Три года назад заинтересовался я воронами…

Три года назад я скомпоновал из своих любительских наблюдений пост в один маленький бложек. В этом году мой интерес к воронам вернулся, с записями на диктофон и попытками разобраться в их языке; сложу заметки сюда.


Вот у меня на дереве напротив и чуть повыше окна живёт ворона. Вообще ворон в микрорайоне довольно много, много деревьев и небольших домов, много открытых помоек, даже есть магазины. Есть, чем поживиться. Мне кажется, птицы воспринимают местность именно так, сверху, можно долететь куда угодно напрямую.

Живёт она на дереве, у неё есть там гнездо.

А ровно минута в минуту с восходом она начинает каркать. Я-то знаю, я ночами много монтировал за компом. Сверял неоднократно. Каждый божий день с восходом солнца ворона говорит «доброе утро!» на своём вороньем. Или нечто подобное.

Следующий вопрос, который задаёт себе любое разумное существо поутру — «летим пожрать?».

— Летим пожрать! — отвечает стая, уже проснувшаяся, почистившаяся и собравшаяся под окнами. — Летим пожрать!

Полные энтузиазма птицы удаляются.

Следующим за хлебом пунктом идут зрелища. Если это не развлечения с загнанной под припаркованные под окнами автомобили кошкой, то какое-нибудь зрелище в окно с кошкой домашней. Тогда стая из четырёх-пяти ворон садится на ветках напротив окна, а одна из них подлетает к окну вплотную и маша крыльями дразнит сидящую за стеклом на подоконнике кошку: «Ке-ке-ке-ке-ке-ке-ке! Ке-ке-ке-ке-ке!» И летит обратно на ветку, заценить вместе со всеми произведённый эффект. Иногда под шумное «дай я!», «теперь я!», «нет я!» вороны меняются ролями и ведущий подлетает ещё ближе и дразнит: «Ке! Ке-ке-ке! Ке-ке-ке-ке-ке!»

Если прислушиваться, иногда слышно, как вороны дразнят то собаку, то машину, а то и вовсе скрипучую коляску. Кажется им нравится играть, развлекать себя передразнивая происходящее. Иметь свободу передвижения — и все эти окна в бетонных коробках как бесконечный источник веселья: кое-где, судя по бешеному тявканью, дома остаётся маленькая собачка. Из серии «склюнем шавку!» И та задушевно тявкает в окно, можно даже никуда не лететь, а сидя напротив устраивать шоу талантов, кто лучше тяфкает.

Когда надоедает и это вороны собираются «ча́ек погонять». Чайки бесятся. Одна ворона водит: уж не знаю, добровольная или проигравшаяся в каких-то предыдущих баталиях (явно с меньшим адреналином). Ворона влетает в толпу гнездящихся чаек и с воплями и криками собирает за собой преследователей. Те будто бы ограничены определённым расстоянием и довольно быстро бросают преследование. Но тут во всеобщую сумятицу бросаются остальные вороны. То ли чтобы отбить свою, то ли чтобы тоже побыть на гребне славы…