Сквозь историю: что происходило 8 января?

Сквозь историю: что происходило 8 января? ВМФ, История, Корабль, Морские сражения, Длиннопост
Сквозь историю: что происходило 8 января? ВМФ, История, Корабль, Морские сражения, Длиннопост
Сквозь историю: что происходило 8 января? ВМФ, История, Корабль, Морские сражения, Длиннопост

...русские фрегаты «Амстердам Галей» и «Декрон де Ливде» в плачевном состоянии добираются до Ревеля.


С досрочным возвращением этих фрегатов к родным берегам завершилась, едва начавшись, Мадагаскарская экспедиция — одна из самых дерзких и амбициозных затей великого реформатора и флотоводца, русского царя Петра I.


После появления у России полноценного флота, у Петра I появились и колониальные амбиции. Эпоха великих географических открытий к началу его правления уже миновала, самые лакомые части света были поделены между ведущими европейскими державами, оставалось искать то интересное, что ещё оставалось на карте мира. Одним из таких мест был остров Мадагаскар. Открытый португальцами ещё в XVI веке и позже отошедший Франции, которая также не сумела там закрепиться, Мадагаскар слыл «свободным» островом, где хозяйничали пираты и местные племена. Мысль попробовать подчинить себе эту территорию или же заключить союз с тамошними правителями и использовать остров, как перевалочную базу на пути в Индию, была озвучена Петру I одним из шведских наёмников и понравилась русскому самодержцу. В атмосфере строжайшей секретности от европейцев была подготовлена экспедиция, снаряжены два фрегата, которые походили на купеческие суда и должны были путешествовать под торговым флагом. Всё шло по плану, но выйдя в море в декабре 1723 года, фрегаты попали в жестокий шторм. Сделав остановку на ремонт, они попытались продолжить свой дальний поход, но были вновь серьёзно повреждены бушующим морем и едва сумели вернуться. Последовавшая вскоре смерть Петра I поставила крест на дальнейших планах колониальных завоеваний России.

Сквозь историю: что происходило 8 января? ВМФ, История, Корабль, Морские сражения, Длиннопост

…состоялось морское сражение у мыса Финистерре.


В этот день в Средиземном море британская эскадра под командованием адмирала Джорджа Родни обнаружила соединение купеческих кораблей Испании, следовавших в сопровождении охранения под командованием коммодора Хуана де Иарди. Часть британских кораблей обладали медной обшивкой днища, что позволяло им развивать большую скорость и успешно преследовать неприятеля. В ходе сражения все испанские корабли были захвачены в плен.


Данное событие произошло в годы войны за независимость США. Великобритания, стремясь сохранить контроль над своими территориями по всему миру, в этот период была вовлечена в целый ряд военных конфликтов. Стремясь восстановить своё влияние на мировой арене, этим обстоятельством не преминули воспользоваться многие государства, в том числе и Испания. Объявив Великобритании войну годом ранее, испанцы преследовали своей главной целью возвращение владений в Новом Свете. Война велась и на Средиземноморье, где испанцами был осаждён Гибралтар, куда на помощь обороняющимся и спешил адмирал Родни. Захваченный провиант пришёлся очень кстати и был использован для снабжения британских сухопутных войск. Три корабля были взяты адмиралом Родни на службу, причём испанский флагман получил имя «Принц Уильям» — в честь будущего короля Англии Вильгельма IV, служившего в эскадре адмирала Родни мичманом и присутствовавшего при этом сражении.

Сквозь историю: что происходило 8 января? ВМФ, История, Корабль, Морские сражения, Длиннопост

...родился Степан Осипович Макаров, русский военно-морской деятель, вице-адмирал, океанограф, кораблестроитель и автор многочисленных изобретений.


Будущий вице-адмирал и один из виднейших военно-морских деятелей России конца XIX века родился в г. Николаеве в семье морского офицера. После окончания Мореходного училища в г. Николаевске-на-Амуре, Степан Осипович Макаров в течение четырёх лет проходил службу гардемарина на различных русских кораблях и в 1869 году стал мичманом, получив свой первый офицерский чин.


Будучи участником Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и Русско-японской войны 1904-1905 гг., Макаров проявил себя как блестящий офицер и изобретатель, а также инженер. Он является автором множества изобретений и трудов по новым методикам морского боя, прежде всего, с использованием быстроходных пароходов и минных катеров. Предложенные Макаровым тактики получили всеобщее признание и легли в основу развития минной и торпедной войны, а его минные катера, фактически, стали предшественниками современных торпедных катеров и эскадренных миноносцев.


Макаров известен также как исследователь и океанограф, в 1880 году получивший золотую медаль Русского географического общества. Является автором проекта первого крупного ледокола «Ермак» и многочисленных трудов по исследованию Арктики и русского Севера.

В 1904 году, с началом Русско-японской войны, был назначен командующим Тихоокеанским флотом. 31 марта 1904 года погиб, находясь на борту броненосца «Петропавловск», который подорвался на поставленных накануне японских минах.

Сквозь историю: что происходило 8 января? ВМФ, История, Корабль, Морские сражения, Длиннопост

...состоялась официальная церемония спуска на воду океанского лайнера Queen Mary 2, крупнейшего пассажирского судна в мире на момент своего создания.


Queen Mary 2 продолжает славную историю трансатлантических лайнеров, популярных в ХХ веке, и часть года совершает рейсы по традиционному маршруту Саутгемптон — Нью-Йорк, а в остальное время эксплуатируется как круизное судно. В церемонии принимала участие королева Великобритании Елизавета II, которая также является крёстной матерью этого огромного корабля.


Лайнер длиной 345 метров способен развивать скорость в 30 узлов и совершать трансконтинентальные перевозки почти 3 тыс. пассажиров в атмосфере наивысшего комфорта и роскоши. В 2007 году кругосветное путешествие на Queen Mary 2 совершили более 500 человек, часть из которых оплатили дополнительно к своим билетам по 100 000 долларов за возможность такого приключения. Этот круиз, длившийся 81 день, официально внесён в Книгу рекордов Гиннесса, как кругосветное плавание самого большого пассажирского судна.


Queen Mary 2, единственное из крупных судов, обладает обозначением RMS — Royal Mail Ship, что означает «судно королевской почты». Во времена расцвета трансатлантического судоходства этот статус имели самые быстроходные и надёжные лайнеры, перевозившие почту по контракту с почтовой службой Великобритании. Как и его предшественник, лайнер Queen Mary, новый лайнер является символическим правообладателем «Голубой ленты Атлантики» — традиционной награды, которая присваивалась самому быстроходному пассажирскому кораблю, совершавшему рейсы из Европы в Нью-Йорк.

Сквозь историю: что происходило 8 января? ВМФ, История, Корабль, Морские сражения, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.