12

Сколько нерабочих дней было в Древнем Риме?

Императоры заботились сразу о том, чтобы питать народ и его развлекать. Своими ежемесячными раздачами в портике Минуция они обеспечивали его хлебом насущным. Представлениями, которые они ему предлагали в различных, как религиозных, так и светских учреждениях — на форуме, в театрах, на стадионе, в амфитеатре и навмахиях, они заполняли и упорядочивали его досуг; они постоянно держали народ в напряжении благодаря постоянно обновляемым развлечениям, и вплоть до совсем уже скудных годов, когда стесненность в средствах заставляла императоров умерить свою щедрость, они все же исхитрялись обеспечить ему столько празднеств, сколько никогда не выпадало никакому другому плебсу ни в одной другой стране мира.


Обратимся скорее к календарям, которые донесла до нас эпиграфика: в них против соответствующих дат упоминаются праздники римского народа. Каждая календарная колонка буквально пестрит праздничными днями3. Есть здесь такие дни, что отмечают течение месяца: дюжина ид, половина календ, четыре ноны, всего 21 день. Имеются 45 дней feriae publicae (Всенародные праздники), традиция которых теряется в глубине истории латинов, неизменно продолжая поддерживаться и при империи. Среди прочих здесь можно назвать Lupercalia в феврале; Parilia, Cerialia, Ѵіпаііа в апреле; Vestalia и Matralia в июне; девятидневные Volcanalia в августе; Saturnalia, продолжавшиеся с 17 по 24 декабря. Были здесь и ludi или «игры», которые завершались в тот же самый день, в который начинались: конные процессии 19 марта и 19 октября; бег в мешках, 25 апреля; простой бег и скачки на мулах в честь Consualia, 21 августа и 15 декабря; состязание по ловле рыбы на удочку 8 июня; конные скачки 15 октября; день рождения Августа, основателя режима, 23 сентября; к этому следует еще прибавить праздники, приходившиеся при разных императорах на разные даты: день рождения императора  и день его прихода к власти , а также день обожествления его предшественника, что увеличивает прибавляемое число еще на двенадцать дней.

Сколько нерабочих дней было в Древнем Риме? Рим, Древний Рим, Римская империя, История, Длиннопост

Наконец — и даже в первую очередь — имелись еще циклы игр, то конных, то сценических, то конных и сценических одновременно, учрежденных республикой в честь богов в тяжелые годины истории: впоследствии они были призваны подкреплять амбиции диктаторов и политику императоров: ludi Romani, учрежденные в 366 году до н. э. и теперь растянутые на период с 4 по 19 сентября; ludi plebei, появившиеся в промежуток между 220 и 216 годами до н. э. и тянувшиеся теперь с 4 по 17 ноября; ludi Apollinares, восходившие к 208 году до н. э. и проходившие с 6 по 13 июля; ludi Ceriales, которые, будучи посвящены Церере в 202 году до н. э., охватывали дни с 12 по 18 апреля; ludi Megalenses, посвященные Великой Идейской Матери в 191 году до н. э., когда было освящено ее святилище на Палатине, и с тех пор постоянно возобновляемые с 4 по 10 апреля …


Подводим итог: к 22 дням, священным обязательно и независимо от прочих, прибавляем 45 дней feriaepubli- сае, затем 12 дней однодневных ludi, а к ним — 103 дня ludi, сгруппированных в более или менее протяженные периоды. Мы приходим к следующему математическому результату: в обязательном порядке праздничные дни императорского Рима занимали более половины года. Сверх того, полученное нами число 182 представляет собой минимум, который оказывался постоянно превзойденным.


В самом деле, сколько пропусков в нашем подсчете! Мы закрыли глаза на праздники предместий, в которых население Рима участвовало чрезвычайно охотно, начиная с сельских пиршеств, находившихся под покровительством Анны Перенны, и вплоть до латинских празднеств на вершине Альбанских гор. Точно так же мы упустили из виду церемонии, которые, не привлекая ни средств государства, ни его ответственности, вполне легально привлекали к себе благосклонность римского народа: вокруг его районных святилищ, в молельнях чуждых, однако дозволенных религий, в scholae его цехов и коллегий. Также не приняты во внимание те обряды, исполнение которых вменялось государством воинам: их список был обнаружен в нумидийском Тебессе и в Дуре на Евфрате.

Наконец мы были вынуждены обойти молчанием праздники, учреждавшиеся императорами сверх программы, праздники, непредвиденность которых обостряла интерес к ним и которые прибавляли в весомости по мере роста преуспеяния данного режима: триумфы, которые назначал императору принуждаемый им к тому сенат; состязания, вдруг учреждавшиеся императором; но в первую голову типега, или бои гладиаторов, которые назначались им по случайному поводу, однако их возрастающая частота привела к тому, что они сравнялись с ludi, а во И веке н. э. разыгрывались месяцами подряд. Тем не менее все то, что мы опустили в нашей статистике, имело место в действительности, и в конечном счете необходимо согласиться с тем, что в эпоху, в которой мы находимся теперь, в Риме почти не бывало такого года, в который на один рабочий день не приходилось бы одного или двух выходных.


Каркопино Ж. "Повседневная жизнь древнего Рима. Апогей империи"

https://www.kodges.ru/nauka/history/316973-povsednevnaya-zhi...

Найдены возможные дубликаты

+2

Любопытно, а вот для рабов эти праздники устраивали тоже?

раскрыть ветку 2
0

я вот то же об этом подумал)

нет рабы пахали без выходных, кроме разве что на Сатурналии когда им давали отдых и они менялись местами с хозяевами (хотя на сколько это было так, судить сложно) а длились эти Сатурналии от одного дня в ранний период Рима до по-моему 3 или даже пять  дней к концу

раскрыть ветку 1
+1

У нас в армии "сатурналии" проводились раз в год. Когда молодые с дедами местами менялись. Это было весело

0

Сука, римляне отдыхали больше нас. Какого ж хрена нам рассказывают что прогресс повысил эффективность труда в тысячи раз?

раскрыть ветку 1
+1

Потому что за одного свободного гражданина трудились 1-2 раба в среднем

0

Если было много рабов, было много нерабочих дней.

0

Только вот вся эта красота предназначалась лишь для класса рабовладельцев. А чего бы нет, если на каждого обладателя полного status civitatis приходилось несколько рабов/вольноотпущенных ( с их обязательным operae в пользу своих патронов) и прочих зависимых?

Мне это напоминает тоску по монархии у отдельных граждан. Хруст французской булки, Пушкин, русская усадьба, золотой век культуры и вот это все. Как-то очень уж тщательно и почти рефлекторно при этом забывается, что даже читать в золотой век культуры умели жалкие проценты населения. И на каждого любителя французских булок приходился десяток тех, у кого хлеб на столе был не каждый день.

-1
От куда информация?
-1
И у педиков в те времена было больше свобод. И где теперь Рим?
раскрыть ветку 1
0

Весь мир.

Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: