Стрельба в гимназии Брянска, взгляд под другим углом

Темой безопасности школ, других образовательных учреждений и мест с массовым пребыванием детей я занимаюсь давно. Постоянно мониторю ситуацию в России и за рубежом в части атак на образовательные учреждения. Как это не печально, но, увы, новые факты для анализа поступают регулярно, со всех уголков земного шара. Угроза массовых убийств в учебных заведениях уже давно вышла за пределы одного континента и подобно вирусной инфекции расползлась по всему миру. И оснований для положительных прогнозов на ближайшее будущее нет.

Травля (буллинг, кому как удобнее) в качестве мотива была лишь у 20% «школьных стрелков» из числа внутренних атак, а таковых от общего числа менее половины*. Значит, в общем списке мотивов для массовых убийств в образовательных учреждениях травля стала причиной менее 10% случаев.

* За период с 2010 по 2022 год включительно, из 117 случаев** подпадающих под признаки массового убийства, совершенных в школах или иных детских организациях, только в 57 случаях (48,7%) преступниками являлись ученики или сотрудники этих учреждений.

** при оценке статистических данных следует учитывать, что их достоверность соответствует реальной ситуации только на 60 - 65%. Причины таких отклонений, следующие:

1. не все страны публикуют в открытом доступе сведения о подобных случаях, либо публикуют, но в искаженном (чаще всего заниженном) виде;

2. в случаях, когда преступление удается предотвратить на стадии его подготовки, не всегда удается доказать наличие прямого умысла подозреваемого, на совершение массового убийства или террористического акта. Поэтому немалая часть преступников уходит от ответственности за свой фактической умысел, отделываясь формальным наказанием за правонарушения небольшой тяжести, такие как незаконное хранение оружия, оскорбления, угрозы, хранение и распространение экстремистских материалов;

3. в случаях, когда преступление удается предотвратить в начальной стадии, до возникновения особо-тяжких последствий (например, преступник нанес лишь легкие ранения 1 или 2 людям, оружие по каким-то причинам не выстрелило, охрана или окружающие сумели обезоружить и задержать, и т.п.), также не всегда удается доказать наличие прямого умысла подозреваемого, на совершение массового убийства или террористического акта. По рекомендациям защитников подозреваемые дают показания о том, что не планировали никого убивать, а лишь хотели напугать, либо, что это вообще был розыгрыш.

В остальных фактах подобных преступлений целью убийц была не месть за травлю или личную обиду, они просто шли убивать, не важно кого именно, главное как можно больше. Если исходить из их «Манифестов», то они шли для того, что бы что-то доказать всему обществу, вписать себя в историю, стать лидерами нового культа. Чаще всего, для них — это определенный способ самовыражения, они руководствуются одним им понятными целями и пытаются донести до окружающих лишь свое личное послание. Это, что касается именно «школьных стрелков», у террористов мотивация своя, зависит от того, в какой террористической организации (движении) они состоят или какую экстремистскую идеологию поддерживают. С терактами в учебных заведениях, совершенных именно террористами-одиночками, в нашей стране пока не сталкивались, но, с высокой долей вероятности скоро столкнемся. Судя по имеющимся тенденциям, международные террористические организации делают ставку, в том числе и на такой способ совершения террористических атак.

Почему они выбирают именно школы, другие образовательные организации или детские учреждения? Тут несколько причин, выделю две, по моему мнению главные:

1. Резонанс. Когда страдают дети это вызывает больше сочувствия в обществе и больший информационный охват в СМИ.

2. Доступность. Приведу недавний показательный пример, хоть и зарубежный, но прекрасно применимый к любой (за редким исключением) стране мира. Случай этот здесь обсуждался, произошел он 27 марта 2023 года в школе «Завет» города Нэшвилл, США. Тогда, преступник, вооруженный огнестрельным оружием проник в школу, где совершил убийство 6 человек, после чего был убит в перестрелке с полицией. Что важно: согласно заявления, сделанного начальником полиции города, школа не была изначальной целью преступника. Исходя из найденных записей, убийца планировал атаковать другое место, однако, оно оказалось слишком хорошо защищено, поэтому он выбрал менее защищенный объект для атаки - школу. Проще говоря – это лёгкая мишень.

Мой краткий вывод:

В настоящее время в нашей стране (и не только в нашей) безопасность учебных заведений в большинстве случаев (исключение составляют лишь дорогие частные школы) обеспечивается формально, на самом примитивном уровне. Такие понятия, как комплексная (многоуровневая) или просто система безопасности существуют лишь на бумаге, в виде различных планов, отчетов и справок. Выполнение же прямых задач по охране жизни и здоровья детей вообще поручено частным охранным организациям, которые в силу правовых и организационных причин не могут этого сделать, даже теоретически. Как наглядно показывает практика, все эти «дутые» меры безопасности, существующие по большей части лишь на бумаге, никаких проблем для злоумышленников не создают.

Извечный русский вопрос - Что делать?

По моему, субъективному мнению, начинать следует с признания самого факта существования угрозы. Необходимо перестать жить в мире иллюзий и осознать, что за последние пятьдесят лет мир вокруг нас, очень сильно изменился, и изменился он совсем не в лучшую сторону. Количество различного рода угроз значительно возросло, и особенно уязвимы к ним дети, потому как в силу своего возраста и недостаточного жизненного опыта они пока не могут противостоять этим угрозам самостоятельно.

Можно до бесконечности рассуждать о нравах современного общества и предаваться воспоминаниям о прошлом, только это ничего не изменит. Поэтому, нашим политикам, силовикам, журналистам и главное самим гражданам давно сделать выбор. Он прост, либо дальше продолжать делать вид, что ничего не происходит (то, что мы фактически делаем сегодня), либо, без лишних эмоций, признать тот факт, что на сегодняшний день, школы и другие образовательные учреждения стали объектами повышенной опасности.

Если мы готовы это признать, значит можно переходить к следующему этапу, а именно, начать разработку эффективной модели - системы обеспечения безопасности образовательных учреждений и других мест с массовым пребыванием детей, создания в них безопасной среды от угроз террористического и криминального характера.

Также надо признать, что массовые убийства в образовательных учреждениях («Скулшутинг») явление для нашей страны достаточно новое, и отечественными криминологами пока малоизученное, поэтому необходимо заимствовать опыт других стран, где с этой угрозой столкнулись раньше, чем мы. Учиться, пока еще есть такая возможность, нужно на чужих ошибках, потому как за свои, мы уже начали расплачиваться человеческими жизнями.