Свершилось! Летаем до 150 метров!

Свершилось! Летаем до 150 метров! Бвс, Беспилотник, Длиннопост

Этого события мир "малой" беспилотной авиации ждал несколько лет!


Именно утверждение постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, которыми для БВС был введен строго разрешительные порядок использования воздушного пространства, стало отправной точкой объединения первых компаний-разработчиков БАС для совместной работы над созданием благоприятных нормативных условий развития рынка.


Введение разрешительного порядка использования воздушного пространства (ИВП) в 2010 году было вполне обоснованным шагом, поскольку иных способов обеспечения безопасного совместного ИВП беспилотными и пилотируемыми воздушными судами просто не существовало, при этом растущая интенсивность полетов БВС была заметна.


Уже в 2011 году стало очевидно, что полная процедурная "изоляция" пилотируемых от беспилотных не оптимальна, поскольку значительная часть полетов БВС и особенно авиамоделей выполняется на малых высотах и исключительно в пределах прямой визуальной видимости.


А значит управляющий таким БВС внешний пилот имеет возможность визуально контролировать воздушную обстановку, избегать опасных сближений с другими ВС и нести ответственность за свои решения.


Первые обращения в органы власти от компаний беспилотной сферы и сообщества авиамоделистов датируются началом 2011 года.


Таким образом, привести разрешительную процедуру ИВП к ее логической завершенности удалось "всего" за 9 лет.


Аналогичное регулирование с беспрепятственным доступом к полетам на малой высоте уже несколько лет действует во многих других государствах.


Суть регулирования


Новыми правилами установлено, что внешние пилоты БВС максимальной взлетной массой до 30 кг освобождаются от обязательного получения разрешения на полеты и закрытия для них воздушного пространства в случае, когда полеты происходят:


не выше 150 метров над уровнем земли или воды;

в светлое время суток;

только для визуальных полетов.

Понятие визуального полета БВС вводится в пункте 2 Федеральных правил: "полет беспилотного воздушного судна, в ходе которого его внешний пилот поддерживает непосредственный бесприборный визуальный контакт с этим воздушным судном".


То есть - использование оптических приборов и виртуальных очков при полете FPV к визуальным полетам не относится.


Эффект


Отмена разрешений для маловысотных визуальных полетов окажет позитивное влияние на многие слагаемые развития рынка БАС.


Появляется возможность выполнять локальные аэросъемочные работы на небольших строительных, промышленных сельскохозяйственных объектах.


Частично снимается барьер для ведения образовательной деятельности, требующей обязательной летной подготовки.


Определенное облегчение испытает авиамодельный спорт, многочисленные кружки и секции которого были вынуждены сократить свою деятельность в тисках суровых ограничений.


Особенности применения


Необходимо хорошо помнить и строго соблюдать обязательные условия новых правил:


Максимальная взлетная масса БВС 30 кг и менее. Для более тяжелых БВС получение разрешения и подача плана полета по прежнему обязательны для всех классов ВП.

Полеты должны происходить вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов и вертодромов государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с ФЗ «О государственной охране»

Нельзя летать ближе 5км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

Бесполетные зоны


Если определение дистанции до аэродромов, вблизи которых полеты запрещены, сложностей у большинства владельцев БВС не вызывает, то определение запретных зон, зон ограничения полетов и т.д. вызывает большое число вопросов у неподготовленных внешних пилотов.


Пояснение по назначению и порядку установки всевозможных зон подготовлено и опубликовано еще в 2010 году Росавиацией


Запретные зоны устанавливаются в воздушном пространстве Российской Федерации для защиты важных государственных объектов, ключевых промышленных комплексов (атомных электростанций, ядерно-радиационных объектов, химически опасных объектов, а также других особо важных объектов с точки зрения национальной безопасности страны) от вредных воздействий и разрушений, возникающих в результате возможных происшествий в воздушном пространстве.

Опасные зоны устанавливаются над открытым морем в интересах следующих видов деятельности:

а) обеспечение запуска и посадки космических объектов;


б) проведение поисково-спасательных работ;


в) выполнение ракетно-артиллерийских стрельб на полигонах боевой подготовки Военно-Морского Флота;


г) выполнение полетов на испытания, исследования авиационной и ракетной техники, на установление рекордов;


д) проведение учений, показов новой военно-морской техники;


е) обеспечение пусков и падения ракет, падения их отделяющихся частей.


Опасные зоны устанавливаются в воздушном пространстве Российской Федерации в районах лесных пожаров и вулканической деятельности, промышленных районах с постоянной повышенной задымленностью. Опасные зоны устанавливаются как для использования на определенный период времени (временные опасные зоны), так и для обеспечения деятельности, осуществляемой на постоянной основе (постоянные опасные зоны).

Временная опасная зона устанавливается главным центром ЕС ОрВД и доводится посредством извещения NOTAM.


Зоны ограничения полетов устанавливаются в воздушном пространстве Российской Федерации над объектами (в районах), где полеты воздушных судов необходимо ограничивать по времени или по условиям их выполнения.

Если деятельность, в интересах которой установлена зона ограничений полетов, не носит постоянного характера, действие зоны ограничения полетов ограничивается временным периодом.


Зоны ограничения полетов могут устанавливаться над государственными природными заповедниками, национальными парками, памятниками истории и культуры, а также над охраняемыми объектами.


На период, когда деятельность, в интересах которой установлена зона ограничений полетов, не производится, полеты воздушных судов в воздушном пространстве указанной зоны выполняются без ограничений.


Внимательно необходимо относиться и к полетам в населенных пунктах, которые требут получения разрешения от органов местного самоуправления. Без такого разрешения допускаются полеты БВС только менее 250 грамм.


Пока неясно, каким образом будет доведена до владельцев БВС легитимная и актуальная информация об установленных местных и временных режимов и кратковременных ограничений.


Ожидается, что решение вопроса принесет проводимая Госкорпорацией по ОрВД модернизация системы СППИ (подачи полетных планов через интернет), в рамках которой Госкорпорация планирует разработку специального веб-ресурса и мобильного приложения, позволяющего каждому владельцу БВС легко определить, возможен ли полет в определенной точке в текущий момент времени.


Перечень запретных зон и зон ограничения полетов в настоящее время установлен приказами Минтранса России от 17.12.2018 № 451 "Об установлении запретных зон" и от 17.12.2018 № 452 "Об установлении зон ограничения полетов".


Ответственность


Прежде всего, каждый БВС массой более 250 грамм должен быть поставлен на учет или зарегистрирован установленным образом. Штраф за допуск к полету БВС без учетных опознавательных знаков может составить в совокупности до 17,5 тысяч рублей.


За нарушение Федеральных правил использования воздушного пространства предусмотрена внушительная ответственность, которая определенно наступит при выявлении нарушения.


Штраф за нарушение правил ИВП может составить 50 тысяч рублей для физических и 500 тысяч для юридических лиц.


С учетом новых полномочий силовых структур по пресечению незаконного использования БВС возможная ответственность уже не кажется эфемерной и безрассудный полет вблизи аэропорта или в иной закрытой зоне обернется для нарушителя неминуемым наказанием.


Вступление в силу


Документ вступает в силу с даты его подписания, а значит с 3 февраля 2020 года любой полет БВС или авиамодели в рамках новых правил является абсолютно законным.


Мы рекомендуем всем владельцам БВС, включая любителей красивых фото и авиамоделистов быть внимательно относиться к вопросам безопасности полетов и соблюдать новые правила использования воздушного пространства.


Каждое выявленное нарушение, бездумно совершенное ради красивого кадра влечет лишь ответные нормативные ужесточения, что тормозит в итоге деятельность законопослушных спортивных и коммерческих экспуатантов БВС.


Желаем всем ясного и безопасного неба!


451_Приказ Министерства транспорта Россиискои Федерации от 17.12.2018 № 451 Об установлении запретных зон.pdf451_Приказ Министерства транспорта Россиискои Федерации от 17.12.2018 № 451 Об установлении запретных зон.pdf



452_Приказ Министерства транспорта Россиискои Федерации от 17.12.2018 № 452 Об установлении зон ограничения полетов.pdf452_Приказ Министерства транспорта Россиискои Федерации от 17.12.2018 № 452 Об установлении зон ограничения полетов.pdf



74_Постановление Правительства РФ от 03.02.2020 № 74 О внесении изменении в ФП ИВП.pdf74_Постановление Правительства РФ от 03.02.2020 № 74 О внесении изменении в ФП ИВП.pdf



Данный материал предназначен для максимального распространения в любительской среде. Оригинал статьи

Лига RC хобби и моделистов

284 поста1.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещается

1) Оскорблять друг друг

2) Всякого вида реклама