Столкновение культур. Почему мы не слышим друг друга?

Небольшое отступление
Этот текстовый длиннопост появился не просто так. Я вижу как отношения между кавказцами и русскими осложняются. Но если ваше мнение мне известно, то известно ли вам мнение парня, живущего на Кавказе?
И именно поэтому я решил написать эту....недостатью что-ли. В ней, как мне кажется, описаны источники наших проблем. Откуда зародилось недопонимание? Почему всё пошло так, а не иначе?
Я постараюсь высказаться на эту тему подробно и аргументировать каждый пункт. Может быть тогда взгляд на "хачей" немного поменяется...
Это лишь моё ИМХО.
Ну а кому не интересно, можете фыркнуть и покрутить колёсиком мышки дальше.
Коммент для минусов внутри.

Ну, а теперь начнём.

Лихие 90-ые

Нет, не смирялись и не гнули спины
И в те года и через сотню лет
Ни горские сыны, ни их вершины
При виде генеральских эполет.

Ни хитроумье бранное, ни сила
Здесь ни при чем. Я утверждать берусь:
Не Русь Ермолова нас покорила,
Кавказ пленила пушкинская Русь.


Начало быть может пафосное, тут я соглашусь. Уверен, что некоторые из вас лишь со скепсисом прочтут стихотворение Расула Гамзатова. Нынче трудно найти что-то общее между кавказцами и русскими. Во всяком случае, если брать людей от 16 до 30 лет.

Но что не говори, а русские с горцами ещё начали контактировать давненько, ещё при царе Фёдоре Ивановиче. Уже 1594 году русские взяли поселение Тарки. Мы с вами знаем друг друга очень давно).
И тут, конечно, трудно обойти вниманием долгую кровопролитную войну (она шла не один десяток лет), итогом которой стал триумф Империи Романовых.
Так потихоньку русские слова стали проникать на территорию Дагестана и Чечни. Появляются дороги, новые города (именно с руки Петра I появляется Порт-Петровск, в будущем ставший Махачкалой)… Несмотря на противоречия, восстания, битвы, мы сотрудничали как-то, жили бок о бок.
А уж про то, с каким почётом и уважением относились к имаму Шамилю в русской армии и говорить, наверное, не стоит.

И в СССР также вместе как-то жили. И таких явных противоречий уже не найти. Да, по телевидению рассказывали не всё. Да, я убеждён, что не всё было гладко. Но в тоже время, я отдаю себе отчёт в том, что того недопонимания между нашими бабушками и дедушками, родителями просто нет.
Моя семья очень тесно дружит с несколькими русскими семьями. Кое-кто из друзей живёт даже в Махачкале, Дербенте и вы будете удивлены, но на жизнь не жалуются. При этом верны своим традициям, веры и не испытывают какого либо дискомфорта.
Быть может, люди были другие? Более терпимыми, более спокойными? Или же причина в ином?

Причина есть и даже не одна.

Падение СССР
Итак, наступают новые времена. Люди вынуждены искать работу, а её нет, так как большая часть предприятий в республике разорены. Никто не знает что делать, в то время как бандиты начинают зарабатывать денюжки и припеваючи жить. Это справедливо для всей страны. У кого во времена 90-ых не было проблем с работой и добычей необходимых вещей?
Русские массово уезжают из республики. Здесь их когда-то держала власть, теперь же они толи в испуге, толи от счастья бегут в родные края, хотя радикально была настроена лишь небольшая часть общества (если не мизерная). В результате огромное кол-во местного народу оказалось без образования, рабочих мест и нормальной медицины, так как в муниципалитетах, гос. учреждениях работали в основном славяне. Если в остальных регионах с этим как-то быстро справились, стоит ли говорить, что эти проблемы, в Дагестане во всяком случае, так и остались нерешёнными?
Как итог, родители не могут толком уделить внимания детям, заниматься их воспитанием. Дети учиться в школах непонятно чему. Трудно уважать чужую культуру, если ты понятия не имеешь о ней. Трудно наладить контакт с человеком другой национальности, не зная о нём толком ничего. О его привычках, обычаях и так далее. И тем более трудно, когда этого человека просто рядом нет. В Советское время, во времена Российской Империи, каждый имел представление друг о друге. В 90-ые мы быстро потеряли связь друг с другом. Злую шутку вдобавок сыграла и чеченская война.
Что творится в твоей голове, не знают даже твои родители.
Для Дагестана 90-ые приобрели что-ли особый колорит. Так уж исторически получилось, что традиции и ислам тесно сплелись. Как результат этого, на Кавказе семья – это как некий клан. Каждый помогает друг другу. Так семьи приобретают власть, влияние и деньги, прибирая к себе гос. имущество и чужое.
В дальнейшем это выльется в такую коррупцию и беспредел, что некая анархия царит в республике и поныне. А Москву почему-то это устраивает. Я вижу, как развивается Казань, я вижу, как строят бизнес-школу в Сколково, и наблюдаю как в Саранске обустраивают город к ЧМ18.
И при этом слышу, какие бабки выделяет государство южным регионам.
Но стоит только пройтись по улицам Махачкалы, и сразу начинаешь понимать. Деньги эти разворованы. Причём разворованы своими же.
Дома строит каждый как ему хочется. Финские домики стоят рядом с целыми трёхэтажными дворцами. По городу ездят одни только маршрутки, так как о нормальном транспорте можно мечтать. И это для полумиллионного города!
Когда народ видит наплевательское отношение власти, он, конечно же, начинает всё делать по-своему. Для России это в принципе знакомо.
Но когда кто-то приходит извне с новым взглядом на религию, то всё становится в разы хуже.

Ваххабизм
Скажу кратко. Данное течение спонсируется Саудавской Аравией и Катаром, что не раз подтверждали сами ваххабиты, когда их ловили силовые структуры.
Но вся суть даже не в этом. Представьте, что вы молодой парень. У вас на самом деле не так много путей. Можно пойти в спорт. Можно поискать работу, но деньги будут мизерные и прожить на них достаточно трудно. Можно поехать на заработки в крупные города. Можно конечно обратиться за помощью к семье, но ведь не все семьи благополучны.
А вот те, кто в лесу, предлагают немалые деньги. Так парень становится боевиком. И как это не парадоксально, борется он не за идею, а за себя. Далеко не все предаются идее.
Мне как-то рассказал одну историю знакомый. Было это давно, но знаковое событие. Он был борцом. Однажды ему сказали, что мол, собирают лагерь, где тренеры будут смотреть ребят. Он, конечно же, поехал с друзьями. В итоге они чуть ли не оказались в вербовочном лагере ваххабитов. Интересно, не так ли?)
Парням просто забивают мозги всякой дрянью. Раз в три месяца взрывают какой-нибудь милицейский пост (сам народ не трогают). Трудно сказать, почему эту проблему власти до сих пор не могут решить...

Что автор хочет этим сказать?
Что комплекс этим проблем приводит нас вот к чему.
Многие с усмешкой взирали на сельских ребят, что «приехали с гор» смотреть на матч Анжи с Ливерпулем. Их явно выдавал акцент, скудный словарный запас. При этом полностью забитый стадион «хачами» явно вызвал в душе диссонанс.
Представим другую ситуацию. Растёт какой-нибудь балбес в школе. Его богатый папаша оформляет 400 баллов по ЕГЭ. Так как Дагестанское образование нигде практически не ценится (по выше описанным мной причинам), он хочет учиться в Питере, скажем, или в Москве.
Этот парень чувствует себя важной шишкой. Он-то может позволить себе поездку в столицу и жить там, «учиться». И потому ведёт себя хамски, уверенный в своей правоте. Что примечательно, этот парень дома так себя не ведёт.
Почему? Потому что боится получить по шапке. Местные порядки он знает, а других не ведает. Ислам к тому же строгая религия. Она учит примерности и скромности, а наглёж как бэ осуждает. А вот в других городах же пошалить можно…
Отчего же так? Бескультурье. Почему бескультурье? Потому что не воспитали. Почему не воспитали? Не смогли. Вот тебе и «мусульмане».
А как же мировозрение? Как же внутренние ценности? Они оказались вперемежку. Поколение 90-ых так и не нашло толком свой ориентир. Также и в Дагестане.
Мне стыдно за таких людей. Они не желают учиться, не желают работать, а только развлекаться и бродить по торговым центрам. Их цель одна – показать понты и ничего более. И эти понты дорого обходятся, потому что о моей нации думают стереотипно.
Далеко не все едут в русские города ради того чтобы повеселиться. Кому-то нужны деньги, кто-то хочет попытать счастья, ведь дома негде, а мне нужны, например, знания. Когда же люди судят обо мне по таким вот «крутым» ребятам, мне ничего не остаётся, как пожать плечами. В моём роде, к счастью, таких нет.

Но задумаетесь. Разве человек не хочет учиться и жить дома? Разве ему приятно находиться как можно дальше от близких? Мне - нет. Но ситуация в республике такова, что я вынужден жить в другом месте ради нормального будущего. Ради будущего, которое я проведу не в лесу и не сидя на шее родных. Но Дагестан не развивается и не может, по понятным, я думаю, причинам.
Вот и получается, что виноваты каждый по не многу. Виновата власть. Виноваты мы (и кавказцы, и русские).
И, к сожалению, так сложилось, что и события 90-ых оставили на этом отпечаток.
У кого-то стабильность, у кого-то модернизация.
А у кого-то неопределённость.

Но я до сих пор верю, что нас пленила именно пушкинская Русь.