Станислав Лем о русских

Сейчас везде в тренде тема о Польше во времена Второй Мировой. И я вспомнил отрывок из старого интервью, взятого у Станислава Лема, в котором тот вспоминал свою молодость пришедшуюся на годы войны. Лем в общем-то не сильно хорошо отзывался о русских и тем более о Советском Союзе, и интервьюер (Станислав Бересь) всячески пытался выпытать у известного писателя побольше фактов о зверствах Красной Армии на польских территориях:

- Воспоминания очевидцев подтверждают, что период первой советской оккупации воспринимали как полуоккупацию (хотя и были ссылки), а вот немецкую оккупацию уже считали настоящей. Откуда такая разница?

- Ну, эти русские, они же были действительно grand guignol. Они были иногда невозможные... (Смеется) Можно было прийти к красноармейцу и спросить: «А ископаемая шерсть у вас есть?» А он всегда с каменным лицом отвечал: «Конечно, есть». К немецкому солдату никто бы с таким опросом не пошёл. Русские, конечно, были опасны, но с большой примесью гротеска и абсурда. Это были совершенно разные ментальности – немецкая и советская.

Когда русские подошли к Познани и начался обстрел города, солдаты в поле начали подогревать свиную тушенку. Американский корреспондент спрашивает их, как они могут в такой момент заниматься пищей, да еще на открытом пространстве, где в любую минуту может начаться обстрел. А они на это: «Nichego, nas mnogo».

источник: "Так говорил... Лем" М., АСТ, 2006