Сложности при обучении

Сложности при обучении Образование, Школа, Химия, Длиннопост

Что-то я не уверен, что читатели реально просят пост, я пишу в первую очередь тут ради себя, просто чтобы рассказать что-то, поделиться умными и не очень умными мыслями с кем-то.

Хочу рассказать о том, что мне давно не дает покоя. У примерно половины неуспевающих в школе учеников, которые мне попадаются, возникают одни и те же проблемы. У них безумно плохо развито абстрактное мышление. Первое о чём мне хочется узнать у таких учеников, это их успеваемость по математике. Очень часто на первом занятии я даю им простую задачу на логику, чтобы оценить их способности в этом направлении, ибо школьные оценки мало показывают реальные навыки.

Покажу на простом примере что именно меня беспокоит. Возьмем две простейшие задачи.

Сложности при обучении Образование, Школа, Химия, Длиннопост

Эти задачи изоморфны, т.е. отличаются в них только названия объектов, названия величин, и значения. Но структура задачи и формулы, связывающие величины идентичны. В том смысле, что это не просто похожие задачи, а буквально структурно одинаковые, с различиями лишь в данных цифрах. Если данные задачи обозначить буквенными обозначениями, получатся одинаковые задачи.

Сложности при обучении Образование, Школа, Химия, Длиннопост

Если бы вместо массы мяча по футболу, я написал "мяч по футболу на 406,5 грамм тяжелее мяча для тенниса", то задачи перестали быть изоморфными, хотя остались бы похожими.

Чтобы замечать подобное не нужны годы тренировок и какие-то сверхспособности, структуры задач простые и подобное могут заметить даже младшеклассники. А даже если и не замечают, то нам кажется очевидным, что человек, легко решающий первую задачу, легко решит и вторую задачу, ведь они отличаются только цифрами.


Подобное должно работать точно так же и в задачах по химии или физике, а вот тут возникают сложности. Существует очень много учеников, которые имея за плечами понимание и знание всех основных формул и зависимостей величин из химии, не могут решить задачу по химии, при этом влегкую решают изоморфную задачу учебника математики.


Например, типичная задача из ОГЭ по химии

Сложности при обучении Образование, Школа, Химия, Длиннопост

Если ученик напишет реакцию и посчитает молярные массы веществ (это обычно делается в первую очередь), то задача станет изоморфной этой задаче

Сложности при обучении Образование, Школа, Химия, Длиннопост

Лично я замечаю, что чем легче школьнику дается математика в школе, тем быстрее он может абстрактно взглянуть на задачу.


Я распишу аналогичные моменты, из этих задач чтобы было лучше видно, что они изоморфны.  Красным выделил то, что в условии не написано прямо. Молярные массы считаются из таблицы Менделеева, а написание реакции, это единственная химическая вещь в задаче, при решении задач реакцию пишут в первую очередь.

Сложности при обучении Образование, Школа, Химия, Длиннопост

Если вы можете решить задачу про пирожки, то и химическая задачка вам должна быть под силу, ведь решения там должны получиться совпадающими. Если в своем решении вы делите заработок от продажи пирожков на цену пирожков, то в химической задаче на этом же месте вам пришлось делить массу осадка на молярную массу хлорида серебра. Если в вашем решении есть строчка, где вы умножаете массу теста на цену теста, то в решении химической задачи, соответственно, вы умножаете количество нитрата серебра на его молярную массу.


Ни в коем случае не нужно воспринимать подобное как способ решения, никто в здравом уме не будет деконструировать задачу до самого конца, я порой использую изоморфные задачи, чтобы понять в чём именно проблема у ученика, проблема с логической сложностью, он не до конца смог воспринять химические понятия, или просто между химией и логикой у него стена.


Кстати, что-то подобное наблюдается и в тех случаях, когда необходимо воспользоваться навыками из другого предмета. У многих школьников будто стоит какой-то блок на навыки из других предметов, как только они уходят с физики, и идут заниматься какой-нибудь биологией, они будто отключают воспоминания отвечающие за физику. Межпредметных связей в школьной программе катастрофически не хватает. Школьникам одинаково тяжело найти параллели как между литературой и историей, так и между химией и физикой. Мне кажется, что проектная деятельность может помочь такие связи наладить, т.к. для многих проектов необходимо привлекать навыки из многих предметных областей. И еще, наверное, были бы полезны дни, где разделения на предметы нет, где доклад одного предмета может плавно перетекать в другой, или где в обсуждении проблемы используют взгляды от разных предметов. Но на такие смелые реформы могут пойти только где-нибудь в Финляндии, но точно не у нас. У нас даже еще не смогли отойти довольно сомнительного формата уроков литературы, придуманного в СССР, где учитель объясняет ученикам смысл произведений.

Лига образования

5.4K постов22.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:


ДЛЯ АВТОРОВ:


Приветствуются:

-уважение к читателю и открытость

-желание учиться

Не рекомендуются:

-публикация недостоверной информации


ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:


Приветствуются:

-конструктивные дискуссии на тему постов

Не рекомендуются:

-личные оскорбления и провокации

-неподкрепленные фактами утверждения


В этом сообществе мы все союзники - мы все хотим учиться! :)

Чтобы оставить комментарий, необходимо или