Страшнее Хиросимы

Еще не было даже и мысли о существовании ядерной бомбы, а мир потряс самый мощный взрыв обычной взрывчатки, не уступающий по разрушениям Хиросиме и Нагасаки вместе взятым. Это произошло 6 декабря 1917 года в порту Галифакс, Канада. Впрочем, о порте и городе Галифакс после этого события говорить можно было очень условно... Вот как это было.

Французский грузовой пароход “Монблан” был построен на английской верфи Рейлтона Диксона в Мидлсборо в 1899 году. Двухмачтовое судно имело вместимость 3121 регистровую тонну, его длина составляла 97,5 метра, ширина — 13,6, осадка — 4,6 метра. Когда началась первая мировая война, «Монблан» купила французская судоходная фирма «Компани дженерал трансатлантик». Адмиралтейство, по закону военного времени, приняло судно в свое распоряжение. В ноябре 1917 года вспомогательный транспорт “Монблан” загрузился в порту Нью-Йорк различными взрывчатыми веществами, суммарная мощность которых превышала три тысячи тонн тротилового эквивалента. Кроме того на борту парохода находилось топливо для танков – бензол в бочках.

5 декабря 1917 года “Монблан” прибыл в Галифакс. Капитан парохода Ле Медэк получил указания береговой охраны встать на якорь и дожидаться утра, а с рассветом 6 числа войти в гавань для разгрузки. О характере груза, находившегося в трюмах парохода знали лишь немногие – война и секретность... В это же время рассвета дожидался и норвежский пароход “Имо”, только это судно уже загрузилось и намеревалось покинуть гавань. Судьбой этим двум пароходам было назначено встретиться...

Утром 6 декабря капитан “Монблана” получил разрешение на вход в гавань. Утро выдалось ясным и морозным. “Монблан” обменивался приветственными гудками со стоящими в порту судами, когда вахта заметила идущий наперерез неизвестный пароход - “Имо”. Был подан предупреждающий сигнал и предприняты маневры уклонения вправо. По правилам судоходства, “Имо” должен был также отвернуть вправо, но вместо этого норвежский пароход выполнил поворот влево. Как выяснилось, не имея связи между собой, капитаны двух судов выполняли прямо противоположные действия! В результате этой неразберихи “Имо” таранил “Монблан” в районе первого трюма. Стальной форштевень норвежского парохода более чем на три метра углубился в борт “Монблана”. Капитан “Монблана” застыл в ужасе: вот-вот должен был последовать взрыв.

Из воспоминаний капитана Ле Медэка:
“Удар был очень сильным и каким-то вязким, корпус судна сотрясло, в рубке сорвало с креплений секстан. Я в этот момент как будто застыл, ведь в трюме, куда ударил нос парохода, взрывчатка. Каждую секунду должен был прозвучать взрыв, означавший смерть для всех нас – и для большинства жителей города. Но взрыва все не было.”

Взрыва не произошло, но загорелся бензол из расположенных на палубе бочек. “Имо” дал задний ход, чтобы вырваться из пробоины, при этом возникло множество искр, воспламенивших вытекающее горючее. Пожар моментально распространился на большой площади. Столб дыма поднялся над пароходом на 100 метров. Ручные огнетушители оказались бессильны, а пожарные рожки находились в носовой части судна, за непреодолимой огненной завесой. Капитан, видя, что потушить огонь невозможно, отдал приказ команде покинуть судно, но до этого служащий береговой лоцманской службы попросил его дать машине полный ход и направить “Монблан” в открытое море, подальше от города и порта. Увы, Ле Медэк либо не расслышал его, либо сделал вид, что не расслышал.

(продолжение внутри)