Славянская мифология. Общая информация. История появления, развития, изучения.

В отличие от античной мифологии, хорошо известной по художественной литературе и произведениям искусства, а также мифологий стран Востока, тексты мифов славян не дошли до нашего времени, поскольку в ту далекую пору, когда создавались мифы, они еще не знали письменности.
В V — VII веках после Великого переселения народов, славяне заняли территории Центральной и Восточной Европы от Эльбы (Лабы) до Днепра и Волги, от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова. Шли века, и славяне все более отделялись друг от друга, образовав три современные ветви самой многочисленной семьи родственных народов Европы. Восточные славяне — это белорусы, русские, украинцы; западные — поляки, словаки и чехи (балтийские славяне были ассимилированы соседями-германцами в XII веке); южные — болгары, македонцы, сербы, словенцы, хорваты, боснийцы. Несмотря на разделение славян, их мифологии и поныне сохранили многие общие черты. Так, у всех славян известен миф о поединке бога грозы с его демоническим противником и о победе громовержца; всем славянским традициям знаком древний обычай в конце зимы сжигать чучело — воплощение мрачных злых сил или хоронить мифическое существо вроде Масленицы и Ярилы у русских и белорусов и Германа — у болгар.
Славянская мифология и религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков. Единым высшим богом, "творцом молнии", каким был у индусов Индра, у греков Зевс, у римлян Юпитер, у германцев Тор, у литовцев Перкунас — у славян был Перун. Понятие о боге-громовнике сливалось у славян с понятием неба вообще (именно — движущегося, облачного неба), олицетворение которого некоторые ученые видят в Свароге. Другие вышние боги считались сыновьями Сварога — Сварожичами; такими богами были солнце и огонь. Солнце обоготворялось под названием Даждьбога, а также Хорса. Брат Сварога, самый таинственный бог и хранитель стад Велес первоначально также был солнечным богом. Все эти названия вышнего бога очень древние и употреблялись всеми славянами. Общеславянские представления о высшем боге получили у отдельных славянских племен дальнейшую разработку, новые, более определенные и более причудливые формы.
Так, у западных славян высшим богом считался Святовит, и ему соответствовал Триглав — трехголовый идол, которому поклонялись в Щетине (Штеттине) и Волине. В городе Ретре тот же вышний бог, сын Сварога, носил название Радегоста, а в чешских и польских преданиях он фигурирует под именем Крока или Крака. Уже древние писатели предполагали, что имя Святовита явилось вследствие смешения языческого бога с христианским святым Витом; название Радегоста было тоже, как предполагают, перенесено на бога с имени города, а город получил это имя от одного из своих князей. Крак, по сказанию Козьмы Пражского, был мудрый и справедливый судья и правитель народа. Каковы бы ни были эти догадки, несомненно, что все перечисленные имена означали одного и того же вышнего бога и что все они явились позднее. Дошедшие до нас смутные свидетельства о славянских богах, находящие разъяснение в народных сказках и песнях, сводятся к борьбе светлых и темных сил природы, плодородия с бесплодием, лета с зимою, света с тьмою, жизни со смертью, Белбога с Чернобогом. С этими представлениями переплетались воззрения на загробную жизнь и культ предков. Души усопших обитали в какой-то отдаленной стране на конце света, там, где заходит солнце; страна эта называлась у славян навьем, вырием, ирием, раем, пеклом. В эту страну надо снаряжать покойника, как в далекий путь, что достигается надлежащим погребением. До совершения похоронного обряда душа скитается на земле; у южных славян душа в этом состоянии носит название видогоня. Душа обречена на вечное скитание на земле, если правильного обряда не было выполнено; так, души девушек или детей, утонувших в воде, становятся русалками, мавками, вилами. Чтобы облегчить покойному путешествие в царство мертвых, славяне прибегали к сожжению: огонь погребального костра вмиг отделял душу от тела и отправлял ее в райские жилища. В этом огне П. Н. Милюков усматривает связь между двумя самостоятельно возникшими системами религиозных представлений: обоготворением сил природы и культом предков. С одной стороны, огонь был проявлением на земле небесного солнечного бога, посланником небесных богов; с другой стороны, он способствовал очищению души покойника и таким образом сам превратился в символ души предка, которая под именем Родa, Чура, домового становилась домашним божеством, охранителем семьи и рода. На очаге оба эти значения огня слились в одно нераздельное целое; на нем одинаково чествовались стихийный небесный бог и родовое божество семейной общины. Это двойственное значение огня находит наиболее яркое подтверждение в поверье западных славян о домашнем существе (чешское название его Křet, словен. Skrat), которое под видом огненного змея прилетает через трубу и приносит хозяину всякого хлеба и других плодов земных, а иногда и разные сокровища. В Тульской губернии существует поверье, что со дня Крещенья (зимний солнцеворот) появляется огненный змей (солнце), навещающий красных девушек (землю). К тому времени, когда среди славян стало распространяться христианство, славянская мифология не создала еще таких отчетливых представлений о богах, к каким пришли, например, греки: славянские боги продолжали сливаться со стихиями, которые они олицетворяли, и не имели еще ясных антропоморфических черт. Равным образом и культ предков у славян не вылился еще в такие отчетливые, законченные формы и не имел таких строгих юридических последствий, как у греков и римлян.
Религиозные воззрения славян сводятся к тем древнейшим слоям религиозных верований, которые составляют общее достояние народов арийского племени: они сложились до начала истории славян как отдельной племенной группы и дальше почти не подвинулись. Соответственно этому у них не было выработано строгих форм культа, не было и особого жреческого сословия. Только у балтийских славян мы находим прочную религиозную организацию: кумиры, для которых воздвигались храмы, жрецов, совершавших богослужение по известному чину, с известными обрядами, имевших иерархическое устройство и с течением времени приобретших значение первенствующей касты. У прочих славянских племен не было ни общественных кумиров, ни храмов, ни жрецов; жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов. Русские славяне лишь под влиянием варягов пришли к мысли изображать своих богов в истуканах. Первые истуканы поставлены были Владимиром, князем Киевским, на холме Перуну, Хорсу, Даждьбогу, а в Новгороде, Добрынею — Перуну над Волховом. При Владимире впервые появляются на Руси и храмы, вероятно, им же сооруженные, в которых он, по словам саги об Олаве Тригвесоне, сам приносил жертвы. Но при том же Владимире введено в России христианство, которое положило конец развитию славянского культа, хотя и долго еще не было в состоянии вытеснить остатки языческих верований. По принятии христианства народное сознание славян смешало новую веру со старою, частью слило своих богов с христианскими святыми, частью низвело их в положение "бесов", частью сохранило верность своим родовым богам. Козьма Пражский († 1125 год) рассказывает: "и доселе между многими из поселян, точно между язычниками, иной чтит источники или огни, иной обожает леса или деревья, либо каменья, иной приносит жертвы горам или холмам, иной кланяется идолам, глухим и немым, которые сам себе сделал, моля, чтобы они правили домом его и им самим". Под этими идолами Козьма разумеет, очевидно, домашних богов, которые у чехов назывались скритками и шетками, у русских — домовыми и т. д.; чешский домовой Křet изображался у чехов в виде маленьких бронзовых статуэток, величиною с палец, отчего он и назывался Paleček (мальчик с пальчик).

Наиболее интересным отражением славянской мифологии является приурочение языческих верований к христианским праздникам. Подобно другим арийским народам, славяне представляли себе весь круговорот времен года в виде непрерывной борьбы и поочередной победы светлых и темных сил природы. Исходной точкой этого круговорота было наступление нового года — рождение нового солнца. Языческое содержание этого праздника славяне влили в празднование Рождества Христова, и самое празднование святок получило у них греко-римское название коляды. Обряды, которыми славяне-язычники встречали наступление весны и летний солнцеворот, также в большей или меньшей степени приурочены были к христианским праздникам: таковы руcaлии, семик, купало. При языческом характере праздников название праздника превращалось в название божества, в честь которого некогда он совершался. Таким образом явились другие славянские боги вроде Ярилы, Костромы и т. п., число которых, вероятно, увеличилось благодаря недалёкому обличительному усердию христианских миссионеров, не вдумывавшихся в общую религиозную мысль славян и видевших во всяком названии особого бога.
Своеобразие славянской мифологии, которая, как и всякая иная, отражала мировоззрение ее создателей, заключается в том, что их жизнь была непосредственно связана с миром низших духов, обитающих повсеместно. Некоторым из них приписывались ум, сила, доброжелательность, иным — хитрость, злоба и коварство. Древние полагали, что все эти существа — берегини, вилы, водяные, полевики и т. п., постоянно вмешиваются в их жизнь и сопровождают человека со дня появления на свет и до самой смерти.

Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают собрать обильный урожай и приносят болезни, сулят счастливую семейную жизнь, порядок в доме и наказывают за неблаговидные поступки. Богов, которых было сравнительно немного и которые управляли природными явлениями и стихиями — грозой, огнем, дождями, славяне боялись и почитали, стараясь умилостивить молитвами и жертвоприношениями. Поскольку собственно славянские тексты и изображения богов и духов не сохранились из-за того, что христианизация прервала языческую традицию, главным источником сведений являются средне
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
У скандинавов тоже есть половина описаны мифов. И че?
раскрыть ветку (17)
1
Автор поста оценил этот комментарий
А то, что ты наверняка больше знаешь скандинавскую мифологию, нежели славянскую. Это корни, пикабушник, забытые нами.
раскрыть ветку (16)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Какие корни? ты сам то зачем то скопировал статейку из инета. зачем? В чем прикол переписывать сюда википедию и подобные?
раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Хм... Может, чтобы ,например, ты смог прочитать? Прочесть то, что не прочтешь, просто просматривая странички с голыми сиськами? Ты видел, что здесь нет тега "мое", видел тег "текст" и "мифология" - значит, мог догадаться, что это копипаста.
раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий
Голых сисек у меня нет- выключена клубника. Ии я не говорю что ты такой гад воруешь и суешь сюда, мне непонятно зачем сюда переписывать статьи. Всем, кому это надо и интересна эта тема уже все знают, для остальных это скучно и безинформативно, так как бесполезно. Все равно что учебник истории закинуть и думать что кто то будет читать
раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
Хм... Логично. Но почему такое написали только мне, интересно? Потому, что я не влепил картинок? Просто любопытно.
раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Да потому что ты перепечатал статейку, причем кусок концовки куда то пропал. чисто факты, ни своего мнения, ничего. И еще так написано- ну просто ужасно скучно, хотя вроде как и познавательно
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Про пропавший кусок можно было сказать.
Автор поста оценил этот комментарий
Бля, и как всегда вместо ответа минус. А почему? Потому, что ло-ги-ка.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
И бля, никому я не ставил минусы. кто то минусит тебя и плюсит меня)
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Кстати, я не говорил, что конкретно ты минусишь. Ты достаточно адекватно отвечаешь, чтобы такого не делать. Просто не в первый раз я отхватываю минусов на пикабу вместо ответа. И да, держи плюсы.
Автор поста оценил этот комментарий
Пы.Сы. За сиськи извини)
Автор поста оценил этот комментарий
Я знаю примерно одинакового поверхностно обе. Зато я могу сравнить еще с древнеегипетской мифологией. И опять же найти схожесть. Это называется НАУЧНЫЙ МЕТОД. Когда мало сказать что Х есть у этих двух, значит они близки. Надо еще посмотреть нет ли Х у других (в данном случае он есть почти у всех, бог небес молний всегда главный (Зевс подмигивает), иногда уступает богу солнца только (Ра подмигивает)). Вопросы7 Наши корни не у язычников, наши корни и в Риме, и в Константинополе, и поверь, от туда мы взяли намного больше.
раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Ага, Христианство. Дальше? Потеряв мифы, мы потеряли часть своей истории. Часть личного русского (не российского - русского) человека. Я об этих корнях. А то, что языческие верования сходятся практически у всех известно, думаю, каждому второму. Вопрос в отношении людей к богам.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Чувак. Ты чаще перуна вспоминаешь, или буквами русскими пользуешься? Одно наследие язычников другое наследие Константинополя. Давай расскажи, как ты мучаешься из за наличия алфавита, и потери корней. Зы, классно быть дебилом в одном коменте говорить и что верования у всех одинаковы, и что мы потеряли "часть своей истории". Просто великолепно.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Ты хрен с пальцем не путай-то. Во-первых, я не говорил , что верования одинаковы - я сказал, что они схожи, похожи друг на друга. Религиозный спор я также затевать не хочу. Я понял, что тебе не интересна эта тема, но интересно найти повод посрать и оскорбить. Просто великолепно, как ты сказал.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Это ты разберись вначале в своей каше, потом говори. Я вероятно знаю тему получше тебя. Без всякого бреда по поводу стояния голыми с деревянными фалосами. Так что молчал бы ты.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Причем здесь стояние голым с деревянным фаллосом? Где ты эту хрень вообще в моем посте/моих комментах увидел.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку