Столетняя война. Часть 5

«Люди войны»


Продолжим дело BeDMaK.

Читайте ранее:

Часть 1: «Было у отца три сына»

Часть 2: «Сокол и цапля»

Часть 3: Начало боевых действий

Часть 4: The Black Prince


Столетняя война. Часть 5 Столетняя война, История, Средневековье, Европа, Англия, Франция, Длиннопост, Милитаризм

Карл V Мудрый, портрет явно не соответствует внешности: "С крупной головой, узкий в плечах , с красивым, немного вытянутым, лицом, крупным носом и большими карими глазами, с не таким уж маленьким ртом и светлыми волосами.

Фигура Карла V относится к одному из светлых пятен в мрачной для Франции истории Столетней войны. Прозвища, которые французы раздавали своим королям, в 90% случаев не соответствовали действительности и зачастую были лестью, но не в этом случае. Карл действительно оказался «Мудрым» и представлял из себя правителя нового типа – организатора, реформатора. К сожалению, реформы и достижения его впоследствии были сведены на нет и более поздним потомкам пришлось изобретать велосипед заново.

Старший сын Иоанна II, Карл, родился в год начала Столетней войны (1337). Ему изначально не повезло со здоровьем: ребенок рос слабый, одна из рук действовала плохо. По стандартам средневековой Европы это означало не просто проблемы в быту, но и потерю важнейшей, предельно романтизированной, статусной функции полководца и участника баталий. В условиях примитивного государственного аппарата Западной Европы, в отличие от более развитого Востока, король не делегировал полномочий управления войсками в походах военачальникам, а вел войска сам, да еще сам и сражался. Карлу V подобное не светило. Он понимал, что рано или поздно наследует корону и нашел для себя совершенно иную ветку прокачки: если стать правителем-воином нельзя, то можно быть королем-книжником, еще одним архетипическим персонажем рыцарских романов, – мудрым правителем, решающим экзистенциальные вопросы для всяких Ланселотов. Как оказалось, позже именно такой путь и стал магистральным в дальнейшей практике государственного управления, а короли-полководцы вымерли вместе с динозаврами.


Став дофином, наш герой быстро начал понимать, что такое государственная целесообразность. Допустим, по некоторым сведениям, на правах герцога Нормандии он участвовал в битве при Пуатье, куда Иоанн II его втянул, дабы «пацан занимался нормальными делами, а не книжечки свои читал». Видя поражение армии, Карл бежал с поля боя с отрядом (как и десятки других феодалов – французское войско в той битве не столько погибло, сколько разбежалось). Трусость? А с другой стороны, таким образом он обеспечил сохранность власти в руках династии Валуа, ведь попадание Иоанна Доброго в плен объяснялось, прежде всего, королевской глупостью.


Бразды правления Карл получил в 1356 г. на правах исполняющего обязанности. Иоанн, «законный король», сидел в плену, а восемнадцатилетний дофин не имел по тем понятиям достаточного авторитета в глазах знати (все же не коронован). Поэтому, для придания значимости собственным решениям, принц созвал представительный межсословный орган – «Генеральные штаты». В итоге, этот парламент во главе с Марселем Этьеном попытался манипулировать наследником, пытаясь сделать из него фигуру номинальную.


«Великий мартовский ордонанс» 1357 года представлял из себя практически конституцию, появившуюся за столетия до ваших этих Долгого Парламента и Национального собрания. Правда, ребята явно поспешили прыгнуть из сословной монархии в конституционную, минуя абсолютизм, и оказались не поняты. Права короля ограничивались, парламент организовывал регулярные самостоятельные съезды, устанавливался контроль над налогами и другими политическими вопросами. До гражданских прав, правда, тогда еще не додумались.


Карл пытался свести на нет все требования парламентариев, в ответ вспыхнул мятеж, именуемый «Парижское восстание». 22 февраля 1358 г. предводители восставших во главе с Марселем Этьеном ворвались в покои дофина и в целях устрашения зарезали на его глазах престарелых маршалов Нормандии и Шампани, заставив тем самым подписать ордонанс. Карл бежал из Парижа в Компьен.

Столетняя война. Часть 5 Столетняя война, История, Средневековье, Европа, Англия, Франция, Длиннопост, Милитаризм

Начало Парижского восстания - 22 фераля 1358 г., Марсель Этьен в покоях Карла V. Внизу убитые маршалы.

Расценив бегство Карла V как возможность захватить трон, во Францию вторгся Карл Злой, ранее бежавший из заточения. Одновременно вспыхнуло крестьянское восстание, известное как Жакерия. Понять восставших крестьян было можно: условия жизни в воюющей стране для бесправных крепостных становились крайне тяжелыми. Упрекать в отсутствии патриотизма их тоже сложно: тогда не было такого понятия, как и понятия «нации». Восставшие Жаки-простаки резали дворян и жгли поместья.

Столетняя война. Часть 5 Столетняя война, История, Средневековье, Европа, Англия, Франция, Длиннопост, Милитаризм

Карл II Злой, король Наварры, дядя Карла V, делает вид, что он добрый и замаливает грехи.

В подавлении Жакерии проявился еще одно качество Карла V, как правителя, - делать непопулярные вещи чужими руками. Утопить восстание в крови он позволил своему врагу Карлу Злому. А затем еще и объявил всеобщую амнистию. В итоге, один Карл в глазах простого народа выглядел совсем злым, а другой – не очень. Найдя в рядах парижских повстанцев предателя, Карл V организовал убийство Этьена Марселя и вернулся в Париж 3 августа 1358 г. уже в качестве избавителя от смуты. Карл Злой обломался и в этот раз. Интересный факт – строительство Бастилии было одним из оргвыводов, извлеченных молодым дофином из восстания.


Возвратившийся в 1361 г. из плена Иоанн II вновь начал править страной. Ничем особенно примечательным блудный монарх за четыре последних года своего правления не отметился, кроме как участием в борьбе за Бургундское наследство. В отличие от других исторических событий с аналогичными названиями, масштабных боевых действий здесь не велось, а все ограничилось несколькими стычками войск и масштабными политико-правовыми интригами. 21 ноября 1361 г. умер семнадцатилетний герцог полуавтономной Бургундии – Филипп Твердый, прервав ветвь династии Каппетингов, правившей там много лет. Иоанн Добрый, будучи ему дальним родственником не преминул, подделав завещание, отхватить эти земли себе. В борьбу включился и Карл Злой, имевший равные с Иоаннном права на наследство. Но кого-кого, а его-то явно никто не желал видеть своим правителем. В то же время, Иоанн работал так топорно и медленно, что бургундская знать в итоге признала его права с оговоркой на сохранение автономии. В итоге максимум, что ему удалось – посадить на трон младшего из принцев – Филиппа Смелого. В итоге, сам того не желая, Иоанн заложил основу существования независимой Бургундии – одного из важных участников последнего этапа Столетней войны.


В 1364 г. Иоанн II вновь вернулся в английский плен. Вроде как, это было делом чести – оставленный в заложниках принц Людовик бежал, что нарушало договор, а, может, французскому королю нравились лондонские тусовки. Вскоре Иоанн умер в плену, Карл V стал полноправным королем.


Положение дел, при котором значительная часть королевства отцов и дедов находилось в руках у англичан не могло устраивать Карла не только с точки зрения моральной, но и экономико-политической. Земли нужно было отвоевывать обратно. Период конца 1360-х гг. отмечался как время временного ослабления Англии: погибли или были физически слабы ее ведущие полководцы, в том числе оба Эдуарда, участие в войне на Пиренеях истощило их казну. Складывалась благоприятная ситуация для реванша. Войне требовался только повод, который был предоставлен в 1369 году, когда ряд аквитанских феодалов обратился в Париж за правосудием, пожаловавшись на завышение налогов Черным Принцем. Карл представил этот факт, как несоблюдение Эдуардом Вудстоком условий мирного договора в Бретиньи и использовал его в качестве казуса белли. Началась Каролингская война.


Карлом V был сделан верный вывод о необходимости смены тактики ведения войны. Отныне основной задачей армии провозглашалось противодействие шевоше. Войска дробились на малочисленные отряды численностью около 1 тыс. чел., действовавшие по всей территории страны. Дилемма, мучившая Филиппа VI во время Нормандского похода –куда отправить войско, не могла возникнуть в принципе: больше не формировалось суперармий. Вступать в контактный бой и давать генеральные сражения категорически запрещалось.


Активно применялась тактика выжженной земли. Создавалась сеть разведки и оповещения. На выявленном направлении движения шевоше ликвидировались запасы продовольствия и фуража, эвакуировалось население, что подрывало экономическую целесообразность английских рейдов.


Следующей важной мерой стало укрепление тыловых замков и крепостей. Ранее хорошо защищенными являлись только замки, располагавшиеся вдоль сухопутных границ Франции. Как правило англичанам не удавалось их взять. Легкость продвижения отрядов Эдуарда III и Черного Принца в 1340-50-х гг. объяснялась тем, что, высадившись с моря в глубоком тылу, они не встречали хорошо укрепленных многочисленных гарнизонов.


В наступательной тактике французы начали напоминать англичан, постепенно выдавливая последних с материка. Особое внимание уделялось контролю над замками. Так, дю Геклен применял для захвата замков имеющие специальную подготовку малочисленные штурмовые группы, использовавшие приставные лестницы. Осад не велось, замки брали с ходу.

Столетняя война. Часть 5 Столетняя война, История, Средневековье, Европа, Англия, Франция, Длиннопост, Милитаризм

дю Геклен договаривается о сдаче крепости под прикрытием арбалетчиков.

Понимая важность агитации и пропаганды, французский король сделал попытку представить войну с Англией не как спор феодалов, а национальный конфликт, борьбу за отечество. Еще после поражения под Пуатье Карл обратился к парижанам с речью, интонация которой вполне похожа на знаменитое «Братья и сестры...!». Впервые правитель призывал защищать не себя, а страну.


Были у Карла V и бесплодные инициативы, например, о вооружении всех крестьян королевства луками. Противовеса английским йоменам на поле боя не получилось – указ остался только на бумаге.


Одной из военных реформ Карла Мудрого было учреждение особого статуса «людей войны», в результате которого «кадровые» военные выделялись в особую привилегированную социальную группу профессионалов. Военное командование становилось не формой проявления царственного статуса, а службой. Карл стал первым французским королем, даже номинально не командовавшим войсками. «Люди войны» получали особый социальный статус, им выплачивалось щедрое вознаграждение. Их высокое общественное положение подчеркивалось даже особой ролью в придворном церемониале.


Самым известным «человеком войны» стал Бертран дю Геклен. Военную карьеру (это слово можно применить чуть ли не впервые) он начал в битвах второстепенного эпизода Столетней войны – Войне за Бретонское наследство - в качестве мелкого рыцаря, возглавляющего отряд рутьеров. Так именовались отряды наемников, относящиеся к низшим воинским кастам. Фактически это была, легкая пехота без доспехов, состоявшая из маргинальных элементов и промышлявшая грабежом. В 1364 г. он поступил на службу к французскому королю в качестве рядового командира наемников, там он был замечен Карлом V, как хороший организатор, способный поддерживать железную дисциплину. В том же году, дю Геклен попал в плен в битве при Орее и выкуплен. Затем в 1367-69 гг. он командовал французским корпусом в Кастилии, где в 1367 г. снова попал в плен и был выкуплен. Злые языки говорят, что это было частью хитрого плана по утилизации биоотходов под названием «рутьеры», которые составляли основу отряда дю Геклена и приносили бедствий во Франции не меньше, чем англичане. В любом случае, Карл начал собирать выкуп еще до попадания своего командира в плен. В 1369 г. там же в Кастилии дю Геклен разгромил Педро Жестокого и посадил на трон протеже Парижа.

Столетняя война. Часть 5 Столетняя война, История, Средневековье, Европа, Англия, Франция, Длиннопост, Милитаризм

Моделька Бертрана дю Геклена, не самая красивая, но правдивая: рост маленький и вооружен он не мечом, а боевым топором.

В 1370 или 1369 г. дю Геклен получил титул графа и был назначен на должность коннетабля Франции, т. е. главнокомандующего войск. С точки зрения средневековья неотесанный бретонец не имел морального права отдавать приказы более благородным и знатным сеньорам, пусть и являющимся его подчиненными. Однако харизма дю Геклена и непререкаемый авторитет Карла сумели сломить эту ситуацию. Новый коннетабль получал невиданные ранее полномочия и становился третьим лицом в государстве. Маршалы не имели прав осуществлять операции без его ведома.

Столетняя война. Часть 5 Столетняя война, История, Средневековье, Европа, Англия, Франция, Длиннопост, Милитаризм

Карл V вручает Бертрану дю Геклену шпагу коннетабля Франции (1369 или 1370 г.) Миниатюра из "Хроник Фруссара".

Впоследствии должность коннетабля играла значительную роль в политике времен Столетней войны. К «людям войны» следует отнести и преемников дю Геклена: Оливье де Клиссона и Оливье де Мони. Маршальский состав формировался также из способных командиров: Арно д‘Одрега, старшего Бусико, Мутена де Бленвиля, Людовика де Сансерра, принца Людовика Анжуйского, находящихся в жестком подчинении у коннетабля.


Восстановить флот после поражения у Слейсе было поручено Жану де Вьену, «морскому дю Геклену», назначенному на должность адмирала. В 1373 г. возле Руана была построена верфь, с которой сходили новые корабли. Флот под командованием этого способного командира одержал ряд побед, например, в 1372 г. у Ла-Рошели. С поставленной задачей – борьбой с английскими коммуникациями де Вьен справлялся хорошо.

Столетняя война. Часть 5 Столетняя война, История, Средневековье, Европа, Англия, Франция, Длиннопост, Милитаризм

Жан де Вьен (фр. Jean de Vienne; 1341, Доль — 1396, Никопол) — знаменитый моряк, адмирал Франции.

Участвуя в Каролингской войне, дю Геклен за десять лет практически ни разу не принял участия в открытом бою. Штурмуя замки и крепости он часто вел переговоры с горожанами (этническими французами) об открытии ворот и выдворении английских гарнизонов. Он нарушал все рыцарские принципы ведения войны, хотя в повседневной жизни и следовал рыцарскому идеалу. Правда, победить в открытых сражениях отпрысков королевской крови ему все же довелось: поражения от него понесли Карл Злой в 1364 г. и Черный Принц в 1369 г. В единственной крупной битве Каролингской войны с его участием (бой при Шизе, 1373 г., по 1600 рыл с каждой стороны), дю Геклен удачно скопировал тактику англичан с их лучниками, стоящими в глухой обороне.


К 1374 г. англичане оставили Аквитанию, подписав перемирие. В 1377 г. французы вплотную занялись Бретанью. В результате к концу 1370-х гг. была освобождена практически вся Франция, кроме стратегически важных портов и пограничных городов: Байона, Кале, Бордо, Шербура и Бреста. То, что не получалось у королей-богатырей удалось королю-ботану и доходяге, и его полководцу - низкорослому безграмотному провинциалу.

Столетняя война. Часть 5 Столетняя война, История, Средневековье, Европа, Англия, Франция, Длиннопост, Милитаризм

Реконкиста в результате Каролингской войны 1369-1380-х гг.

Дю Геклен погиб в 1380 г. в возрасте 60 лет при штурме города Шатонеф-де-Рандон, его преемником стал Оливье де Клессон, личность яркая, но склонная к дворцовым интригам. В том же году умер Карл V. Короля и коннетабля похоронили рядом в усыпальнице августейших обоб в Сен-Дени, что было неслыханной честью для незнатного рыцаря из Бретани. В дальнейшем Бертран дю Глекен стал национальным французским героем, хоть и затмеваемым славой Жанны Д’Арк.


Вступивший на трон Карл VI был тринадцатилетним подростком, страдающим приступами безумия. Поначалу (до 1388 г.) правление продолжал регентский совет, при котором Каролингская война продолжалась. Ослабление королевской власти способствовало росту феодальных междоусобиц, возобновлению английских набегов. Тем не менее, фундамент, заложенный Карлом V, было сложно разрушить. В 1387 г. французы даже попытались высадиться в Англии, но были крупно разбиты на море в Бою при Маргит (24 марта ). Война заходила в патовую ситуацию.


В Англии после смерти Эдуарда III и вступления на трон одиннадцатилетнего сына Черного Принца, Ричарда II (1377 г.), было неспокойно. Периодически восставали чернь (1381 г.) и знать (1387 г.), в 1388 г. шотландцы нанесли поражение англичанам при Оттерберне. В результате, в 1389 г. было подписано перемирие, в 1396 г. оформленное как мир на 28 лет.

Продолжение следует...

Источник: Типичный Милитарист

Автор: Дмитрий Сувеев