19

Система "Алтай" - первая советская система мобильной радиосвязи

Система "Алтай" - первая советская система мобильной радиосвязи Импортозамещение, Сотовая связь, История (наука), Сделано в СССР, Длиннопост

Система автоматической мобильной радиотелефонной связи "Алтай" представляет собой выдающееся достижение советской инженерной мысли и научно-технического прогресса. Созданная в 1958-1963 годах, она стала первой в мире полностью автоматической системой мобильной связи, опередив западные аналоги более чем на десятилетие. Данное исследование представляет комплексный анализ истории создания, технических характеристик и мирового значения системы "Алтай" как пионера в области мобильных телекоммуникаций.

Разработка системы "Алтай" была инициирована на высшем государственном уровне после правительственного визита советской делегации в Японию в середине 1950-х годов. Один из членов ЦК КПСС, ознакомившись с возможностями автомобильной радиосвязи высших японских чиновников, доложил руководству о необходимости создания аналогичной системы в СССР. В результате Н.С. Хрущёв принял решение о разработке отечественной системы мобильной связи.

Для создания системы "Алтай" было выпущено специальное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР в конце 1950-х годов. Разработка велась под кодовым названием "Алтай-1" силами четырёх ведущих советских организаций:

  1. Государственный специализированный проектный институт (ГСПИ, Москва) — головная организация, отвечавшая за разработку антенного хозяйства и создание опытного района в Москве. Главный конструктор — Моисей Абрамович Шкуд.

  2. Воронежский научно-исследовательский институт связи (ВНИИС) — созданный в 1958 году специально для разработки перспективных систем радиосвязи. Вёл разработку основных принципов и алгоритмов системы, создавал оборудование центральной станции и абонентских радиостанций. Главный конструктор — Леонид Николаевич Моргунов.

  3. Завод "Красная заря" (Ленинград) — отвечал за разработку коммутационного оборудования и стыковку базовых станций с телефонной сетью. Главный конструктор — Сергей Иванович Иванов.

  4. НИИ-56 (Ленинград) — разрабатывал генераторное оборудование системы. Главный конструктор — Михаил Ильич Иоффе.

Важным предшественником системы "Алтай" стали работы советского радиоинженера Леонида Ивановича Куприяновича. 4 ноября 1957 года он получил авторское свидетельство №115494 на "Устройство вызова и коммутации каналов радиотелефонной связи", в котором были изложены принципиальные основы мобильной телефонии.

9 апреля 1957 года Куприянович публично продемонстрировал работающий опытный образец автоматического мобильного телефона ЛК-1 весом 3 кг с радиусом действия 20-30 км и временем работы без замены батарей 20-30 часов. Уже через год был создан образец ЛК-2 весом 500 граммов, а в 1961 году — устройство ЛК-3 весом всего 70 граммов.

Изобретение Куприяновича широко освещалось в советской прессе — журналах "Юный техник", "Наука и жизнь", "За рулём", а также в киножурнале "Наука и техника" №6 (254) 1959 года. Однако его разработки не получили государственной поддержки и остались на уровне экспериментальных образцов.

Техническое развитие системы "Алтай"

Первое поколение: "Алтай-1" (1963-1970)

Запуск опытной зоны состоялся в 1963 году в Москве. Антенны центральной станции были установлены на высотном здании на Котельнической набережной, оборудование размещено в помещениях 29-31 этажей. Для испытаний правительство выделило 30 автомобилей "Волга" ГАЗ-21 с установленными абонентскими радиостанциями.

В 1965 году система прошла Государственные испытания и была рекомендована для серийного производства, став первой в мире коммерчески эксплуатируемой системой автоматической мобильной связи.

Технические характеристики "Алтай-1":

  • Рабочие частоты: прием 150,05-150,9 МГц, передача 174,05-174,9 МГц

  • Разнос частот: 24 МГц между приёмом и передачей, 50 кГц между соседними каналами

  • Количество каналов: 16 каналов в двух стволах по 8 каналов

  • Выходная мощность: передатчик абонентской станции 8 Вт, базовой станции 30-50 Вт

  • Абонентская ёмкость: до 1000 корреспондентов на один ствол

Абонентская станция "Алтай-АС-1" состояла из трёх блоков общим весом 23,5 кг:

  • Приёмопередатчик: 335×205×195 мм, 10 кг

  • Пульт управления: 310×320×140 мм, 9 кг

  • Блок питания: 300×165×125 мм, 4,5 кг

Развитие системы (1967-1980)

К 1967-1968 годам система работала в Киеве, Воронеже, Ленинграде и Ташкенте. В 1970 году "Алтай" функционировал в 30 городах, а к середине 1970-х — уже в 114 городах СССР.

В 1972 году была запущена система в Ленинграде. К 1973 году системой пользовались около 8000 абонентов в 30 городах СССР.

Второе поколение: "Алтай-3" (1970-1977)

Основным отличием стал переход на диапазон 330 МГц с возможностью использования до 11 восьмиканальных стволов при частотном разносе 50 кГц. Это позволило одновременно обслуживать 176 абонентов против 16 в первом поколении.

Третье поколение: "Алтай-3М" (1977-1980)

Масштабная модернизация была проведена к московской Олимпиаде-80 под руководством главного конструктора В.М. Кузьмина. Антенны и оборудование были размещены на Останкинской телебашне на высоте 248 метров, что обеспечило радиус связи до 100 км.

Новая абонентская станция "Алтай-АС-3М" стала в 5 раз меньше по габаритам и весу. Более плотная сетка частот 25 кГц позволила довести количество стволов до 22. К 1980 году было подготовлено 200 новых абонентских станций для Олимпиады.

Мировое значение и сравнительный анализ

Приоритет СССР в мобильной связи

Система "Алтай" опередила западные аналоги на значительный период:

  • СССР, 1963: запуск первой коммерческой системы автоматической мобильной связи

  • США, 1983: запуск первой коммерческой сотовой сети

Американский инженер Мартин Купер (Motorola) совершил свой знаменитый звонок по мобильному телефону лишь 3 апреля 1973 года — через 10 лет после запуска системы "Алтай". При этом телефон Купера весил около 1 кг и имел радиус действия всего 2 км, в то время как советский ЛК-1 1957 года действовал на расстоянии 20-30 км.

Технические преимущества

Полная автоматизация: в отличие от японских и ранних западных систем, требовавших участия оператора, "Алтай" обеспечивал автоматический набор номера и соединение.

Дуплексная связь: система позволяла одновременно говорить и слушать, как в обычном телефоне, в отличие от симплексных радиостанций того времени.

Интеграция с телефонной сетью: абоненты могли звонить на любые городские номера и принимать входящие звонки.

Масштабы распространения

К началу 1980-х система обслуживала:

  • Около 25 000 абонентов по всей стране

  • 200+ городов в СССР и странах СЭВ

  • 250 стволов системы и более 40 000 абонентских станций за всё время существования

Эволюция и наследие системы

Система "ВОЛЕМОТ" (1980-1993)

В начале 1980-х была разработана система следующего поколения "ВОЛЕМОТ" (Воронеж, Ленинград, Молодечно, Тернополь) под руководством главного конструктора В.М. Кузьмина. Система обеспечивала:

  • 188 дуплексных каналов в диапазоне 330 МГц

  • Автоматический роуминг и переключение между базовыми станциями без потери связи

  • Передачу цифровой информации и маскировку речи

Первая система "ВОЛЕМОТ" заработала в 1993 году в Уссурийске, позднее была запущена в Воронеже, Владивостоке, Самаре и других городах.

Закрытие системы

В результате экономических преобразований 1990-х и конкуренции с цифровыми системами GSM, система "Алтай" постепенно сворачивалась:

  • Воронеж: закрытие в 2013 году

  • Ленинград/Санкт-Петербург: демонтаж в 2011 году

  • Новосибирск: использование до 2010-х экстренными службами