Суртр и Сыны Муспелля
В древнескандинавской мифологии Суртр (Сутр или Суртур) – йотун, правитель Муспелльхейма, мира огня, что возник раньше остальных миров Иггдрасиля. Суртр известен тем, что во время Рагнарёка он присоединится к Хель и Локи в битве с асами, убьет вана Фрейра и уничтожит мир.
Этимология и источники
Со старонорвежского Суртр («surtr») переводится как «смуглый» или «чернявый», но не «черный» с отсылкой к цвету кожи. Персонаж присутствует в Поэтической Эдде и в Прозаической Эдде Снорри Стурлусона. В обоих текстах описывается как йотун с огненным мечом, который сожжет мир во время Рагнарёка.
В Прозаической Эдде есть пояснение о том, что Суртр является стражем Муспелльхейма и стоит на его границе. Хотя нигде не указано, что он является правителем огненного мира, дальше по тексту говорится, что именно Суртр поведет в бой «сынов Муспелля». Соответственно, он либо правитель, либо военачальник Муспелльхейма, в котором, согласно эддическим текстам, живут огненные йотуны.
Важно пояснить, что в древнескандинавских текстах не все йотуны являются великанами. Иногда антропометрически они соответствуют другим персонажам (людям и асам), порой описываются как невероятно красивые, или наоборот – гротескные и ужасающие (вроде кельтских фоморов). Само древнеисландское слово «jötunn» (иногда «jǫtunn») традиционно переводят как «великан» или «гигант». Но в ряде переводов сохранено оригинальное написание, что сегодня считается более верным, хотя этимология и семантика слова до сих пор остаются предметом споров. Тем не менее, согласно устоявшейся версии (Р. Симек, Д. Линдоу, У. Дронке), йотуны из Муспелльхейма трактуются как огненные великаны, в противовес инеистым (морозным) йотунам из Нифльхейма.
Эддические тексты о Суртре
В «Прорицании Вёльвы» Хейд говорит Одину, что Суртр придет с юга вместе с огнем, держа в руках пламенеющий меч. Затем пророчица описывает все поединки Рагнарёка (Тор с Йормунгандом, Хеймдалль с Локи, Один с Фенриром и тд.). Некоторые поединки имеют достаточно подробные описания, но о бое Суртра с Фрейром, братом Фрейи, ничего не говорится. Однако известно, что к этому моменту у Фрейра не будет его волшебного клинка (об этом рассказывает миф «Поездка Скирнира»). То есть неверно утверждать, что проигрыш Фрейра в поединке обусловлен только тем, что Суртр был значительно сильнее.
В заключительной части пророчества говорится, что, сразив Фрейра, Суртр осмотрит поле битвы, соберет в своих руках всю мощь стихии огня и испепелит мир. В результате погибнут практически все живые существа. Выживут лишь два человека (Лив и Ливтрасир), и четыре аса – Моди, Магни, Вали и Видар. Также выживет черный дракон Нидхёгг. Дальше сюжет продолжается в «Речах Вафтруднира», где Один спрашивает у мудрого йотуна, кто будет править миром, «когда огонь Суртра погаснет». Вафтруднир отвечает, что это будут сыновья Тора – Моди и Магни.
Также Суртр упоминается в «Речах Фафнира» и в более поздней поэме «Слово о Фьолсвинн». Поэма примечательна тем, что в 24 строфе есть фраза «Surtur sinn mautu». В некоторых списках слово «mautu» записано как «Sinmöru» (с большой буквы). На основании этого упоминания Л. Холандер и ряд других исследователей предполагают, что у Суртра была супруга – Синмара. Этимология имени до сих пор неясна, но предполагается, что Синмара являлась богиней ночных кошмаров и/или могущественным духом-суккубом.
В Прозаической Эдде есть важное замечание о том, что Муспелль существовал даже до Нифльхейма и непроходим для любого, кто не рожден в этом мире. Дополнительные пояснения есть в «Видении Гюльви», где сказано, что перед началом Рагнарёка разорвется небо и из разрыва придут сыны Муспелля во главе с Суртром, которого будет окружать пламя, а клинок в его руке будет сиять ярче солнца. Также упоминается, что огненные великаны пройдут по Биврёсту, отчего радужный мост будет разрушен (хотя в «Речах Фафнира» говорится, что это произойдет, когда по мосту будут двигаться асы).
В «Видении Гюльви» делается важный акцент на то, что Суртр на равнине Вигрид не встанет рядом с Локи, Хель и Хримом (предводителем инеистых великанов). Его воины тоже будут биться с асами, но в собственном боевом порядке. Именно здесь Высокий (одно из воплощений Одина) поясняет, что Фрейр проиграет Суртру поединок, потому что у него не будет волшебного меча (отданного за женщину, между прочим).
Во второй части Поэтической Эдды есть несколько коротких упоминаний Суртра. В одном эпизоде (Глава 75) он назван одним из самых могущественных йотунов, в другом (Глава 2) слово «суртр» использовано как имя нарицательное для обозначения всех йотунов. Любопытно, что в эпилоге этой части Стурлусон, ссылаясь на Эвгемера, говорит, что когда Троя была сожжена, греки назвали это «Пламенем Суртра».
Версии о происхождении и значении образа
Р. Симек отмечает, что Суртр упоминается в наиболее ранних скальдических произведениях, в частности – у Эйвинда Скалдаспиллира и Халльфреда Вандраскальда. Также исследователь говорит, что легендарные исландские лавовые пещеры Суртшеллир упоминаются в «Книге о заселении Исландии», которая датируется IX-Xвеками (то есть примерно за 3 века до Эдды Стурлусона). На основании этих фактов Симек предполагает, что Суртр в Исландии почитался как верховный бог, он прочно ассоциировался с вулканическим огнем и возможно был владыкой подземного (или потустороннего) мира.
Многие исследователи (например, Э. Фолкес) согласны с Симеком в том, что образ Суртра как врага асов едва ли является исконным, как минимум – не для Исландии. Здесь он, вероятно, был главой пантеона и действительно почитался. Судя по всему, он относится к более древнему пантеону (в сравнении с асами и ванами). К этому же пантеону относится ряд других малоизвестных скандинавских богов – Фарбаути, Логи (не Локи), Кари, Хлер, Форньот. Также предполагается, что некоторые имена огненных йотунов являются альтернативными именами Суртра (например, Эльдр, Эймнир, Брандинги).
Б. Фелпотс предполагает, что Суртр мог все же изначально быть демонизированной фигурой, связанной с разрушительными вулканическими извержениями. Э. Орчард, вспоминая огненный меч Суртра и его статус стража на границе миров, видит здесь аналогию с библейским ангелом, изгнавшим Адама и Еву из Эдема, ведь тот ангел тоже был стражем и тоже был вооружен пламенным клинком. Однако есть в научной среде и куда более невероятные версии, например – Р. Коул сравнивает сыновей Муспелля с мифологическими красными евреями.