Судзумэ, закрывающая двери / Suzume no tojimari / 20221
Осенью 22 года в Японии вышла новая полнометражная анимешка от Макото Синкая, до нас она дошла только летом 23. Ожидания были большие и, к сожалению, они не оправдались, а почему сейчас попробую разобрать в этом посте.
Сначала быстро опишу общие впечатления, а потом попробую разобрать чуть глубже, текста будем много, так что погнали.
17-летняя Судзумэ после встречи с загадочным молодым парнем находит дверь посреди руин в горах на острове Хосю. Открыв эту дверь и пройдя через неё, Судзумэ начинает видеть гигантского червя, который выходит из этой двери и, если дверь не закрыть, то падение червя приводит к большим природным катаклизмам, вызывая землетрясение. Судзумэ помогает закрыть дверь парнишке, но двери начинают открываться по всей Японии, девушка начинает винить себя в том, что двери начинают открываться чаще и отправляется в путешествие, чтобы закрыть все двери, компанию ей составляем парнишка, которого превратили в стул и некое божество в виде кота.
В целом, получается роуд-муви и большинство действий происходит в дороге, и в этом самая большая проблема. Все эти сцены в дороге, знакомство с людьми, выглядят очень скучными и уже к середине фильма перестают удерживать внимание, возвращая его только на небольшие красивые сцены. Романтик тут тоже допотопный, по типу, она впервые увидела парня, а уже готова ради его спасения бежать хоть на край света и это тоже навевает скуку.
А теперь, зайдём с другой стороны, если зайти в Википедию и почитать про Синкая, там есть момент, что над Судзумэ он начал работать в 2020 году. Там из-за пандемии у него начались проблемы, сейчас дословно скину текст с Вики.
"Пандемия COVID-19 заставила размышлять о будущем, где от человечества ничего не зависит. Режиссёр был напуган, редко выходил на улицу в период чрезвычайного положения, оказался сбит с толку и ощущал себя кем-то другим, поскольку мир изменился слишком быстро. Это сказалось на производстве фильма «Судзумэ, закрывающая двери». Первоначальный сценарий включал двух девушек, но продюсер убедил режиссёра, что аудитория хочет видеть с девушкой мальчика, как и раньше. Тем не менее Синкай, уставший от романтики, превратил парня в стул."
Прочитав это, можно понять, что Судзумэ должна была выйти совсем не как любовная история, вся романтическая линия это только подводка к темам, которые Синкай затрагивает в аниме.
А именно, страх перед стихией и бессилием человека над ней.
"В начале 2020-х годов Япония находилась в упадке, по всей стране насчитывалось много непригодных для жизни мест, что было вызвано стихийными бедствиями и сокращением населения: тысячи домов и даже целые деревни и пригороды пришли в запустение. Анимационный фильм является эмоциональной реакцией на происходящее."
Если погуглить, все заброшенные места, где открываются двери, они реально существуют в Японии, тут и много брошенных школ, парки аттракционов, заброшенная станция метро в Японии, почти каждый объект срисован с реального. Когда Судзумэ закрывает двери, то появляются обрывки воспоминаний тех, кто когда-то тут жил, тем самым можно сказать, что Синкай чтит память людей, которые когда-либо стали жертвами стихии, либо успели спастись, но оставили свою жизнь в этой местности.
Судзумэ же представляет собирательный образ молодой японки или японца, которые стали жертвами катаклизмов, потеряв в детстве родителей, весь фильм она бегает со стулом, который остался единственной памятью с детства. За весь фильм персонаж преображается, расправившись с детскими травмами, морально вырастает и становится взрослой ячейкой общества.
Ну, а сами двери и червь, который вызывает землетрясение - это наивная визуализация самого плохого, что происходит в Японии, и ещё более наивного решения этой проблемы - закрытие дверей.
Если собрать все это во едино, то у нас получается не просто эмоциональная реакция на все это, а целая ода посвященная всем , кто пострадал от природных катаклизмов, в том числе и ковида.
Ну, и самое главное, то из за чего я люблю Синкая - это рисовка. Детализация растет с каждым новым фильмом, прорисовка персонажей, мира, домов, зданий, солнечные блики, брызги воды, все нарисовано с таким шикарным качеством, а тут ещё и выглядит эпично, все эти заброшки, абстрактный червь из красного дыма, кубики льда, роса на траве - это одна из тех причин почему стоит смотреть работы Макото Синкая. Для сравнения вот его одна из первых работ и кадр из Судзумэ.
По отзывам и оценкам, люди разделились на три лагеря, кто-то окончательно разочаровался в Макото и говорит, что он слился(моя жена не стала даже со мной досматривать). Есть и такие, кто пишет, что Судзумэ 10 из 10 и, это одна из лучших его работ. И есть такие как я, я же остаюсь нейтральным, Судзумэ далеко до "Твое имя", это уже совсем другая работа, но она тоже стоит просмотра, да и, в целом, никогда не поздно выключить, если вам не понравится.
Если вы хоть как кто знакомы с работами Синкая или слышали о них краем уха, советую Судзумэ все же смотреть и уже самим решать, хорошо получилось или плохо.
P.S.
Не знаю специально это или нет, хотелось бы верить, что это отсылки. Паренёк из Судзумэ очень сильно смахивает на Миядзаковского Хаула.
А милашка кот, так вообще это помесь двух котов из двух разных роуд муви опять того же Миядзаки.
Сериаломания | Киномания
6K постов27.2K подписчиков
Правила сообщества
Не жалейте авторам плюсцов - это мотивирует :-)
Соблюдайте правила сайта. Любите друг друга. Придерживайтесь конструктивной критики.
Оскорбления, политика - запрещены.