105

Спецпроект "Челябинец" — как делают легендарные автокраны?

Спецпроект "Челябинец" — как делают легендарные автокраны? Челябинск, Промышленность, Кран, Завод, Челябинец, Длиннопост, Автокран

А вот повезет вам оказаться в африканской Танзании, посмотреть на прославленную в песнях гору Килиманджаро... Глядя на вершину палеовулкана, не ждите извержения, — "Корона Танзании"* потухла тысячелетия назад. А вот если бросить взор по сторонам — быть может, родненький Челябинск передаст вам привет, помашет наш город стальной многометровой "рукой" — стрелой автокрана "Челябинец".

Спецпроект "Челябинец" — как делают легендарные автокраны? Челябинск, Промышленность, Кран, Завод, Челябинец, Длиннопост, Автокран

*"Корона Танзании" — старинный перевод названия Килиманджаро.Подумать только, челябинский завод отправлял эти рослые урчащие машины в Африку для работы миссии ООН. А еще краны с уральской родословной трудятся в Афганистане, Венесуэле, Эфиопии, Монголии, Индии, Ираке, Пакистане, Индонезии, Казахстане, Белоруссии и другие странах. А главное: во всех регионах России — имя нашего города начертано прописными кумачовыми буквами на тысячах белых и серых стрел. Вот разве в Сургуте можно купить "Челябинские" конфеты, календарик с Кировкой или, скажем, газету "Вечерний Челябинск"? А брендированный кран — в два телефонных звонка (если найдете 6,5 миллионов за базовую модель 16-тонного автокрана).Есть чем гордиться, ведь даже на самых популярных уральских макаронах, которые (поговаривают) и в Италии котируются, слово "Челябинск" — только мелким шрифтом на обороте упаковки.Уже и манерный челябинский фрезеровщик Иван Дулин всем до лампочки, и метеорит вспоминают не каждую неделю, а краны "Челябинец" идут себе и идут из заводских ворот. И есть у бренда и легенда, и вера с надеждой и любовью. Ну, давайте по порядку.Эти ваши ЧМЗС этими вашими ЧМЗ сам черт ногу сломит! Попроси таксиста подкинуть до ЧМЗ — как пить дать, окажешься в Металлургическом районе. Раньше ведь был Челябинский Металлургический Завод, нынче уже Комбинат — ЧМК. А вот если надо краны посмотреть, то это на Копейское шоссе, к проходной Челябинского механического завода.

Спецпроект "Челябинец" — как делают легендарные автокраны? Челябинск, Промышленность, Кран, Завод, Челябинец, Длиннопост, Автокран

Мои провожатые — Сергей Жеребин из отдела маркетинга и администратор проектов Иван Брытченков — рассказывают про гимн завода, который каждое утро включают по громкой связи за четыре минуты до начала рабочего дня. Тонизирует и заставляет автоматически прибавить шаг. Сразу за проходной стоят арт-объекты: тот самый гусеничный ДЭК и маскот-жираф. В принципе, у жирафа нет особой легенды, он "просто классный, выставки украшает".

Спецпроект "Челябинец" — как делают легендарные автокраны? Челябинск, Промышленность, Кран, Завод, Челябинец, Длиннопост, Автокран

Где раньше стояли кульманы, разложили пинг-понг. Естественно, проектировщики давно уже работают в специальном софте, а не на ватмане, ну и разминаются в обеденное время, гоняют шарик.

Спецпроект "Челябинец" — как делают легендарные автокраны? Челябинск, Промышленность, Кран, Завод, Челябинец, Длиннопост, Автокран

Кран с плюсомВ кабинете главного конструктора Андрея Сосновских на видном месте очаровательная статуэтка. Это (в миниатюре) — гордость завода. Забегая вперед: все, с кем нам довелось переговорить на предприятии, действительно воодушевлены линейкой нового поколения кранов Челябинец "Серия Плюс". Эти машины, по сравнению с обычными "Челябинцами", вроде как "Терминатор-2" на фоне "Терминатор-1".Андрей Сергеевич рассказывает: автокран Челябинец появился в непростые времена. Во время СССР ЧМЗ славился гусеничными кранами ДЭК, а вот, цитируя классиков, "в святые девяностые" (кому святые, а кому и лихие), завод начал искать новые ниши. Автокранов, которые тогда стали выпускать даже военные заводы, осваивавшие гражданскую продукцию, стране не хватало. Тогда, в 1996-ом, и родился бренд Челябинец, как ответ маркам "Ивановец", "Галичанин", "Мотовилиха" и др.

Спецпроект "Челябинец" — как делают легендарные автокраны? Челябинск, Промышленность, Кран, Завод, Челябинец, Длиннопост, Автокран

У нас тут в регионе, между прочим, очень удачный сложился тандем: автозавод "Урал" производит вседорожные шасси, а ЧМЗ ставит "навеску". Новая машина серии Next, говорит главный конструктор Сосновских, вышла очень удачной: инженеры ЧМЗ забрали с конвейера чуть ли не второй собранный Next."Комфортная машина! Обдувы, подогревы… даже подогрев лобового стекла! Не в каждой легковой машине такое есть, а тут — в базе. Технические параметры автомобиля тоже хороши". Собственно, шасси нового поколения и получило новую навеску в виде крановой установки Челябинец "Серия Плюс". Практически на днях ЧМЗ освоил шасси Урал Next на газомоторном топливе. Пришлось повозиться: из-за того, что баллоны с метаном стоят за кабиной шасси, места для размещения крановой установки стало меньше. Зато, раз машина-носитель тяжелее на целую тонну (в сравнение с дизельными вариантом шасси), у конструкторов ЧМЗ получилось сделать более устойчивый и как следствие более грузоподъемный кран. Есть такая работа — Родину подниматьЧерез конструкторский отдел проходим на производство. "Хорошие новости" бывали на разных заводах, но таких цехов еще не видали. Детали-то просто огромные, сделать элемент в 12 метров в длину — запросто. Соответствующих размеров и оборудование. Напомним, что в машиностроении даже при таких габаритах продукции погрешность в полмиллиметра считается недопустимо огромной, фактически — брак.

Спецпроект "Челябинец" — как делают легендарные автокраны? Челябинск, Промышленность, Кран, Завод, Челябинец, Длиннопост, Автокран

На ЧМЗ уже не первый год идет модернизация. Обратите внимание на бетонный пол. Он весь новый, безупречно ровный на тысячах квадратных метров (ну, кое-где краска вытаптывается, это постоянно обновляют). Можете представить, сколько потребовалось времени, труда и финансов на один только пол?

Спецпроект "Челябинец" — как делают легендарные автокраны? Челябинск, Промышленность, Кран, Завод, Челябинец, Длиннопост, Автокран

Относительно недавно поставили аппарат плазменной резки. Матерчатая ширма — чтобы искры в стороны не летели.
Резать лист плазмой можно во всех направлениях, и фаски снимать. Такой вот современный аппарат.

Спецпроект "Челябинец" — как делают легендарные автокраны? Челябинск, Промышленность, Кран, Завод, Челябинец, Длиннопост, Автокран

А это — лазерная резка. Таких установок в цехах две (вторая поменьше).

Спецпроект "Челябинец" — как делают легендарные автокраны? Челябинск, Промышленность, Кран, Завод, Челябинец, Длиннопост, Автокран

Хорошо всем знакомая штука — листогиб. Этот не простой, автоматизированный, управляется компьютером. Знай себе, задавай программу, да подавай заготовки. И еще один листогиб — размером с коттедж.

Спецпроект "Челябинец" — как делают легендарные автокраны? Челябинск, Промышленность, Кран, Завод, Челябинец, Длиннопост, Автокран

Технологический процесс, работа с отходами, даже освещение — все по японской философии труда, ну как на Тойоте. Называется философия Кайдзен. Никаких заминок, везде тотальный контроль качества, дисциплина и ровное дыхание. Как у кота Гарфилда.

Спецпроект "Челябинец" — как делают легендарные автокраны? Челябинск, Промышленность, Кран, Завод, Челябинец, Длиннопост, Автокран

Участок покраски. Фирменная схема окраски "Челябинца" — красная кабина, светло-серая стрела, темно-серая нижняя рама и ярко-красный крюк!

Спецпроект "Челябинец" — как делают легендарные автокраны? Челябинск, Промышленность, Кран, Завод, Челябинец, Длиннопост, Автокран

В принципе, цвет кабины может быть любым, — желание заказчика — закон.
Сборная площадьКонструктивно автокран состоит из нескольких крупных узлов — стрела, кабина, поворотная рама, нижняя (неповоротная) рама, выносные опоры. Все вместе собирают примерно за три дня. Новенькие автокраны выезжают из ворот завода каждый день, а гиганты ДЭКи — несколько раз в месяц.

Спецпроект "Челябинец" — как делают легендарные автокраны? Челябинск, Промышленность, Кран, Завод, Челябинец, Длиннопост, Автокран

Изделия штучные и практически неповторимые, потому что у каждого заказчика собственный взгляд на комплектацию. Хотя, безусловно, в общих чертах все краны повторяют друг друга, конструкторскому отделу уйти на многодневное чаепитие никак не выйдет, постоянно нужно что-то придумывать и видоизменять под заказ.

Спецпроект "Челябинец" — как делают легендарные автокраны? Челябинск, Промышленность, Кран, Завод, Челябинец, Длиннопост, Автокран

Вот такие машины "Серии Плюс" шли эшелоном следом за КАМАЗом президента Путина по только что открывшемуся Крымскому мосту. Правда, в полностью белом исполнении.
На сборке нас встретил директор по качеству Александр Телегин. Спрашиваю — а что за номер телефона на стреле, это отдел продаж? Не только! Это еще и возможность связаться с сервисной службой завода. Вот, предположим, работает Челябинец на "северах", так далеко, что только белый медведь ему редкий встречный, а техцентров вообще не сыскать. И вдруг у машиниста вопрос какой-то по настройке. Тут же можно бесплатно позвонить с любого доступного телефона, сразу же получить техническую поддержку.Всего по стране и в ближнем зарубежье более восьмидесяти постов, где "Челябинец" официально может техническую помощь получить, а уж если не получается приехать, то дистанционно проконсультируют.

Спецпроект "Челябинец" — как делают легендарные автокраны? Челябинск, Промышленность, Кран, Завод, Челябинец, Длиннопост, Автокран

Особенно Александр Владимирович уважает уже упомянутое поколение кранов "Серия Плюс", для завода это большой шаг навстречу светлому будущему. К слову, продажи завода выросли за год на 27%, а доля конкурентов наоборот упала. Челябинск, вперед! ППП-шкаВ отдельном закутке сверкает боевой раскраской особенный автомобиль. Мой провожатый не спеша рассуждает: "Пожарные говорят, если бы у них была такая машина, это бы много жизней спасло. Это совершенно другой уровень пожарной техники". Пожарный пеноподъемник (ППП) безумно, просто космически дорог и делается по спецзаказу для нефтянки.

Спецпроект "Челябинец" — как делают легендарные автокраны? Челябинск, Промышленность, Кран, Завод, Челябинец, Длиннопост, Автокран

По приезду на место, ППП-шка автоматически выпускает "лапы" и выставляется по горизонтальному уровню, тем временем оператор с пультом дистанционного управления может стоять в десятках метров от машины. Оно и понятно, представьте, если рванет хранилище нефтепродуктов. Затем поднимается стрела и с высоты тридцать метров машина извергает ураганную струю пены.
Сложность для конструкторов при проектировании пеноподъемника в чем? У обычного автокрана задача — преодолевать земное притяжение, поднимать груз снизу вверх и плавно опускать. Здесь же действуют другие силы: по третьему закону Ньютона пена, летящая вперед, с невероятной силой отталкивает стрелу назад, а задача техники удерживать сопло на месте. И все это в условиях боя с огнем, когда каждая секунда промедления может стоить человеческих жизней и уж точно обойдется в кругленькую сумму.Час испытанийНа самом деле, на испытание готового крана без дополнительных опций уходит не час, а 15-18 часов, а более продвинутые модели гоняют больше суток. Статические испытания идут с перегрузом 25% (например, ДЭК-631 поднимает на испытаниях не 63, а 80 тонн). Полигон с грузами тут же, прямо за воротами участка сборки.

Спецпроект "Челябинец" — как делают легендарные автокраны? Челябинск, Промышленность, Кран, Завод, Челябинец, Длиннопост, Автокран

Нам посчастливилось увидеть самую современную модель автокрана, ту самую, которая на шасси Урал Next с газовым двигателем. Поодаль стоит "дорестайлинговый" кран, без надписи "Серия Плюс" на стреле (машины также можно отличить по цвету стрелы — раньше красили в чисто белый, а не в светло-серый, как модели "Серия Плюс"). После тестов они сразу же разъезжаются на свои суперстройки.

Спецпроект "Челябинец" — как делают легендарные автокраны? Челябинск, Промышленность, Кран, Завод, Челябинец, Длиннопост, Автокран

Испытания идут постоянно, двигаться по полигону надо с огромной осторожностью. Одновременно могут проходить испытания шести кранов, остальные в ожидании своей очереди.

Спецпроект "Челябинец" — как делают легендарные автокраны? Челябинск, Промышленность, Кран, Завод, Челябинец, Длиннопост, Автокран

Отставить паникуАтмосфера спокойная, дух приподнятый, — такое ощущение оставляет Челябинский Механический Завод. По обрывкам разговоров понятно, что свою судьбу здесь уверенно творят инженерной мыслью, мозолистыми руками, гигантскими станками ну и немножко ракетками для настольного тенниса. После бесед с сотрудниками вывод однозначный: на рынке сложно, но можно, и даже нужно. Ищите земляков в чужедальних землях! Но помните, что на экспортных машинах имя "Челябинец" иногда написано латиницей, иероглифами, вязью, а то и вообще по-португальски.

Спецпроект "Челябинец" — как делают легендарные автокраны? Челябинск, Промышленность, Кран, Завод, Челябинец, Длиннопост, Автокран

Источник "Хорошие новости"