Территория #безсмыслов (и пусть вас не смущает название)

Приветствую всех неравнодушных, зашедших на эту страницу и всех заинтересованных и непонимающих, что здесь происходит. Речь идет о прошедшем в Липецкой области форуме «Территория смыслов» (т.е. ТСрегион) с 7 по 12 июня 2021 года. После долгих размышлений, а стоит ли вообще об этом говорить, решила, что стоит.

Территория #безсмыслов (и пусть вас не смущает название) Образование, Наука, Форум, Молодежь, Длиннопост

Для начала сделаю ремарку: все описанное здесь является моим личным мнением. Я решилась написать этот текст только по двум причинам:

Первая - считаю нужным рассказать людям, которые задаются вопросом о том, стоит ли принимать участие в подобном мероприятии о том, что их ВОЗМОЖНО ждет. Необходимым считаю это лишь потому, что до и в течение всего форума людей держат в неведении о том, что будет происходить (судя по всему для того, чтобы не разбежались раньше времени).

Вторая (тесно связана с первой причиной) – считаю нужным дать возможность участникам ТСЛипецк (а может не только ТСЛипецк) выразить свое мнение о подобном мероприятии, т.к. в Интернете я не нашла большого количества подобной информации (может быть, не просто так?) и, на мой скромный взгляд, люди, которые отнеслись к мероприятию скептически и говорили об этом в неформальных разговорах, и которые, в силу понятных причин, постеснялись высказывать свое мнение в Телеграмме, должны иметь возможность поделиться своими мыслями и соображениями.

Соответственно, целью данного текста является следующее: а) описать произошедшее на мероприятии для донесения этой информации до широкой аудитории, а также б) обсудить и критически осмыслить как произошедшее, так и сам этот пост.

Я ни в коем случае не претендую на объективность – это критически важно!!! Поэтому только приветствую комментарии и жду критики. Но важно, что критика не должна быть направлена на личность автора (ибо это бессмысленная и неумная критика), критика может быть только к содержанию поста. Сама же постараюсь описать без эмоций, хотя сдержаться сложно. Но предупреждаю сразу, что оценочные суждения в данном тексте неизбежны.

Введение длинное, но это необходимо. Что ж, начнем.

А начать полагается с начала.


Ожидания

Скажу прямо – моя команда ехала со следующими целями:

1) поучаствовать в грантовом конкурсе (т.к. то, чем мы занимаемся, важно и нужно, и несмотря на то, что мы не получили поддержки, мы продолжим нашу деятельность и реализуем идею, пусть и не так быстро, как нам хотелось);

2) познакомиться с липецкой молодежью (т.к. наша интенсивная работа, к сожалению, несколько ограничивает эту возможность; да и только такое масштабное мероприятие способно дать такую уникальную возможность для знакомств);

3) усвоить новые знания, сформировать новые умения и навыки (очень нас заинтересовала приписка «образовательный», мы были почему-то уверены, что там действительно будет интересная образовательная программа, по крайней мере, найденная нами информация говорила об этом).

Что было обещано:

«Цель Форума – информирование молодежи об участии субъектов Российской Федерации в жизни гражданина посредством предоставления возможностей для самореализации.

Задачи Форума:

- развить и закрепить управленческие навыки, навыки работы в команде;

- найти решение актуальной региональной задачи силами молодых участников Форума;

- развить навыки проектной деятельности и поддержать грантами лучшие персональные проекты;

- развить и закрепить управленческие навыки и навыки работы в команде;

- выявить лучших участников Форума».

Получилось ли задуманное? Каждый из участников определяет это для себя сам.


Что это было?

Не стану во всех подробностях описывать, что происходило по дням и по мероприятиям, в том числе и по той причине, что экстенсивные потоки бесполезной информации обычно не задерживаются в голове. С самого начала нам начали показывать ссылки на Инстаграмм-аккаунты основных движителей форума и просили на них подписаться. Да и вступительное слово в целом больше походило на рекламу определенных площадок.

Сама «образовательная» программа заключалась в использовании игровых методов по типу уже изъезженного тренинга личностного роста, направленного скорее на эмоцию, нежели на реальное знание, умение или навык (традиционная для педагогики категория ЗУН). Для того, кто хотя бы как-то знаком с педагогикой, очевидно, что образование, тесно связанное с обучением и воспитанием, подразумевает ряд дидактических принципов. Одним из них является научная основа. Это значит, что любое знание, умение или навык, передаваемые людям, должны исходить из научной теории, т.е. обучение должно происходить на базе понимания закономерностей, принципов и механизмов функционирования объективной реальности. Само обучение в контексте образования должно подразумевать сначала формирование знания (причем научно обоснованного), потом умения (как совокупности действий для достижения результата) и только потом навыка (т.е. доведенного до автоматизма умения).

На «образовательном» форуме эти фундаментальные основы педагогики не были соблюдены от слова совсем. Теория не была дана в принципе, все было сведено к тому, что мы сами должны что-то понять во время практических заданий в рамках мероприятий. Какое знание, умение или навык могут быть сформированы от того, что мы ходим по залу и ищем человека с обувью такого же цвета как у себя? Или от того, что мы прикрепили на доску стикер со своей «суперкомпетенцией»? Может они формируются в процессе того, как из шариков, цветной бумаги и пластилина мы лепим какие-то «креативные» молодежные объекты?

В рамках форума каждый день был посвящен формированию определенной компетенции (коммуникация, творческое мышление, лидерство). Но содержание программы стояло на незыблемом для форума принципе: «делайте, как умеете, и в той нелепой ситуации, в которую мы вас поставили», «потыкайтесь в стены, не понимая, что и как делать» (хотя, что еще могут предложить люди, которые сами действуют по этому же принципу). Т.е. эффективные инструменты управления своей деятельностью в рамках формирования соответствующих компетенций так и не были рассказаны или показаны на примерах. Когда было дано задание создания концепции (которая должна была содержать некую идею по предоставлению какой-либо возможности, необходимой для самореализации молодежи в регионе) мы должны были за несколько минут определить эти самые возможности, естественно, у всех на флипчарте появились лишь ключевые слова по типу «заработная плата», «поддержка кадров» и т.д. Но спустя двое суток работы с этими формулировками (которые никто не поправлял), когда уже близилась защита своих концепций, внезапно оказалось, что возможности сформулированы неправильно и нужно срочно их переделывать. На мои резонные вопросы «Как именно надо переделать? Что конкретно вы от нас хотите? Есть ли какой-то пример?», был получен в довольно властной и приказывающей манере (от молоденькой, но чрезмерно амбициозной девушки, прошу прощения за столь очевидное оценочное суждение) следующий ответ: «Примеров не будет. Вы сами должны понять как». Вот и вся педагика с дагогикой. О зоне ближайшего и зоне актуального развития по Л.С. Выготскому эти люди не слышали. А если и слышали, то, судя по всему, забыли или не поняли. Это объяснимо, т.к. среди движущих этот «образовательный» форум людей не было практически никого с педагогическим образованием. Я отдаю себе отчет полностью в том, что само по себе педагогическое образование не является гарантом того, что человек понимает педагогику. Но без базовой подготовки все образование будет сводиться к «наступанию» на грабли, к методу проб и ошибок.

Территория #безсмыслов (и пусть вас не смущает название) Образование, Наука, Форум, Молодежь, Длиннопост

Позволю себе вставить сюда близкую к теме мысль. Именно тут наверняка в меня полетит больше всего гнилых помидоров, но, на мой взгляд, не стоит надеяться на хороший результат, спрашивая у молодежи (тут я имею в виду возраст примерно до 21-25 лет, когда наиболее интенсивно развиваются лобные доли, позволяющие наиболее эффективно контролировать и программировать свои действия, смотреть на перспективу и «думать в будущее»), что ей нужно. Большинство еще не знает, кто они и кем хотят себя видеть, не знают, чего хотят. Поэтому многие просто не знают о том, какие возможности им нужны. Именно поэтому вышеуказанные возможности имели общий, неопределенный, поверхностный характер. На мой субъективный взгляд, для того, чтобы ответить на вопрос «а что нужно молодежи?» необходимо обратиться к теоретическим и прикладным исследованиям в области нейрофизиологии, возрастной психологии и педагогики. Там как раз будет информация о профессиональной самореализации, о взаимоотношениях мужчины и женщины и т.д. Информация о механизмах и закономерностях формирования определенных мировоззренческих установок, принципах организации деятельности. В части недостающих развлечений еще можно спросить у молодых людей, но это должно быть скорее в форме опроса по всей территории области, по отдельным районам, городам или сообществам.

В общем, «образовательную» программу всего форума характеризует одно из заданий – игра, которая заключалась в том, что люди должны разбиться на команды и придумывать игры (естественно о том, как это делать, рассказано не было). Еще мы должны были на форуме придумывать еще форумы. В общем, создалось впечатление, что нас собрали для того, чтобы выжать еще идеи для тематик своих будущих форумов (с целью продажи своего продукта, об этом подробнее позже). Все время не покидало ощущение «обязаловки», на нас скорее давили тем, что мы должны что-то сделать, а почему – не объясняли (к слову о несоблюдении дидактического принципа сознательности и активности). Должны просто потому, что так надо, так сказали сверху. Например, неоднократно в программу вклинивалось обязательное задание сделать пост и обязательно с хэштегом мероприятия, отчего казалось, что организаторам нужен лишь информационный шум.

Здесь же важно упомянуть о том, как происходит сознательная или бессознательная (не знаю даже, что хуже) попытка подменять понятия и смысл слов. Так, на протяжении форума неоднократно звучала фраза «продавать себя» и нас пытались убедить в том, что это нормально в условиях рыночной экономики. Сама сущность того, что пытались донести, вполне понятна и в нынешних условиях актуальна, а именно: необходимо становиться профессионалом в своей деятельности, чтобы она была качественной и дорого стоила (хотя, на мой личный взгляд, качество должно быть априори, а вот уникальность, творческий подход к своей профессиональной деятельности – это признак профессионала высокого уровня). Но формулировка «продавать себя» несет несколько иной посыл. Если мы «продаем себя», то мы (хотим того или нет) воспринимаем себя как товар, как некий объект, наделенный определенными нужными потребителю качествами. Условно, если аудитория с интересом следит за какой-то ерундой в Интернете по типу «что будет, если раскаленным ножом…», значит это и нужно «продавать» аудитории. Ведь продается то, что пользуется спросом. А сегодня то, что пользуется спросом, зачастую несет массовый и не очень интеллектуальный характер. Но мы не объекты, а субъекты своей деятельности, в т.ч. профессиональной. И если взять, например, психологов, то в этой профессии гораздо выгоднее социально поглаживать своего клиента, говорить то, что он хочет услышать, ведь так психолог получит больше денег. Но истинный профессиональный психолог всегда пытается вести работу с клиентом так, чтобы он задумался, что в его восприятии не так, в чем ошибка самого клиента, почему те или иные вещи заставляют его вести себя определенным деструктивным образом и плохо себя чувствовать.

В общем, необходимо называть вещи своими именами и порой не стоит в попытке сократить сложную словесную конструкцию гнаться за упрощением формулировки, которая несет вполне четкий смысл, слабо пересекающийся с тем, какую информацию надо донести до человека.

В завершение рассуждений об «образовательной» программе добавлю – сначала должна быть культура, это база. Образование начинается с культуры и эстетики, с воспитания. Стоит ли говорить, что на форуме этого не было? Жаргонизмы, чрезмерно требовательное отношение к участникам и приказной тон явно не характеризуют культурного человека и не создают «человеческих отношений».

Территория #безсмыслов (и пусть вас не смущает название) Образование, Наука, Форум, Молодежь, Длиннопост

Может это мы токсичные?

Естественно, людям, привыкшим к работе над содержанием и качеством, а главное над смыслом и результатом, было крайне неприятно находиться в ситуации постоянных нелепых требований в рамках каких-то детских практических заданий. Соответственно, моей команде показалось, что видимо это мы токсичные и что-то возможно недопонимаем (лукавлю – один из нас понимал все с самого начала, а другие еще теплили надежду на что-то здравое). Мы отдавали себе отчет в том, что есть люди, которым все происходящее нравится. Поэтому решили, что просто на самом деле мы не к месту, что мы попали не туда.

Кажется, не только мы так думаем…

Со временем, мы начали замечать, что не только мы на этом форуме чувствуем себя не очень хорошо и что-то подозреваем. По мере общения с людьми в неформальной обстановке мы слышали все больше негативных отзывов. Люди тоже отмечали слишком быстрые потоки информации, которая несет мало нового и полезного, что информация, в целом, очень поверхностна, отмечали фальшь и попытку выжать идеи из участников. Наблюдая за реакцией людей на задания, мы отмечали их недовольство, все больше скучающих лиц мы видели с каждым днем. Неудивительно, что под конец всего форума люди начали все реже посещать мероприятия (на которые нас загоняли под эгидой обязательности) и разъезжаться.

Отдавая себе отчет в том, что мы тоже подвержены когнитивным искажениям, понимаю, что мы могли оказаться в ловушке «ошибки выжившего», что с нами стремились поделиться своими мыслями те люди, которые видели, в свою очередь, недовольство с нашей стороны. Это понятно, ведь подобное притягивает подобное. Но даже те, кто был доволен, из тех, с кем мы вели диалог, говорили откровенно о том, что насыщение «образовательной» программы это «туфта». Просто они знали, куда и зачем они едут. В таких мероприятиях им важны люди и общение с ними, контакты, которые останутся после мероприятия. Но здесь я скажу следующее: на любом массовом мероприятии есть люди и это и является плюсом любого такого мероприятия, соответственно, это не может быть преимуществом конкретного форума. И на самом деле, конкретно на этом форуме было не так много времени на неформальное общение.

Что понравилось?

Люди. Безусловно, я очень рада, что удалось познакомиться с интересными людьми. Радует, что наша молодежь достаточно сообразительна и тонко чувствует происходящее с ними. Эти люди способны к здравым рассуждениям, у них есть стремление и интерес развиваться. Они разные, каждый со своим взглядом на мир, со своим определенным уникальным опытом. Они готовы помочь и открыты для контакта. Это поистине круто.

Очень понравился подход экспертов к проектам, выставленным на грантовый конкурс. Самое полезное лично для меня в программе – это мероприятие, организованное для консультаций по проектам. Очень точные и грамотные вопросы, заданные экспертами, примеры, приведенные ими – все это, безусловно, ценная и полезная информация. Очень жаль, что составлению проекта во время форума не было уделено внимания. В том числе и потому, что были люди, которые говорили, что тоже хотят научиться правильно составлять заявки, т.к. не умеют этого. Подобные мастер-классы были бы очень полезны программе форума и скорее всего и могли бы быть тем самым образовательным аспектом.

Также, не благодаря, а вопреки форуму, моя команда убедилась в правильности выбранного нами пути профессионального развития и в том, что у нас действительно есть определенные таланты, которые надо развивать дальше.

Но эффект мог бы быть гораздо больше при грамотном подходе к проектированию форума, к содержанию его наполнения.

Немного эмоций

В первую очередь хотелось бы отметить общее ощущение фальшивости, как и самих движителей форума, так и преподносимой информации. Создалось впечатление, что под маской искренности и дружелюбия скрывается попытка заслужить расположение аудитории с целью получения необходимой информации по улучшению своего продукта (т.е. форума) для того, чтобы люди не разбегались. А, следовательно, для того, чтобы продукт продолжил существование, и на нем можно было продолжать зарабатывать (т.е., чтобы выделялись деньги из бюджета на проведение подобных мероприятий, особенно на оплату «работы» «говорящих голов»). Красивой картинкой людей уже не так просто обмануть, особенно, если они ее уже пощупали.

Во-вторых, очень сильно ощущалась гонка за этой самой красивой картинкой, за которой отсутствует содержание и проработка. Все эти обязательные «сделайте пост в социальных сетях с хэштегами», «запишите историю для социальной сети о том, что тут происходит» не вызывали ничего, кроме отвращения и нежелания это делать.

В-третьих, ощущение, что этот информационный шум (выжимаемые из участников посты и истории) нужны лишь для продажи продукта за счет картинки, для повышения узнаваемости, популяризации мероприятия.

В-четвертых, не отпускало ощущение, будто мы часть какого-либо эксперимента, будь то масштабного или частного. Ощущение, что нас погружают в смоделированную на коленке ситуацию и смотрят, что будет происходить. Если это так, то даже хочется порадоваться, что с наукой организаторы несильно знакомы, т.к. не протоколировали то, что происходило в рамках определенных мероприятий. Усилилось это ощущение в последний день, когда нам скинули психологический тест со следующим комментарием: «И самое главное: КАЖДЫЙ участник форума должен пройти этот итоговый тест. Я очень прошу вас проследить за этим – прям сесть с командами на 10 минут и серьезно это сделать. Это прям важно. Надеюсь на ваше понимание». Оставлю лишь один комментарий: профессиональные психологи знают, что просто, без добровольного согласия (в идеале – в письменной форме), нельзя тестировать людей.

В-пятых, самое важное – ощущение, что из людей пытаются «выжать все соки». У меня уже давно складывается ощущение, что сегодня формулировка «человеческий капитал» имеет от слова «капитал» больше, чем от слова «человеческий». Будто люди стали ресурсом в самом пошлом для современности смысле этого слова (понятно, что раньше было рабство и это гораздо хуже, но сегодня создается ощущение возвращения его в более мягких формах). Ощущение, что в целом есть тенденция попытки стимулировать людей работать как можно больше ради того, чтобы кто-то имел с этого максимальную выгоду (не поэтому ли так популяризируется волонтерство сегодня?). На этом форуме я прочувствовала это особенно остро. Но это тема скорее для целой книги, нежели для поста в Интернете.


***


Критикуешь – предлагай. Поэтому позволю себе сказать, как, на мой взгляд, можно было бы улучшить программу. Например, на форуме было задание написать на стикере свой главный интерес в жизни и походить по залу, чтобы найти человека с совпадающими интересами. Только по итогу завершилось это тем, что надо было о чем-то пообщаться. Но ведь можно было это сделать в начале, затем сформировав, таким образом, команды, которые и занимались бы разработкой концепций. Пусть в одной команде было бы три человека, а в другой пятнадцать, но зато синергия была бы гораздо более выраженной. В начале можно было даже разбить на тематические области «наука», «образование», «журналистика», «it-сфера», «техника», «литература», «развлечения» и т.д. В случае если одной команде нужен был бы эксперт из другой области, они могли бы консультироваться с другой командой, и тем самым, получая разностороннее видение от разных членов одной команды, более объективное. И, конечно же, надо предоставлять на разработку концепции больше времени.

Также, если в рамках форума происходит защита проектов на грантовый конкурс, а также параллельно разработка концепций, можно было бы дать образовательную часть по существу оформления проектов (для концепций это тоже полезно) и их представлению.

Но в любом случае, сначала нужно исследовать тему, а потом уже «делать, делать, делать».

Важно – не стоит откладывать информацию о форуме до последнего момента, это вводит людей в заблуждение, они не знают, что получат на этом форуме и соответственно, приедут, скорее всего, со своими ожиданиями, не соответствующими действительности, а значит – сильно разочаруются.

И запомните: важно не «что», а «как».

Главный вывод: определите четко ту цель (т.е. планируемый результат деятельности, спасибо модератору ТС за здравое определение), ради чего вы хотите попасть на подобное мероприятие. Хотите пообщаться с новыми людьми? Тогда ответьте себе на вопрос, насколько вы готовы потратить львиную долю времени впустую (а это, после здоровья, самое главное, что у нас есть) и заниматься странными детскими вещами ради того, чтобы небольшой остаток времени пообщаться с людьми. Если любите тренинги личностного роста, тогда вас это не смутит. Хотите защитить проект? Тогда готовьтесь до форума. Хотите просто посмотреть, что там происходит? Изучите получше информацию в Интернете (не ведитесь на красивые картинки с улыбками, зачастую, это такая же «ошибка выжившего» - выкладывается и пишется только то, что удобно организаторам), и попытайтесь покопаться в себе и все же честно себе ответить, что вы хотите на самом деле. Будьте готовы очень много сидеть на стуле, будьте готовы к быстрой подаче информации, к тому, что вас будут пытаться обязать делать то, что вам не очень хочется.

Территория #безсмыслов (и пусть вас не смущает название) Образование, Наука, Форум, Молодежь, Длиннопост

P.S. Нашла в Интернете пост, в котором эмоционально и очень показательно расписаны некоторые моменты.

«Второй ключевой момент форума – это так называемые «Точки смысла». Модераторами форума выступила толпа девушек в диапазоне 23-28 лет, которые к своим юным годам добились (где-то, как они сами заявляли) успехов в проведении бизнес-тренингов. На второй день я понял, что эти симпатичные дамы ничему научить не смогут, потому что их выступления отражали не профессиональный, а бытовой опыт, в том числе отрерайтиные статьи из интернета (не из первоисточников). Ну, и часть выступлений заключалась в пересказывании записей TED. Друзья, мы, конечно же, живем в провинции, но и у нас есть интернет, и мы следим за всемирным мейнстримом (даже тем, который сегодня таковым уже не является). Больше всего меня добили высказывания про то, что художественную литературу читать не нужно, а свои потребности в хорошем чтении нужно удовлетворять посредством популярной психологии (написанной зарубежными авторами и неприменимой в российских реалиях). Я думаю, что вы со мной согласитесь, что в современной массе психологической литературы встречается одна дельная работа на тысячу изданных книг. Конечно, их размышления о бессмысленности поступков Анны Карениной и отсутствия здравого смысла у ее автора меня просто добивают. В общем, это труба, и я надеюсь, что их больше не позовут на какие-либо молодежные форумы (спойлер – позвали. – примеч. автора). Ну, и мастер-класс по спичрайтингу откровенно расстроил, потому что на все вопросы были поверхностные и наивные ответы. «Точки смысла» оказались не такими, какими их хотелось увидеть. А ведь раньше приезжали настоящие эксперты на мастер-классы. Многие критиковали мастер-класс про ведение Instagram, но на него я, к счастью, не попал. В целом, по многочисленным отзывам, эти девушки иногда хамили и раздражали аудиторию, а полноценное перечисление количества их факапов, наверное, обеспечило бы написание целой книги о том, как не нужно приходить в аудиторию и подстраиваться под слушателей. А как путались в речи термины… Ну, и вот это «бесконечное», которое от них исходило каждый день: добавляйтесь ко мне в ВК или подпишитесь на меня в Инсте … Понятно, что каждый пиарится как может – жизнь непростая, а время голодное. Провал, провал и еще раз провал. Если загуглите, то вы все найдете. Я сильно удивлен, что они уже второй раз работают на ТС.»

Илья Пащенко, пост на Яндекс.Дзен от 7 августа 2018 «Территория смыслов 2018: как это было и что меня печалит в молодых политиках» - URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5a2d7c1379885e3a8984bef6/terr...

Рекомендую данный текст прочесть полностью, там много интересного. Особенно согласна про «родить» проекты.


P.P.S. Оставлю еще несколько ссылок с близкой по тематике информацией для ознакомления (как с положительным, так и отрицательным наполнением)

https://dmsh92.livejournal.com/47635.html

https://chr.aif.ru/voronezh/events/est_li_smysl_ehat_na_terr...

https://ap6y3uk87.livejournal.com/529332.html

https://veronikanews.livejournal.com/104653.html

https://maximkazanskiy.livejournal.com/21742.html

Как Росмолодежь тратит деньги налогоплательщиков (наше расследование) (особенно поражают комментарии, хотя на форуме участникам ясно дали понять, что комментарии вообще читать не стоит)


P.P.P.S. Честно говоря, связываться с Росмолодежнью желание отпало полностью, т.к. данный форум достаточно показателен с точки зрения отношения к людям. Надеюсь на понимание со стороны организаторов, если они это увидят, и позволю себе наглость дать совет: сначала надо изучить теорию, нанять грамотных педагогов (если форум образовательный), вовлечь людей в эксперимент, добровольно согласившихся на его проведение, и только при успешной апробации транслировать этот опыт на широкую аудиторию. Хотя иногда лучше разрушить до основания и построить заново, нежели пытаться улучшить свой продукт, используя метод проб и ошибок (проще говоря, прошу прощения, «башкой об стенку») и ставя «эксперименты» на живых людях, а затем пытаясь выжать из них фидбэк.

Будьте культурными и человечными! Всем здравомыслящим - удачи и грамотной самореализации*!


* «Самореализация - одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. Самореализация является результатом воспитания личности. Человек ощущает себя реализованным в жизни, когда его личностные амбиции удовлетворены, включая полученное образование, служебное положение, творческую состоятельность и пр. Однако с точки зрения интересов общества человек может считать себя реализованным, если его планы имеют общественно полезную направленность, поскольку личность с ярко выраженным антисоциальным поведением также может считать себя реализованной. В этом случае речь идёт о самореализации, как результате дизсоциального воспитания» [Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 253].