Сказки Дикого Поля

Сказка пятая, про Первую Империю.

Бурным, неспокойным выдалось второе тысячелетие до нашей эры для жителей Евразии. Отголоски Уральской технологической революции до самых отдаленных уголков ее докатились. Стронули с насиженных мест, перемешали народы и языки. Многих очень далеко от прадедовских могил забросило. Об одном из таких племен моя сказка будет.
Их самоназвание «кун», «куну» на древнем «гиперборейском» наречии означало «человек, народ». Ох, и помотало же их по белу свету. От предгорий Урала куны дошли до самой Месопотамии. Вместе с касситами царя Гандаша они тревожили древние города Элама и Вавилона. За особые заслуги им были дарованы земли в Луристане, где на какое-то время в тепле и уюте осели степные удальцы. Но сменилось несколько поколений и тесно стало молодым колесничим на библейской земле. Покатились их колесницы на восток в поисках новых земель и новых еще непокоренных народов. Долг оказался их путь, всюду на пути встречали они таких же выходцев с севера, правящих местными народами. Нигде их колесницы и дальнобойные луки в новинку не были. Не раз через заснеженные горы переходили, много раз через бурные реки переправлялись, сотни километров по безводным пустыням прошли. Наконец достигли плата Ордос, что в излучине Хуанхэ. Дальше на восток пути не было, там владения шанских правителей начинались.
Осели здесь куны, медные руды нашли, хозяйством обзавелись, с местными племенами породнились. С соседями взаимовыгодную торговлю завели. У шанских ванов много диковинок типа чая и шелковой ткани нашлось, да и кунские топоры, по луристанской традиции кованные, большим спросом на местном рынке пользовались. Но самое главное куны особую породу лошадей разводить стали. За время своего долгого путешествия они от многих вещей отказались, в том числе колесницы и повозки забросили, не слишком-то они пригодными для горных троп и пустынь оказались. Все свое имущество куны на крепких вьючных лошадях перевозили. Выносливые, мощные кони, пережившие переселение, не только вьюк-сарму, ребенка или юношу – взрослого воина с вооружением нести могли.
Благодаря этим коням у кунов впервые в мире боевая конница появилась. Конечно, без седел, без стремян, без специального вооружения толку от нее не много на полях сражений было. Поначалу весь эффект в том был, что бы быстро перебросить группу воинов на нужный участок, но и это немалое преимущество в бою давало. А уж когда у кунов конные лучники появились, то равных им по силе воинов во всей степи не нашлось.
Лет триста просидели куны на плато Ордос. Большой авторитет у окрестных племен заимели, а все благодаря знаниям да умениям за время скитаний ими обретенным. Плюс к тому изготавливаемые кунскими мастерами высококачественные бронзовые изделия, да еще посредничество в торговле между Шанским царством и народами Степи. Ну и конечно воинское мастерство конных лучников весомое значение имело.
Особым почетом род Лани пользовался. Фамилий тогда не было, а рода по тотемному животному различали. Самый старший род, из которого традиционно куны правителей себе избирали, поклонялся небесному оленю – символу животворящего солнца и проводнику душ в загробный мир, от того и звались они родом Лани. Слово это древнее, свой след и в славянских и в тюркских языках оставившее.
Народы степи в те времена сплошь анималистами были. Во всем живую душу и разумную силу видели. Особо верили, что их благополучие и удача от умерших предков зависят. Как предки за них на Том Свете порадеют, такая и судьба весь род ждет. От того и мертвых своих со всем почетом хоронили, и жертвы обильные им приносили. Притом каждый свой род от какого-нибудь животного вел, с которым в их мировоззрении определенные силы природы были связаны: медведь за хозяина нижнего мира почитался; лебедь весну и плодородие олицетворял; орел – огонь; волк – войну; ну а олень – солнце.
А кто главнее всех на свете? Для северян, конечно солнце – даритель жизни и тепла, а случись недоброе – засухи и бескормицы! Так что как то само собой получилось, что к концу тринадцатого века до нашей эры род Лани стал старшим не только для ордосских кунов, но и для всех народов азиатской степи от Алтая до Сихотэ-Алиня. Да и кому как не сынам самого Оленя-Солнца править Степью, кому как не им просить своих предков о благополучии для народа? А к тому времени кунами – народом, себя всякий житель степи восточнее Уральских гор именовал.
Благо, что правители из сыновей Лани получились весьма годные. И знаний полезных о том, как люди жизнь свою сообща устраивают, они за время своих скитаний от разных народов поднабрались. И воины их – конные лучники, даже традиционным колесничим достойный отпор дать могли. А самое главное, лишней власти они себе не требовали, народ с насиженных мест не сгоняли, налогами не облагали, законов непривычных не навязывали. Судили да рядили споры по справедливости, слабого да безвинного в обиду не давали. Мирно спокойно в их землях жилось. Оттого многие народы добровольно власть сынов Оленя-Солнца над собой признавали. Ну, а против беспокойных и непокорных соседей у кунов и колесницы, и конные лучники в крепких доспехах, да с лучшим оружием в достаточном количестве имелись.
Во главе всех стоял хакан, что на древнем, от «гиперборейцев» идущем наречии означало «стоящий над командующими». Должность это была выборной. И хотя претендентом мог быть только взрослый мужчина из рода Лани, но кто именно – решало собрание всех племенных вождей и родовых старейшин – курултай. Избранного на белой кошме поднимали – Солнцу-прародителю показывали.
В мирное время власть хакана скорей сакральной была. Он и его наместники, которые в каждом из присоединившихся к кунам племен сидели, все больше роль жрецов Оленя-Солнца выполняли. Следили, чтобы все положенные жертвы народ не только своим предкам, но и главному божеству вовремя и в полном объеме подносить не забывал, да еще что бы всех «рожденных от солнца» альбиносов лошадей, быков и верблюдов в дар хакану направляли. Ну и конечно споры и тяжбы, что меж родами случались, они разбирали.
А случись война, тут уж власть хакана становилась абсолютной. Он единолично определял с кем из соседей воевать, а с кем мириться. Кому и сколько воинов выставлять. Он и войском командовал, он и добычу делил. Ну а в случае неудачи всю полноту ответственности нес. Ибо если стали народ неудачи преследовать, значит, предки от хакана – посредника между мирами, отвернулись, удачу в сторону увели. А значит, пора курултай созывать и более угодного Небу хакана на белой кошме поднимать.
Своей главной ставкой куны горный Алтай выбрали. Тут и богатейшие месторождения медных, оловянных, серебряных и свинцовых руд. И золотоносные россыпи. И лес для строительства и металлургии. И пастбища. И вода. И дичь. И рыба. Ордос же сакральным местом почитался – прародиной элиты кунов.
Но Монгольскими степями земли кунов не ограничивались. Везде где устанавливалась власть рода Лани, появлялись их наместники-жрецы, а вместе с ними и каменные идолы, изображающие предка-прародителя. В разных землях этих идолов местные мастера-каменотесы на особицу, в меру своих навыков и художественных традиций, резали: где в виде воина с полным вооружением, а где и просто в виде каменной стелы. Неизменным было одно – многократно повторенное изображение Оленя-Солнца, за что их археологи Оленными камнями прозвали. Широко по степи те камни разбросаны. Больше всего их, конечно, от Ордоса до Алтая поставлено было, но отдельные камни и сегодня, через три с лишним тысячи лет находят в Киргизии, Казахстане, Приуралье, в Иране, на Северном Кавказе, и даже на Балканах и у берегов Эльбы.
Хочешь верь, хочешь не верь, а получается, что в начале первого тысячелетия до нашей эры на огромной территории от Хинганских гор до гор Альпийских установилась власть хакана из кунского рода Лани. Ибо кто же будет чужих идолов в своих землях устанавливать, ба еще таких, которые тысячелетия переживут? Уж как это царство-государство правильно называть, то пусть историки меж собой спорят. Я же буду ее Империей Кунов именовать – для сказки годиться, а по сути – судите сами. На землях, что хакану подчинялись, можно штук пять империй, таких как созданная Александром Македонским разместить. А уж единообразия и порядка в ней было никак не меньше, чем в Священной римской империи. А что в степной империи полиции, банкиров да мытарей не было, так ведь она на многие столетия старше всех европейских и южно-азиатских империй возникла. В те времена в Греции в каждом городке в полтора переулка свой царь сидел да по вечерам коз пас, а до основания Рима еще не одно столетие пройти должно было.
С соседями куны по большей части мирно жили. Из современников на них только Чжоуские ванны жаловались. Мол, «дикие хуну» набеги совершают, грабят приграничные селения. Ну, а что они хотели? Чжоуские княжества как раз на пути между Империей кунов и Шанским царством образовались. Ни шанскому ванну, ни хунскому хакану не подчинялись. Меж собой воевали и торговые караваны, что по Хуанхэ ходили, грабили нещадно. Тут уж как аукнется, так и откликнется.
Зато в месопотамских царствах, где кунов то же хорошо знали и оленями-саками дразнили, про них никто худого слова не написал. Наоборот, отсюда во все индоевропейские языки корень «сак» просочился в значении «священный», что и не удивительно, учитывая как куны к своему главному предку-тотему относились. Ведь в Месопотамии и Средиземноморье в то время богов да божков чуть меньше чем живых людей было: у каждого народа и даже города свой, да часто не один. Народ своих богов больше боялся и задабривал жертвоприношениями, тогда как куны к своим идолам со всем почтением обращались, как и положено детям обращаться к родителям.
Ну а как кунам в Европе отнеслись, и что из этого вышло о том отдельный рассказ.