Только факты и эксперимент — Н.И. Вавилов
В литературе о Вавилове в оценке событий [...] последних пяти лет на свободе распространено мнение о том, что именно «поддержка» Николая Ивановича была решающей в возвышении Лысенко и роковой для его личной судьбы. Публицисты прямо называют «покровителем Лысенко» Вавилова, бывшего «баловнем нового строя первые 15 лет после революции», и вся история излагается в соответствии с притчей: «Вскормил кукушку воробей, бездомного птенца, а он возьми да и убей приемного отца».
Исследователи не учитывают, что Вавилов не боялся никого «пустить в свой огород» и приветствовал каждого, кто потенциально мог содействовать успеху в решении важной проблемы. Его позиция как специалиста была предельно открыта: все решает эксперимент.
Когда в конце 20-х гг. Лысенко выступил со своими предложениями, Вавилов поддержал исследования по яровизации, не высказываясь за немедленное перенесение этого агротехнического приема повсеместно на поля. Он предполагал провести ценные образцы ВИРовской коллекции через яровизацию, ввести этот, подчеркиваем, экспериментальный прием и в систему географических посевов: такой шок, своего рода стрессовая ситуация для растений позволяла выявить скрытые возможности генома. Теория же стадийности в физиологии растений, приверженцем которой был Лысенко, имела право на существование наравне с другими, пока не придуман, не сконструирован эксперимент или система экспериментов, ее опровергающих. Вавилов поддерживал эксперимент, исследование и выступил немедленно против, когда стали явными попытки Лысенко на монополизацию, как выступил бы против монополизации любой идеи.[2]
Систематика, биогеография, эволюционное учение, генетика. Таковы главные истоки научных интересов Николая Вавилова, и очень трудно отдать предпочтение одному из них как основному. Если же попытаться выяснить, каким образом жизненные устремления Николая Вавилова слились с основными направлениями биологической науки, то необходимо обратиться еще к 1906 году. Именно в этом году выпускник коммерческого училища решил стать биологом.
Впоследствии Вавилов рассказывал друзьям, что отец, стремившийся склонить его к коммерческой деятельности, пригласил какого-то ученого магистра. Магистр целую неделю читал юноше лекции о «почтенности и необходимости для общества» коммерции и промышленности. После этого отец спросил:
— Ну как, Николай?
Он ответил:
— Хочу стать биологом.
Ему хотелось поступить на медицинский факультет университета. Но при поступлении в университет надо было сдать латынь, которую в коммерческих училищах не преподавали. Он не захотел потратить год на самостоятельное изучение латыни и поступил в Московский сельскохозяйственный институт. Препятствием была не сама латынь, а именно перспектива потерять год. Николай Вавилов обладал удивительной способностью к языкам. Впоследствии он овладел основными европейскими языками, в разной степени совершенства освоил древние, а также несколько восточных — всего около двух десятков.
Л. П. Бреславец, вместе с Вавиловым работавшая на Полтавщине, вспоминает, что Николай успел заслужить высокое доверие директора. Ему даже поручили сопровождать важного чиновника, посетившего станцию, и давать ему объяснения.
На состоявшемся по случаю этого посещения торжественном обеде из кармана Николая выползла ящерица и добралась до его лица. Все засмеялись, а Николай невозмутимо завязал ящерицу в платок и сунул обратно в карман. Он стал говорить о какой-то научной проблеме, связанной с этой ящерицей. «Через несколько минут за столом уже поднялось горячее обсуждение...»
«С тех пор я наблюдала, — пишет Л. П. Бреславец, — что в присутствии Николая Ивановича никогда не велись обычные разговоры, они всегда поднимались на большую высоту».
Это важное наблюдение, позволяющее многое понять в характере Николая Вавилова
Ученому не пристало заниматься гаданиями. Только факты, строго проверенные. И чрезвычайная осторожность в выводах... На каком-то обсуждении в Петербурге, вспоминает Л. П. Бреславец, где присутствовали и москвичи, Вавилов докладывал о своих первых работах по иммунитету растений. Его данные расходились с данными Ячевского. Артур Артурович поспешил к трибуне. Но до спора по существу не снизошел. «Этот юнец берется меня учить!» — таков был смысл его саркастического выступления.
Взяв еще раз слово, Вавилов повторил свои результаты. Подчеркнул, что это данные опытов. Опровергнуть их можно опытами же, а не словопрениями. Лишь будущие эксперименты прояснят истину.
Выступление Вавилова поразило присутствующих своей обезоруживающей деловитостью. «Болевшие» за него москвичи были в восторге. Пангало горячился, подбивал товарищей проводить Вавилова с трибуны аплодисментами, но Л. П. Бреславец отговорила их. Бой Вавилов, таким образом, выиграл... [3]
В Академии сельскохозяйственных наук, в Наркомземе, Совнаркоме СССР, а позднее и в руководстве «большой» Академией деятельность Н.И. Вавилова рассматривалась как недостаточно ориентированная на решение практических задач повышения продуктивности сельскохозяйственного производства, что ставилось ему неизменно в вину.
Еще молодым человеком, в 1912 г., в актовой речи, подготовленной к выпуску на Галицинских курсах по теме «Генетика и ее отношение к агрономии», Вавилов убеждал слушателей, что часто открытия, существенные для агрономии, делаются людьми, чуждыми агрономических специальностей, на объектах исследования, которые сами по себе не имеют никакого практического значения. В конце 30-х гг. в биологических дискуссиях, навязанных советским ученым догматиками, далекими от науки, Вавилов терпеливо и мужественно отстаивал право на существование исследований в области классической генетики — фундаментальной науки, имеющей огромное значение для практической деятельности человека.
Подвергаясь таким образом критике с обеих сторон, Вавилов в действительности представлял собой уникальный тип ученого, сочетавшего в себе черты лидера научного направления, глубокого теоретика, понимавшего значение теории для решения практических задач, и талант выдающегося организатора научно-исследовательской работы. В искренность стремления Вавилова поставить науку на службу социалистическому строительству — читай на службу человечеству — не все и не всегда верили. И в современных оценках проскальзывает другой оттенок слова «служить»: Вавилов выполнял заказы правительства, в обмен получая возможность широкой постановки экспериментальной работы, — полигоном его исследований был весь Союз со всем разнообразием почв и климатических зон. Кто еще из ботаников мира имел такие условия? Поставленные им благодаря этому так называемые географические опыты позволили сделать крупные теоретические обобщения, перейти от общепринятой, чисто морфологической классификации культурных растений к естественной, емкой и информативной агроэкологической.
Сама по себе идея географических посевов гениальна и в практическом использовании: выявляемая здесь географическая изменчивость (т. е. не что иное, как фенотипическое проявление генотипа) обнаруживает скрытые возможности видов и сортов, которые могут быть использованы не только для скрещивания, но и непосредственно. Казалось бы, при таких результатах какие могут быть обвинения в отрыве от практических задач? Беда в том, что этот подход Вавилова требовал кропотливого и нескорого труда, а во времена, когда господствовало наделенное властью нетерпение, не было места систематической работе. Отсюда упреки Вавилову в академизме, преследовавшие его с конца 20-х гг.13 [2]
Интересно? Еще можно почитать
1) «Вавилов рассказал, что давно пытался встретиться со Сталиным и поговорить с ним серьёзно о сельском хозяйстве и сельскохозяйственной науке. Это он считал особенно важным, так как его несправедливо обвиняли в нежелании заниматься сельским хозяйством, которое действительно находится в плачевном состоянии. Но из этого состояния его нельзя вывести методами, предлагаемыми Лысенко.
Однако все предыдущие попытки Вавилова обратить внимание руководства страны на пагубность действий Лысенко были безрезультатны. В таких случаях Лысенко заявлял, что ему мешают враги, и требовал убрать Вавилова»...
Этот и еще 72 материала VIKENT.RU по теме Власти как Внешние обстоятельства
2) Видео: #НАЧАЛЬСТВО — НОВЫЕ #КРЕАТОРЫ ?
3) Видео: СМЫСЛ ЖИЗНИ: ГЛУПЫЯ ЗАВЕЩАНИЯ выдающихся (!) ЛИЧНОСТЕЙ
Читатели VIKENT.RU
1.3K постов159 подписчиков