Спаситель «сладкой парочки" СГ5 + СШ5
Кто жил в советские времена прекрасно помнят этот тип разъема. Тогда это был самый востребованный разъем. Даже невозможно представить советскую аппаратуру без этого разъема.
Причем я из тех мамонтов, которые помнят появление первых диковинных разъемов СГ-3 на советской радиоаппаратуре.
Вот интересный парадокс: эти разъемы разработаны в Германии. Стандарт называется DIN 41524. Этот стандарт принят в 1966 году. Однако первый такой разъем, на советской аппаратуре, появился в 1963 году. Причем сразу стерео разъем, 5 контактный. Вот задняя стенка радиолы «Ригонда - стерео».
Надо сразу отметить, что разъем для своего времени был просто отличный. Ну, недаром же немецкие инженеры придумали. Потомки тевтонских рыцарей создали целое семейство надежных разъемов на все случаи жизни.
Однако даже немецкие инженеры не предусмотрели защиту «от дурака», коих у нас припасено на сто лет вперед. Вот и жаловался народ «Ой, СШ-5 (СГ-5) плохой разъем!». Давайте разберем претензии недовольных потребителей к этому разъему:
1. «Часто терялся контакт в разъеме». Разъем DIN достаточно плотно входил в гнездо, чтобы не было самовольного или случайного выпадения. Наши пользователи любили вытаскивать штекер одной рукой, а когда сил не хватало раскачивали штекер из стороны в сторону. Так и разбалтывались гнезда и начинал пропадать контакт.
2. «Провода постоянно отваливались в шнуре!». Штекер DIN специально выпускался в ребристом корпусе, чтобы удобнее было вытаскивать из гнезда. Однако частенько наблюдал, как наши шалопаи выдергивают разъем за шнур- дуракам инструкции не писаны. В конструкции корпуса есть специальный зажим для крепления кабеля, только наших силачей он удержать не способен. Когда очередной раз оборвали провода магнитофона в клубе, я провод пропустил через кембриковую трубку вместе с толстой капроновой ниткой. Нитка в натяг в кембрике, намертво привязанная к скобам на кожухе, а провод спиралью вокруг.
3. «Говнистые контакты- припой не держится». Тут даже стыдно обяснять людям, что перед пайкой поверхность надо очистить и обработать канифолью. Припой садится изумительно. Эту истину вдалбливают в первый же день в любом радиокружке.
4. «Невозможно вставить штекер вслепую!». Тут я согласен: у многих марок радиоаппаратуры гнезда были на задней стенке. На ощупь вставить штекер в разъем с таким расположением очень трудно, а каждый раз поворачивать, например, тяжеленный катушечник, ой как не хочется. Чтобы облегчить жизнь меломанам, стали выпускать не просто усилители, усилительно-коммутационные устройства. Тут нажатием кнопки меняется источник сигнала.
Такое решение удовлетворяет только в первое время. Когда, в дополнение к катушечнику, появляется еще кассетная дека, да еще друзья приволакивают свои катушечники, дабы «быстренько» переписать новый альбом, то тут никакой промышленный УКУ не справится. Когда при очередном разборе списанной аппаратуры мне достались симпатичные галетные переключатели на 6 положений, я прекрасно знал, куда их применить.
В итоге был собран коммутатор для управления подключением всей имеющейся аппаратуры: проигрыватель, радио, два домашних магнитофона + один «гостевой» порт (вход-выход) для магнитофонов приятелей, эквалайзер, усилитель, две цветомузыки.
С тех пор надобность в частом перетыкании шнуров отпала. Я частенько, с нескрываемой гордостью, демонстрировал новым знакомым свой «чудо-коммутатор», который умеет соединить любой источник сигнала на любую нагрузку и в любой комбинации. Мол «не имеет промышленных аналогов».
К своему стыду, практически на днях узнал, что советская промышленность выпускала такой отдельный аппарат под названием «Электроника К-01».