Шчыльнымі радамі: недолгий взлёт и затяжное падение БНР
Автор: Андрей Маров.
«Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй» – с этих слов начинается знаменитый роман «Белая Гвардия» Булгакова. И хотя книга повествует про события на Украине, то, что происходило в соседней Белоруссии можно было бы описать так же. Но по другой причине – страшно смешно. И эхо этих событий до сих пор даёт о себе знать – как правило, в виде бело-красно-белых флагов над демонстрациями. Оставим в стороне рассуждения о правильности или неправильности этих выступлений, и рассмотрим вопрос, чей же это флаг, и почему у Беларуси есть правительство в изгнании.
История независимой Беларуси берёт начало задолго до великого и страшного 1918 года, а именно – в 1902 году, когда несколько молодых людей с подозрительно польскими фамилиями основали так называемую «Белорусскую Революционную Громаду» - первую белорусскую партию, нацеленную на достижение хоть какого-то признания Белоруссии как отдельного субъекта Империи – а ведь белорусов только относительно недавно признали отдельным этносом, а не просто «странными украинцами». Примерно год спустя оформилась и внятная политическая программа Громады, ставшей из «революционной» «социалистической» - а программа состояла в получении автономии, собственном выборном органе управления, ну, и так далее, короче, шоб как в Польше. Что самое интересное, столицей члены Громады предполагали сделать не Минск, а Вильно (будущий Вильнюс). Но когда в 1905 году страна полыхнула, БСГ упустила момент, и каких-либо внятных действий не принимала, и до 1917 года так и сидела на полудподпольном положении, выпуская газету «Наша нива» на белорусском языке и накапливая силы – будучи, как уже упоминалось, единственной более-менее структурированной белорусской партией.
Самое интересное начинается в 1917, когда внезапно выяснилось, что царь-то уже и не царь, а обычный гражданин Российской Республики. Поняв, что вот он, шанс, Громада начинает активную пропаганду своего видения автономной Беларуси. Заметьте – пока что ещё не идёт речи о независимости, и не будет до марта 1918. Сформирована так называемая «Центральная Рада» - управленческий орган будущей автономной области. Однако до самых событий Октября Громада копит силы и выжидает – видимо, Учредительного Собрания. Шанс-то они увидели, но ожидания разошлись с реальностью, и когда в Минск пришли вести о событиях 7 ноября в Петрограде, то первыми начали действовать вовсе не белорусские патриоты, а большевики. С соответствующим результатом – подчинённые РСДРП(б) силы заняли телеграф-почтамт-вокзал, практически моментально были созваны многочисленные съезды рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, образован Исполнительный Комитет Западной Области. Рада, естественно, Исполком не признала. Проблема была в том, что пока Совнарком по Западной Области вводил всякие плюшки для рабочих и крестьян, Рада как печатный станок выдавала из себя разнообразные воззвания к народу, и даже пыталась провести Всебелорусский Съезд в декабре 17-го. Было выбрано правительство, выработан компромиссный путь для будущей автономной Беларуси, избран новый состав Великой Белорусской Рады – но потом произошёл «Караул устал», и Съезд разогнали большевики, причём начальник красного гарнизона и комиссар внутренних дел по Западной Области вышли раз на раз на кулаках против депутатов. По сути, конфликт между Радой и правительством в Петрограде был в том, что большевики поставили на посты своих людей, а Рада хотела своих, но инициативу перехватить так и не сумела (и не сумеет до самого конца).
До середины февраля Рада продолжала сидеть в подполье и гадить большевикам в кашу. А что же произошло потом? Нет, Рада внезапно не захватила власть, и не большевики пошли на попятную – просто на территорию Беларуси вошли немецкие войска, а у красных было и без этого полно забот – да и «Декрет о мире» надо как-то выполнять. Другими словами, в ночь с 18 на 19 февраля красный гарнизон погрузился на эшелоны и уехал в сторону Смоленска. Рада, потирая руки, малыми группами поплелась занимать всё те же телеграф-почтамт-вокзал и прочие стратегические пункты – только для того, чтобы обнаружить там поляков. И вот тут-то начался хаос.
В Беларуси было много поляков. Достаточно, чтобы сформировалось какое-то устойчивое польское сопротивление, получавшее, к тому же, поддержку с уже независимой родины. У поляков были боевые организации, члены которой были обучены владению оружием, чёткая вертикаль власти, руководство в виде Польской Рады Минской Земли, а главное – знаменитое великопольское «Вы все – содомиты, а я – поляк» и мечты о Polska Strong. И когда представился шанс, они им воспользовались на все сто процентов. Польский и белорусский коменданты были выбраны независимо друг от друга с разницей в пару часов. Поляки первые захватили один из арсеналов – но белорусы тут же захватили другой, да ещё и заняли бывший штаб большевиков. Начался массовый приток добровольцев и к тем, и к другим, патрули носились по городу туда-сюда, пытаясь быть во всех местах одновременно. Что самое смешное, попытки договориться со злобным братом-близнецом начались только после того, как Раде доложили, что какие-то люди с польским акцентом отжимают у ополчения винтовки. В то же время с вокзала пришли новости, что оставшиеся большевистские силы не могут уехать, потому что какой-то придурок заблокировал рельсы, и если в ближайшее время это не исправить, то Красная Гвардия в польско-белорусском споре поставит точку самостоятельно. Спор не прекратился, но рельсы починили, и красные уехали. Примерно в это же время в нашей истории впервые появляется белый флаг с красной полосой, причём не абы где, а на бывшем доме губернатора, где располагалась временная штаб-квартира Рады.
Флаг над Домом Губернатора
На следующий день выяснилось, что в городе абсолютно параллельно работают две национальных администрации, объявившие себя главными, и, к тому же, активно друг другу вставляли палки в колёса – например, ополчение ПРМЗ (поляков, то есть) захватило арсенал на Московской улице – правда, выбив оттуда не большевиков, а белорусов. Даже не смотря на формальные договоры, поляки продолжали выжимать силы Рады с занимаемых мест, где-то словом, а где-то и делом, не переставая повторять, что буквально завтра в город войдёт Польский Корпус, и украсит город виселицами. Белорусы судорожно формировали хоть какие-то боеспособные части, милицию, гордо называли это всё армией, и приговаривали, что буквально завтра в город войдёт 4-й армейский корпус, и украсит город виселицами. Обе стороны были правы – Польский Корпус, относительно недавно отбивший у большевиков Бобруйск, был полон сил, энергии и боеприпасов, и послал несколько соединений помочь ПРМЗ в захвате города. В то же время 4-й корпус, конечно, размерами названию не соответствовал, но, во-первых, был стараниями генерала Щербачёва, полностью очищен от большевиков, во-вторых, был национализирован и превращён часть, состоящую из этнических белорусов, да и вообще Румынский Фронт был, по сути, распущен, а Щербачёв был слишком занят. Не стоит также забывать, что через Минск транзитом ехали части РККА, которых ни одна из сторон трогать не хотела – потому что у них была вполне реальная возможность украсить город виселицами. А Рада тем временем продолжала жечь напалмом и кричать «Я здесь власть!», выдав сначала т.н. «Приказ №1», а потом (утром 21-го февраля) и «Уставную Грамоту к народам Беларуси», в которой впервые не было сказано ни слова про автономию. Рада объявила себя временным правительством Беларуси. Это, конечно же, обидело поляков, и части ПРМЗ захватили находившийся на белорусской территории вокзал, ожидая скорого прибытия Польского Корпуса.
Уставная Грамота за номером 3
В 11 часов в город вошли… Нет, не силы 4-го армейского корпуса, и не поляки из Бобруйска, и даже не заколебавшиеся смотреть за всем этим цирком большевики. Немцы. В 11 часов дня, 20-го февраля первые части немецких кирасиров вошли в Минск, а вскоре подтянулись и остальные. Поляков из города прогнали, белорусов разоружили, а самое главное – убрали со зданий бело-красно-белые флаги, положив таким образом конец недолгой белорусской независимости. Раду немецкая администрация таки не признала, хотя и позволило вести им кое-какие административные дела на подчинённой территории. Забот меньше, Рада не бунтует, да и вообще, хочешь заставить кого-то работать – внуши, что это была его идея. При этом в подполье продолжали сидеть большевики, и вести свою агитацию.
Окрылённые успехом, члены Рады выпустили сначала вторую Уставную Грамоту, в которой заявляли претензии на территории, «в границах расселения и численного преобладания белорусского народа», а потом и Третью, в которой гордо именовали себя Белорусской Народной Республикой. Тот факт, что управляли они, по сути, ничем, Раду БНР не смутил. Однако признания, которого они так отчаянно добивались, они так и не получили – и, в первую очередь, от немцев, которые, как сказано выше, местную администрацию нагло эксплуатировали, и не помогли БНР ни посольства по всей Европе, ни письмо на имя Вильгельма II. Так что ситуация, как в сказке: «Лондоны-Парижи смазали лыжи, царю достались послы пожиже». Первым, по некоторым сведениям, БНР признало такое же национальное правительство в лице Украинской Народной Республики – хотя даты разнятся, и некоторые из них относятся ко времени уже после падения УНР. Остальные же – Литва и Эстония – внезапно распознали суверенную Беларусь только после того, как в Минск уже вошла РККА.
Кстати об этом. В скором времени, а именно – в декабре 18 года немцы начали постепенно выводить войска с оккупированных территорий, в том числе и с территории БНР, что Раде, естественно, не понравилось – ведь каких-либо адекватных вооружённых сил там так и не создали. Так что правительство БНР сбежало сначала в Вильно, потом в Гродно. А потом произошёл троллинг – Рада БНР, организация, которая с самого своего основания конфликтовала с поляками, на польских же штыках въехала в Минск в августе 1919 года – и тут же раскололась на про-польскую Верховную Раду и анти-польскую Народную Раду, создав две параллельные администрации (как и годом ранее поляки и ещё цельная Рада). При этом ни первую, ни вторую поляки не признавали (как и немцы годом ранее). Собственно, когда поляки (как и немцы годом ранее) из Минска ушли, оттуда же ушли и обе Рады – сначала в Литву, а когда там (как и годом ранее) не получилось создать этническое белорусское государство в федерации с Литвой – в Прагу.
На этом история БНР заканчивается. Рада тихо-мирно аутировала себе, загнивала, меняла состав, и лаяла на СССР, становясь из, в принципе, адекватной организации, которая не умела пользоваться моментом, в озлобленных на «Этих поганых коммуняк», и вписывалась в любую авантюру, которая была направлена против СССР. Хотя, надо отдать им должное – когда в 1939 нацисты связались с Радой и предложили сотрудничать, её тогдашний глава, Василий Захарка, отказался – за что потом и пострадал. Немцы же организовали в Минске очередную Раду, на этот раз назвав её Центральной, но она к Раде БНР отношения имеет столько же, сколько Рада БНР к текущему правительству Беларуси (то есть никакого). Зато потом Рада активно сотрудничала с ЦРУ и принимала участие в организации белорусского филиала «Радио Свобода».
Непрогнувшийся Захарка
Почему же Рада не пришла к власти после распада СССР? А ответ прост – им не понравился Лукашенко и его курс. Им не понравился русский язык как второй государственный, новая конституция, государственное устройство – и Рада, сказав «Ой, всё!», отменила курс на интеграцию с новым правительством – хотя герб современная Беларусь всё-таки переняла от БНР.
История БНР – это история того, как НЕ надо делать национальные движения, как НЕ надо управлять государством, и как НЕ надо вести переговоры с другими. И когда я вижу над рядами протестующих флаг государства, которое существовало от трёх дней (вывод красных частей) до трёх часов (Уставная Грамота), флаг политических неудачников, которые не управляли полностью даже собственной столицей, я не понимаю, какой пример для подражания эти люди там находят – при всей моей нейтральности к происходящему в Беларуси. Разве что пример того, как можно угробить даже самое благопристойное начинание.
Карта предполагаемой территории БНР. Немного расходилась с реальностью
Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_195095
Автор: Андрей Маров.Наш Архив публикаций за май 2020
А вот тут вы можете покормить Кота, за что мы будем вам благодарны)
Лига историков
18.4K постов54K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения