Starship/Super Heavy отправляется во второй полет
Джефф Фауст, 18 ноября 2023 года
Первоисточник
Обновлено в 14:30 по восточному времени с дополнительными комментариями.
БЕРЛИН — Космический аппарат SpaceX Starship совершил свой второй комплексный испытательный полет 18 ноября, но развалился на части в конце подъема после успешной демонстрации работы ракеты-носителя и новой технологии разделения ступеней.
Starship/Super Heavy стартовал с испытательного полигона SpaceX Starbase в Бока-Чика, штат Техас, примерно в 8:03 утра по восточному времени. Старт был отложен на несколько минут из-за проблемы с «поздним повышением давления» в верхней ступени, но во время обратного отсчета о других проблемах не сообщалось.
Супертелефото 33 двигателей SpaceX Raptor, приводящих Starship в движение при взлете с площадки 18 ноября 2023 года в Южном Техасе. Фото: Тревор Мальманн для SpaceNews
Во время подъема ракета-носитель Super Heavy работала нормально, без каких-либо явных сбоев в работе двигателей Raptor, в отличие от первого полета в апреле, когда несколько Raptor вышли из строя. Затем Starship запустил свои шесть двигателей и отделился от ракеты-носителя примерно через 2 минуты 45 секунд после старта, тестируя новую технологию «горячего разделения», при которой зажигание двигателя происходит перед отделением ступени для повышения грузоподъемности.
Затем Super Heavy планировал выполнить маневр «торможения», чтобы подготовиться к приводнению в Мексиканском заливе. Однако примерно через 3 минуты 30 секунд после старта ракета-носитель развалилась в результате того, что SpaceX назвала «быстрой незапланированной разборкой». Причина поломки была не сразу ясна, хотя ведущие веб-трансляции запуска SpaceX отметили, что одной из целей полета было проверить, как ракета-носитель может справляться с нагрузками от «горячего разделения».
Starship продолжил подъем с запланированным отключением двигателя через восемь с половиной минут после старта. Однако ближе к концу работы двигателей контакт с аппаратом был потерян. В момент потери телеметрии Starship находился на высоте 148 километров и развивал скорость более 24 000 километров в час, что близко к орбитальной скорости.
«Мы думаем, что, возможно, потеряли вторую ступень», - сказал в веб-трансляции Джон Инспрукер, главный инженер по интеграции в SpaceX. Он сказал, что автоматическая система завершения полета на Starship была активирована «очень поздно», но не указал почему.
Федеральное управление гражданской авиации в заявлении после запуска подтвердило, что произошла авария без каких-либо травм или повреждений, чего и следовало ожидать, учитывая местоположение как ракеты-носителя, так и корабля. Компания добавила, что будет контролировать расследование аварии под руководством SpaceX, которое является стандартным в случае неудачи запуска.
План полета состоял в том, чтобы совершить почти один облет планеты, а не выходить на орбиту. Starship должен был вернуться и приземлиться недалеко от Гавайев через 90 минут после старта.
Однако в этом полете был достигнут значительный прогресс по сравнению с первым испытательным полетом в апреле, когда запуск завершился через четыре минуты после старта, когда система прекращения полета аппарата вывела из строя ракету, которая начала падать. Во время подъема у сверхтяжелой ракеты-носителя произошло несколько отказов двигателей, которые обрекли аппарат на провал. Исполнительный директор SpaceX Илон Маск сказал, что в ракете-носителе использовалась «мешанина» из старых двигателей.
В июне Маск заявил, что компания внесла «более тысячи» изменений в аппарат с момента первого полета. Помимо исправлений проблем, вызвавших неудачу первого полета, самым большим изменением для этой миссии стал переход на подход «горячего разделения».
SpaceX также улучшила наземную инфраструктуру, которая была повреждена выхлопом двигателей Raptor Super Heavy, в результате чего обломки разлетелись на расстояние до 10 километров от площадки. Компания установила систему отвода воды, предназначенную для защиты бетонной площадки от повреждений. Однако эта система потребовала экологической экспертизы со стороны Службы охраны рыбы и дикой природы США, что отложило получение обновленной лицензии Федерального авиационного управления на запуск до 15 ноября.
Starship важен как для будущего SpaceX, так и для НАСА. SpaceX рассчитывает, что Starship сможет запускать полезные грузы, такие как полноразмерные спутники Starlink версии V2. В настоящее время компания запускает уменьшенные версии этих спутников на ракетах Falcon 9, но более мощные спутники Starlink V2 предназначены для Starship.
SpaceX также получила награды на сумму в 4 миллиарда долларов от НАСА за разработку лунной посадочной версии Starship для программы по исследованию луны Artemis, включая высадки экипажа на Луну для миссий Artemis 3 и 4.
Представители НАСА заявили на заседании консультативного комитета 17 ноября, что они будут внимательно следить за запуском. Тем не менее, они отметили, что для выполнения одной миссии по посадке на Луну потребуется «очень много» запусков Starship / Super Heavy для самого посадочного модуля, а также для доставки топлива на склад на околоземной орбите, которое будет снабжать посадочный модуль топливом для полета на Луну.
«Поздравляю команды, добившиеся прогресса в сегодняшних летных испытаниях», - написал администратор НАСА Билл Нельсон в сообщении в социальной сети после запуска. «Сегодняшнее испытание — это возможность научиться, а затем снова летать».
«Каждое испытание представляет собой шаг, приближающий к отправке первой женщины на Луну с помощью системы посадки человека на космическом корабле Artemis III», - сказал Джим Фри, заместитель администратора НАСА по разработке исследовательских систем, в другом посте. «С нетерпением ждем того, что можно узнать из этого теста, который приблизит нас к следующему этапу».



Космическая движуха
2.2K постов1.5K подписчика
Правила сообщества
О космонавтике, событиях в космосе, о космической политике. Разных стран и компаний. В основном о текущей пусковой и исследовательской деятельности.
Основой являются материалы группы ВК "Космическая движуха" и телеграм-канала "Космос. Инфографика. Тексты."