скорее, исключение из правил. Для большинства речь идет не о том, использовать или не использовать компьютерный грим. Вопрос в масштабах использования — просто скрыть с лица следы бессонной ночи накануне съемок или пересадить свою голову на чей-нибудь юный торс.

Так, накануне выхода финальной серии пятого сезона «Игры престолов» режиссер Дэвид Наттер в интервью The Hollywood Reporter рассказывал, как эмоционально тяжело Лине Хиди дались съемки знаменитого Пути стыда обнаженной и униженной Серсеи Ланнистер. У внимательных зрителей тут же возникли сомнения, что сцена обошлась без участия специалистов по спецэффектам. На момент съемок эпизода Лина Хиди находилась на позднем сроке беременности. Через два дня после выхода эпизода и масштабных обсуждений в сети студии пришлось признать участие в этой сцене дублера. Свое тело Серсее Ланнистер одолжила актриса Ребекка ван Клив. Из тела ван Клив и головы Хиди мастера CGI на монтаже создали готовый образ. Как показалось многим зрителям, не вполне удачно.

Иногда метод цифровой трансплантации позволяет сделать спецэффект более эффективным. Как в «Социальной сети», где Арми Хаммер сыграл роли близнецов Уиклвосс. Раньше, чтобы позволить Арми Хаммеру сосуществовать с самим собой в кадре, специалистам по VFX пришлось бы использовать комплекс сложных решений. Теперь достаточно поместить рядом с актером дублера (в данном случае Джошуа Пенса), чтобы затем на постпродакшене пересадить на его плечи голову Хаммера.

В начале года произошла досадная для студии Disney утечка. В интернет просочилась информация о том, что Бенедикт Камбербэтч настолько занят «Войнами токов», что никак не сможет полноценно отдаться съемкам новых «Мстителей» и вышлет в помощь студии своего дублера, бродвейского актера Аарона Лазара. Тот отработает все игровые сцены, а освободившийся Камбербэтч затем подарит персонажу свое лицо. Студия Disney моментально опровергла слух. Такого рода истории вряд ли можно считать хорошим пиаром для проекта на миллиард.

Эффект «Зловещей долины»

Чтобы омолодить или состарить лицо актера, в России пока по традиции предпочитают использовать пластический грим. Однако, по словам Александра Горохова, генерального VFX-продюсера студии CG Factory, проделать аналогичную работу при помощи компьютера нетрудно: «Это обычный цифровой make-up, в этом нет ничего сложного. Если говорить о значительных изменениях внешности, то на „Адмирале“ у нас был опыт по старению Лизы Боярской. Омоложение — это, по сути, та же технология». 

Концепция картины «Высоцкий. Спасибо, что живой» была выстроена вокруг максимального визуального сходства экранного образа с реальным человеком. Традиционной условности, когда актер с помощью выразительных средств заставляет поверить в реальность персонажа, создатели картины пытались противопоставить абсолютную иллюзию. Заставить зрителя поверить в образ еще до того, как человек купил билет в кино.

Такой ход должен был быть подкреплен последними технологиями в области моделирования человеческого лица. Тизер с курящим Высоцким давал надежду, что отечественные мастера CGI совершили невозможный технологический прорыв.

Но смелый замысел разбился о реальность. На момент создания картины технологии оказались недостаточно продвинутыми или просто недоступными. В результате все закончилось созданием пластического грима, оживленного средствами компьютерной анимации. Подчеркнем: предположительно, так как по контракту с «Дирекцией кино» студии, участвовавшие в работе над образом, в течение нескольких лет не имеют права разглашать эту информацию.

«Нельзя сказать, что наши специалисты уступают Голливуду, — говорит Горохов. — Просто там специалистам ставят амбициозные задачи, которые требуют полной мобилизации сил и умений. Наша индустрия — это нетренированный организм. Без постоянных тренировок, согласитесь, сложно выходить на дистанцию и побеждать. И, конечно, несопоставимые бюджеты. Российская индустрия не может позволить себе суммы, которые тратят голливудские студии. А деньги — это значит время. У нас просто не хватает времени — необходимых человеко-часов, человеко-дней и месяцев — на создание сопоставимого по качеству эффекта. Поэтому не будет корректным сравнивать „Защитников“ с „Мстителями“».

Фильм Петра Буслова о Высоцком имел успех в прокате, но реакция зрителей на получившийся образ культового актера и певца оказалась смешанной. В сознании критиков лента распалась на собственно проект и Высоцкого. И если картину в общем и целом приняли, то по человеку в резиновой маске прошлись основательно. «Высоцкий» казался нелепым, смешным, он пугал и даже вызывал ассоциации с мертвецом. Можно предположить, что авторы кинобиографии Высоцкого стали жертвами эффекта «зловещей долины» — классики теории робототехники.

В 1970 году в журнале Robotics & Automation Magazine появилась статья с интригующим названием «Зловещая долина». Автор, инженер-робототехник Мосахиро Мори, опираясь на собственные исследования реакции людей на антропоморфных роботов, описал интересный парадокс: чем робот больше похож на человека, тем больше симпатий он вызывает. Но такая очевидная зависимость наблюдается лишь до определенного момента. Чересчур человекоподобные роботы вызывают у человека резко отрицательные эмоции. Он отмечал наличие чувства дискомфорта или даже страха. Неожиданный провал кривой по оси симпатии и был назван «зловещей долиной». Также автор отметил, что анимационный эффект усиливал и позитивное, и негативное восприятие.

Надо заметить, что Мори лишь подвел теоретическую базу под давно известный эффект, который активно и с большим успехом эксплуатируется в хоррорах. Существует несколько увлекательных теорий, объясняющих эффект, но сам Мори склонялся к версии, что на определенном уровне сходства робота с человеком машина перестает восприниматься как машина, вызывая на бессознательном уровне отождествление с ненормальным человеком или ожившим трупом.

В настоящее время теория подвергается активной критике. Многие считают, что «зловещую долину» в скором времени можно будет преодолеть. Описанный эффект во многом обусловлен силой привычки, и уже следующее поколение станет к нему невосприимчивым. Сторонники теории, напротив, считают «зловещую долину» непреодолимым психологическим препятствием, механизмом по определению своего-чужого, выработанным человечеством за тысячи лет эволюции.

Сегодня, несмотря на все достижения CGI, эту границу все еще можно ощутить, достаточно внимательно присмотреться к Питеру Кушингу, Полу Уокеру или Одри Хепберн в рекламе шоколада. С ними явно что-то не так.

Мертвые души

Дебют покойных звезд на экране состоялся в 1991 году. В задорной рекламе Coca-Cola сэр Элтон Джон пел песню о преимуществах диетического напитка, а среди зрителей мелькали Джеймс Кэгни, Луи Армстронг и Хамфри Богарт.

В 1997 году прорывом стал ролик, в котором Фред Астер в обнимку с пылесосом танцевал на стене и потолке.

Вырезанные из старых фильмов футаджи звезд скоро уступили место настоящим виртуальным актерам. Нельзя сказать, что этот непростой путь гарантировал успешные продажи. В 2007 году создатели жутковатой рекламы попкорна, воскресившие для видео отца-основателя бренда Орвиля Реденбахера, здорово припугнули потребителя, что негативно отразилось на продажах.

Но в общем творчески обставленные воскрешения принимались и продолжают приниматься на ура. Во многом благодаря все еще работающему вау-эффекту.

Одна из главных икон современной рекламы, Одри Хепберн, при жизни не была замечена в рекламе каких бы то ни было продуктов. Но современных рекламщиков это не смущает.

Тотальная диджитализация затрагивает множество этических и правовых аспектов использования натуралистичных изображений умерших людей. В случае с Полом Уокером студия нашла понимание у родственников актера и использовала в качестве дублеров обоих братьев звезды. Кэрри Фишер перед смертью благословила своего экранного двойника из «Изгоя-один». У Питера Кушинга не осталось живых родственников, обладающих правами на изображение актера, и студии пришлось иметь дело с его секретарем и хранителем наследия. Говорят, та была ужасно тронута аватаром шефа.

Перед лицом пугающего будущего самые осторожные актеры пытаются защитить свои изображения от посмертного использования. Том Круз, оцифровавшийся для съемок в «Обливионе», уничтожил все исходники и хранит единственную копию дома под семью замками. Впрочем, пиратский вариант 3D-модели Тома Круза можно приобрести в интернете по доступной цене.

Все дело в том, что по действующему американскому законодательству человеку не принадлежат права на его цифровой клон, если этот клон не был создан им самим. Вероятно, такой закон появится очень скоро, в противном случае в ближайшее время нас ждут удивительные истории со слитыми базами данных актерских аватаров и тонны пиратской порнопродукции домашнего производства с первыми лицами Голливуда в главных ролях. Сложно даже представить, какие широкие возможности использования чужого изображения откроет появление на рынке такой программы, как Face2Face.

Согласно завещанию Робина Уильямса, права на его посмертное изображение, имя и подпись в течение 25 лет после смерти будут являться собственностью фонда его имени и не могут быть использованы в течение этого срока. Возможно, Робин Уильямс отказался от бессмертия потому, что просто не захотел рекламировать виски.

Автор
Андрей Щиголев

Цифровые копии актёров: Мёртвые души или путь в бессмертие Технологии, Искусство, Спецэффекты, Сайт КиноПоиск, Видео, Длиннопост

Источник: https://www.kinopoisk.ru/article/2929521/

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Хорошая статья но Пол Уокер очень средний актёр.

раскрыть ветку (1)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Как и шварцнегер и сталоне и проще и проще. Они главные герои фильмов которые нравятся большинству, только и всего)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку