Сетевые проявления гражданского общества

«... гражданского общества у нас не было и нет.


Раньше об этом большинство людей и не задумывались, жили, как привыкли, а другого образа жизни в большинстве своём и не видели.

Сетевые проявления гражданского общества Общество, Граждане, Германия, Долг, Длиннопост

Но вот открылась возможность ездить за границу, и первые же российские туристы стали делать открытия. Например, в Италии на междугородных автотрассах, как правило, три полосы движения в одну сторону. Едут все по средней полосе, по левой только обгоняют и тут же возвращаются в свой ряд. Правая полоса — только для спецслужб, скорой помощи, полиции и т.п. Как-то пришлось стоять там в пробке, связанной с серьёзным дорожно-транспортным происшествием. Вынужденная стоянка растянулась во времени часа на два. И вы думаете, кто-нибудь попытался нырнуть на правую полосу? Ни один автомобиль, кроме медицинских и полицейских.


Возможно ли такое в России?!


Путешествующий по Германии или Швейцарии быстро убедится, что стоит ему выбросить из машины окурок, как он на следующем же перекрёстке будет остановлен и оштрафован — кто-то из законопослушных граждан уже постарался и донес в полиции, сообщив и номер вашей машины.


Когда-то в Германии приходилось отлавливать бежавших из частей нашей группы войск солдат. Это было всегда большое ЧП — на территории иностранного государства беглый дезертир, да ещё иногда и с оружием! Что он готов выкинуть — никто не знает. На розыски мобилизовали всех подряд — комендатуру, командиров, политработников, работников особых отделов.

Сетевые проявления гражданского общества Общество, Граждане, Германия, Долг, Длиннопост

Если розыск затягивался, по договору обращались в немецкую полицию за помощью.


И тут начиналось самое интересное.


Немецкие товарищи определяли место штаба поиска где-нибудь в «гаштете» (кафе). Протягивали туда телефонную связь, куда-то звонили. А затем успокаивали нас: «Сидим, пьём лимонад, сейчас придёт Ганс и всё доложит».


К нашему удивлению, минут через пятнадцать появлялся гражданский Ганс и докладывал: советского солдата видели полчаса назад в Цоссене, идёт в сторону Нойбурга, минут через сорок будет там.


Наши вскакивали, пытаясь броситься к машинам и в погоню. Немецкие полицейские успокаивали: сидите, не волнуйтесь, через час он будет здесь, без единого выстрела. Его «ведут» наши люди. «Сколько же их?!» «Все население Германской Демократической Республики». И представители народной полиции были недалеки от истины — каждый гражданин ГДР считал для себя честью выполнить гражданский долг» .


Делягин М.Г., Что скрывают послания Президента?, М., «Алгоритм»; «Эксмо», 2010 г., с. 12-13.

Изображения в статье

Image by Brian Merrill from Pixabay

Image by Adrian Tworuschka from Pixabay