Талантливый, сложный и глубоко русский Николай Лесков

В ВИДЕО К ПОСТУ: интересный фильм о жизни и творчестве Николая Семёновича Лескова; рассказчик – писатель Юрий Нагибин; в фильм включены отрывки из фильмов и радиоспектаклей по произведениям писателя.


Сегодня исполняется 190 лет со дня рождения великолепного русского писателя Николая Семёновича Лескова (1831-1895).


Талантливый мастер русского слова, великолепный литературный стилист, человек с твёрдыми убеждениями и личным мнением, Лесков всегда шёл против царивших течений мысли и творческих тенденций. Возможно, по этой причине, несмотря на то, что Лесков стал основоположником особого художественного стиля, к которому можно отнести и творчество Николая Гоголя, ему досталось меньше славы и популярности, чем другим писателям… Подтверждением этого можно считать и тот факт, что лишь в конце 2020 года, впервые за 70 лет, в серии «ЖЗЛ» вышла биография писателя «Лесков. Прозёванный гений» (автор – Майя Кучерская). А большинство из нас навскидку назовут лишь несколько его наиболее известных произведений.


Сам Лесков придумал словечко «ересиарх» (от слово «ересь»), вполне вероятно, определив им собственную идеологию.


Но мы начнём с начала. Николай Лесков родился в селе Горохово Орловской губернии. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Лескова (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич, служил дворянским заседателем орловской палаты уголовного суда, где и получил право на потомственное дворянство. Мать, Марья Петровна Алферьева, принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии.


В детстве Николай много общался с крестьянскими детьми, и его детские воспоминания легли в основу рассказов «Несмертельный голован» (1879), «Пугало» (1885), «Юдоль» (1892).

До восьми лет Николай Лесков жил у родственников в Горохове, а позже родители забрали мальчика к себе. В десять лет Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии. Учиться в гимназии ему не нравилось, и мальчик стал одним из отстающих учеников. После пяти лет обучения одарённый и легко учившийся Николай Лесков вместо аттестата получил справку, так как отказался от переэкзаменовки в четвёртый класс, и после этого дальнейшее обучение стало невозможным.


Отцу Николая удалось пристроить его в Орловскую уголовную палату одним из писцов. После смерти отца Николай переехал в Киев к мужу тётки по материнской линии, известному профессору киевского университета и практикующему терапевту С.П. Алферьеву, который вызвался помочь в устройстве дальнейшей судьбы молодого человека. Там в 1849 году Николай был определён в киевскую Казённую палату помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделения, потом был ещё ряд назначений – вплоть до губернского секретаря. В Киеве Лесков увлёкся иконописью, дружил с иконописцами Киево-Печёрской лавры, изучал польский язык, вольнослушателем посещал лекции в университете.


В этот период Лесков неожиданно для всех женился на дочери богатого киевского коммерсанта. Первый брак писателя был стремительным, несколько странным и, в итоге, неудачным. Помимо того, что оба супруга отличались, скажем так, вспыльчивым и изменчивым нравом, их характеры, ценности и взгляды оказались абсолютно чуждыми друг другу, из-за чего они спустя какое-то время и расстались. Младший сын супругов умер ещё в младенчестве, а дочь после развода осталась с матерью, и в дальнейшем особой близости между нею и отцом не было.


Странствия по России и начало литературного пути


В 1857 году Лесков вновь свернул с наметившегося было пути: он уволился с госслужбы и начал работать агентом в торговой компании «Шкотт и Вилькенс», во главе которой стоял А.Я. Шкотт – англичанин, женившийся на тётке Лескова и управлявший имениями Нарышкина и графа Перовского. По делам фирмы Николай Лесков часто отправлялся в «странствия по России», в поездках он изучал диалекты и быт жителей страны и спустя три года путешествий Николай Семёнович занялся писательским трудом. Биографы любят говорить, что Николай Лесков взялся за перо от избытка впечатлений, его путевые заметки буквально просились на бумагу.


Он писал статьи и заметки для газеты «Санкт-Петербургские ведомости», журналов «Современная медицина» и «Экономический указатель». В начале своей карьеры Лесков работал под псевдонимами М. Стебницкий, Николай Горохов, Николай Понукалов, В. Пересветов, Псаломщик, Протозанов, Фрейшиц, свящ. П.Касторский, Человек из толпы, Любитель часов и другими. Однако очень быстро тексты писателя вошли в конфликт с государством: в мае 1862 года в газете «Северная пчела» за подписью Стебницкого (один из псевдонимов) вышла острая статья по поводу пожара в Апраксином и Щукином дворах. Автор обвинял и поджигателей, к которым народная молва относила бунтовщиков-нигилистов, и правительство, не способное ни потушить пожар, ни поймать преступников. Обвинение властей и пожелание, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния», рассердили Александра II, распространилась молва, что Лесков связывает петербургские пожары с революционными стремлениями студентов и, не смотря на публичные объяснения писателя, его имя стало предметом оскорбительных подозрений.


Чтобы уберечь писателя от царского гнева, редакция «Северной пчелы» отправила его в длительную командировку. Так, Николай Лесков побывал в Праге, Кракове, Гродно, Динабурге, Вильне, Львове, затем уехал в Париж, где начал писать роман «Некуда», отразив в нём движение 1860-х годов в негативном свете. Первые главы романа были напечатаны в январе 1864 года в «Библиотеке для Чтения» и создали автору нелестную известность…Критик Писарев так высказался о сложившемся положении: «Найдётся ли в России хоть один честный писатель, который будет настолько неосторожен и равнодушен к своей репутации, что согласится работать в журнале, украшающем себя повестями и романами Стебницкого?».


Годом раньше вышли его первые повести — «Житие одной бабы» («Амур в лапоточках») и «Овцебык», позже – «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница» с яркими образами главных героинь. Сам автор называл «Лели Макбет» историей мрачной, в строгих тонах выдержанным этюдом — о сильном и страстном женском характере. Тогда же начал складываться особый стиль писателя — разновидность сказа. Лесков использовал в произведениях традиции народного сказа и устного предания, использовал прибаутки и разговорные слова, стилизовал речь своих героев под разные диалекты и старался передать особые интонации крестьян. Лесков слыл мастером красочных описаний, но в то же время его произведения полны изысканной простоты, которая является признаком большого писательского мастерства.


Лев Толстой говорил о Лескове как о «самом русском из наших писателей», Чехов считал его одним из главных своих учителей наряду с Тургеневым.


В 1870 году Николай Лесков написал одно из знаковых в своём творчестве произведений – роман «На ножах». Однако из-за того, что, по настоянию издателей, ему пришлось несколько раз редактировать текст, Лесков считал роман своей «наихудшей» книгой. Зато вот какую оценку дал произведению Максим Горький: «…после злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников».

Знаменитый «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» появился уже в 1881 году.


Однако свой писательский дар Лесков использовал не только в литературе: в 1984 году увидел свет его сборник – вегетарианская поваренная книга России. А ещё Николай Семёнович увлекался переосмысливанием знакомых слов: например, микроскоп он называл «мелкоскоп», таблицу умножения — «долбица умножения».


Любопытно, но некоторые филологи высказывают мнение, что Лесков «грешил» тем, что заимствовал мотивы и даже отдельных персонажей (не всегда это были люди) из европейской литературы и очень грамотно и стильно адаптировал их, помещая в свои произведения.


Личная жизнь и отношения с родными


И прежде чем перейти к видео, обращусь ещё немного к личной жизни писателя. Во втором браке у Лескова родился сын Андрей (родные называли его Дронушка или Дрона), но и у него отношения с отцом были весьма сложные. Дело в том, что после развода со второй женой Николай Семёнович оставил сына себе, но тот так и не простил деспотичному отцу насильное разлучение с матерю, с которой хотел остаться мальчик.


И всё же, несмотря на напряжённые отношения на протяжении всей жизни и на серьёзную обиду, после смерти Николая Лескова именно его сын совершил буквально сыновий подвиг - собрал воедино всю жизнь отца. Дрона написал первую биографию отца, но издательство разбомбили немцы. Тогда Дрона переписал книгу ещё раз, но рукопись пришлось сжечь, чтобы согреться во время блокады, и уже в возрасте 79 лет он написал биографию в третий раз.


Характер у Николая Лескова, судя по всему, был действительно непростой, родные с детства отмечали его холодность и практически отсутствие сочувствия к близким. И уж, конечно, они обижались, когда угадывали свои черты и даже истории из жизни в не самых положительных персонажах произведений Лескова.


Но чего не отнять у Лескова, так это его мощного чувства справедливости, которую он всегда стремился отстаивать.


А в конце жизни Лесков совершил удивительный поступок. Когда сын Дрона вырос и покинул отца, Николай Семёнович остался в одиночестве, и тогда он удочерил дочь гувернантки, не имевшей достаточно средств, чтобы поднимать девочку - Варю Долину. Лесков вырастил девочку и даже посвятил ей в своём завещании 5 пунктов из 12, отдельно указав на необходимость дать девочке хорошее образование. И, надо сказать, что наследники исполнили заповедь Николая Семёновича в полной мере.


Когда Николаю Лескову было около шестидесяти лет, он заболел астмой, которая мучила его следующие пять лет. В 1895 году в возрасте 64 лет писатель скончался от тяжёлого приступа астмы и был похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.


Что ж, непростым человеком был Лесков, но, зная о нём чуть больше, интересно прочитать что-то ещё из непрочитанного у него, но уже с обновлёнными знаниями о писателе. Что же прочитать? Я не могу выступать советчиком, а вот сам Лесков говорил, что больше всего ценит «Запечатлённого ангела», а больше всего не любит «На ножах».


Из наследников Николая Лескова сегодня жива его правнучка – балерина Татьяна Юрьевна. Ей 98 лет, и со времён Второй мировой войны она живёт в Латинской Америке.


У нас уже сегодня вышел пост, в котором Наталья Гундарева читает рассказ Лескова «Тупейный художник». А сейчас предлагаю посмотреть очень интересный фильм: о жизни и творчестве Николая Семёновича Лескова рассказывает писатель Юрий Нагибин, в фильм включены отрывки из фильмов и радиоспектаклей по произведениям “Левша”, “Грабёж”, “Пугало”, “Леди Макбет Мценского уезда” в исполнении народных артистов СССР М.Яншина, Н.Симонова, Б.Чиркова; заслуженных артистов РСФСР В.Маратова и Н.Гундаревой.