Штрафы за среднюю скорость оказались под угрозой

Возможный возврат штрафов за превышение так называемой средней скорости по инициативе Правительственной Комиссии по безопасности дорожного движения оказался под вопросом после критики со стороны МВД. Сначала необходимо будет прописать в ПДД определение средней скорости и отредактировать содержание КоАП. После чего запустят автоматическую регистрацию дорожными камерами и ГИБДД смогут оформлять штрафы. Но из-за разногласий между МВД и Минтрансом теперь неизвестно, когда это может вступить в силу.

Штрафы за среднюю скорость оказались под угрозой ГИБДД, Штраф, ПДД, Водитель, Нарушение ПДД

Что такое средняя скорость?

Средняя скорость — это та скорость, с которой водитель проезжает участок дороги в несколько километров от одной камеры до другой. Например, камеры фиксируют скорость на въезде в туннель и вторые установлены на выезде. Средняя скорость равна отношению контролируемой дистанции ко времени проезда на этом участке.

Принцип фиксации средней скорости позволяет сбалансировать общую скорость потока автомобилей и снизить на дороге «эффект кенгуру» - при котором движение происходит неравномерно, машины то тормозят перед камерами контроля скорости, то разгоняются.

Какие штрафы за среднюю скорость?

С 2013 по 2019 гг. водителям приходили штрафы за превышение средней скорости, но рассчитывались они как аналогичные при фиксации “обычной”, так как в ПДД и КоАП не существует отдельной нормы и даже нет такого термина как “средняя скорость”. Взыскание в размере 500 руб. было за превышение скорости до 20 км/ч, до 5000 руб. за превышение более 80 км/ч.

В 2019 году водитель, получивший штраф за среднюю скорость, требовал его отмены в Верховном суде и обосновал тем, что в постановлении нет конкретного места совершения правонарушения. Штраф был отменен, ГИБДД перестали выписывать такие постановления.

Положительный опыт внедрения

В 2020 г. по Московской обл. были наилучшие показатели по снижению аварийности и тяжести последствий как раз на участках фиксации средней скорости. Количество ДТП на этих участках уменьшилось на 45% по сравнению с предыдущим годом, количество пострадавших - на 48% и не было ни одного наезда на пешехода.

Известен также успешный опыт применения данного метода за границей.

Почему МВД раскритиковали такие штрафы?

  • возможно возникновение спорных ситуаций и рост жалоб водителей на вынесение штрафов;

  • излишние административные ограничения для автоводителей;

  • наличие недоработанных технических и юридических моментов;

  • возможные сбои в работе таймера у одной или двух камер.

Стоит отметить, что термин «средняя скорость» в настоящее время прописан в ГОСТ и в Постановлении Правительства РФ. Следовательно, частично нормативно-правовая база для введения контроля средней скорости уже имеется.

Законопослушным водителям не стоит переживать из-за возобновления штрафов за среднюю скорость, так как это подразумевает просто соблюдать установленный скоростной режим на определенном участке дороги.