Спотыкаясь на карьерной лестнице (Часть 1)

Один человек попросил меня описать процесс принятия важных жизненных решений. Поэтому данная тема будет отражать мой путь от студента до руководящей должности в крупной компании по добыче природных ресурсов. Сразу предупреждаю, что я не считаю себя какой-то особенной, а мою карьеру успешной или показательной, ведь это просто работа за деньги с той или иной степенью ответственности.

Из моего опыта, я выявила, что бесполезно рассказывать людям как необходимо решать те или иные задачи, человек плохо воспринимает информацию и делает по-своему. Почему? Потому что каждому необходимо наступить на грабли и получить личный практический опыт. Давайте попробуем наступить заново на мои более менее значимые грабли. Для меня это будет опыт общения с аудиторией, а подписчики, возможно, увидят какие-то похожие ситуации в своей жизни.

После окончания школы мне удалось поступить на бюджет в технический университет. В то время, для поступления было необходимо прийти в университет на вступительное тестирование и набрать определенное количество баллов. Если бы меня спросили на какой факультет я хочу зачислиться, я бы не задумываясь, ответила: «Конечно, на строительный!». Но на строительном был проходной балл близок к максимальному, кроме того, очень много льготников. Я поняла, что шансы попасть на строительный у меня нулевые, и выбрала специальность с меньшей конкуренцией на горном факультете.

Несмотря на то, что в школьном аттестате было совсем немного четверок (остальные пятерки), к вступительному тестированию я готовилась тщательно около двух-трех недель. Довольно интересно, что со мной поступала на эту же специальность моя школьная подруга. Подруга была троечницей, которая постоянно списывала у меня на занятиях. Но по какой-то причине она считала, что готовиться для поступления в ВУЗ ей нет необходимости, потому как она итак умна не по годам. Единственное, чего она искренне хотела - это попасть со мной на вступительном тестировании за один стол, для того чтобы я решила ей тесты. Но нас распределили на разные даты. Позже я поняла, как мне повезло. Абитуриентов, которые общались на экзаменах просто удаляли из аудитории.

Дата моего тестирования была назначена на более ранний срок, и увидев, что я поступила на грант, она безапелляционно заявила:
- О, ну если даже ты поступила на грант, то я тем более поступлю!
Мне оставалось только удивляться такой уверенности и пытаться склонить ее к подготовке, но мои попытки подсунуть ей учебники терпели крах. Помню, как она прошла тестирование, и мы пошли пешочком от ВУЗа до ее дома. А дома нас ждал накрытый родителями стол в честь события «Юля поступила в университет». Я была шокирована праздником, так как результатов тестирования еще не было, но ничего говорить не стала. Да и что тут скажешь? Юля набрала 40% от максимального количества баллов. С такими низкими результатами еле-еле брали на коммерческое обучение, и то при наличии мест. Платное обучение в этой семье не рассматривалось по экономическим причинам.

Юлин провал лишний раз подтвердил мою мысль, что в любой ситуации надо стараться адекватно себя оценивать. Забавно, что Юле этот опыт никак не помог, она по сей день считает, что виноваты составители тестов, погодные условия, дворник, который в этот день мел не в ту сторону, несчастливая дата, но только ни сама Юля и ее низкий уровень подготовки.

Проучившись в университете два первых базовых года, я частенько слышала, как преподаватели нашего направления говорили об одной небольшой, но успешной фирме. Фирма занималась обслуживанием горнодобывающих предприятий, выполняла исследования и разрабатывала различную документацию. Заранее, перед наступлением срока производственной практики, я решила сходить к директору фирмы и попроситься к ним на лето.

Приблизившись к зданию я оробела. Мое сердце колотилось, а ладони потели. Немного постояв, и отдышавшись, я подумала, что бить они меня точно не станут, а значит ничего страшного. Ну пошлют, и ладно…это же просто слова! Мне посчастливилось поговорить с заместителем директора – женщиной лет 35. Заикаясь, я пыталась объяснить, что понимаю, студенты - это обуза, пообещала не отвлекать работников, и если мой бесплатный труд хоть как-то пригодится компании, то я буду только рада. Фраза про бесплатный труд ее улыбнула, и мне сказали «приходи летом, посмотрим».

Обещание сдержали, и летом я познакомилась со своим будущим коллективом. По еще детской наивности, при знакомстве я считала, что все люди по умолчанию добрые и честные. Поэтому самое первое впечатление о коллективе было очень и очень хорошим.

Меня прикрепили к лаборатории и позволили ездить с ребятами на контроль и отбор проб на предприятиях. Передвижная лаборатория для меня казалась машиной времени из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию». Какие-то приборы, трубки, жидкости в бутылках. Совершенно ничего не понятно! Мне несколько раз показывали и рассказывали, как делать тот или иной анализ, но в моей голове была такая каша вперемешку с волнением, что я только таращила глаза и кивала головой.

Еще хуже было искать контрольные точки на местности. Какая-то очень схематичная карта рудника с точками разбросанными на территории. Никаких координат. Как только мы заезжали на территорию рудника, я моментально переставала соображать где именно мы находимся.
- Ну вот смотри - объясняли мне парни – тут край отвала, а вооон там пожарная емкость. А вон там вдалеке должна быть дробильная установка, но мы ее не видим, потому что отвал загораживает. Если мы видим это, но не видим вон то, то значит мы вот тут! – тыкали они карандашом в лист.

«Блиин, какая я тупая...хоть бы не догадались!» - проносилось в моей голове. Парни показывали пальцем где необходимо отбирать пробы почв и я, радуясь, что хоть на что-то способна, принималась наполнять мешки и раскладывать бумажки с номерами.

Кроме почв, необходимо было отбирать пробы руды, отсевов, концентратов, забаланса, вскрыши и так далее. Это было тоже непросто, учитывая, что эти склады выглядят на первый взгляд совершенно одинаково – это просто серые огромные кучи камней! Иногда я замечала, что не всякий помощник, выделенный от рудника, ориентируется где у них забаланс, а где окисленная руда, или отсев с одной установки и отсев с другой установки. Да, мыть бутылки для воды в лаборатории и вытряхивать старые пробы из мешков было куда проще. Срок моей практики закончился, а я все ходила в лабораторию. Решила ходить, пока меня оттуда не выгонят. Когда не было работы, я читала книги по профилю, но очень мало понимала.

Потом мне стали давать рукописные отчеты старых спецов - геологов, гидрогеологов, почвенников, для набора на компьютере. Самим спецам было уже за 70, и к компьютеру они даже не приближались. Почерк походил на санскрит, а сам текст сплошная тарабарщина. Сначала я пыталась разобраться о чем идет речь, и искала определения этих слов в интернете. Но парни сказали, что разобраться в этом не реально, и лучше просто перепечатывать отыскивая в интернете только правильное написание терминов. За набор рукописей мне платили копеечки, но для меня это уже были собственно заработанные деньги.

Пока я на фирме числилась в роли помощника, то меня никто не принимал всерьез. Сотрудники поручали мне черную работу, гоняли в магазин за печеньками или на почту. Я понимала, что де-факто я девочка на побегушках, но в силу молодости меня это никак не задевало. Всеми силами я пыталась разобраться как составлять отчеты, как обрабатывать данные, как анализировать, но на чужих работах это сделать довольно сложно.

В университете я также пыталась сопоставить полученные знания с практической стороной на работе. Но как оказалось, в моей специальности, это совершенно разные вещи! Нам преподавали материал из параллельной вселенной. И ни капли знаний и навыков, за которые платят деньги.

К началу дипломирования заместитель директора предложила мне официальное трудоустройство. Я очень обрадовалась, что все мои труды оказались не напрасными. Так началась моя официальная настоящая трудовая деятельность, с совершенно иными задачами, и абсолютно другим отношением коллектива и начальства.