Сентябрь. Вуокса. Путешествие по Беличьим протокам
К сожалению ковидный сезон заставил сильно пересмотреть планы на походы и трейлы этим летом, но тем не менее кое куда получилось выбраться.
В сентябре, взяв пару дней на работе за свой счет, я собрал рюкзак, сел на "Ласточку" и поехал в Приозерск. Вообще карельский перешеек по большей части проходим пешком, везде есть тропы, даже скорее грунтовки, а лес обычно редкий и сосновый. Но берега Вуоксы в этом плане исключение - скалы, болота, заросли, делают путешествие на своих двоих мало-возможными, так что для похода я взял там на прокат байдарку. "Варзуга - 1" - на мой взгляд идеальный транспорт для одиночного похода - остойчивая, вместительная, и при этом хоть и уступающая в скорости полу-спортивным "Ладогам" и "Векторам", всё ещё достаточно шустрая.
В первый день похода мне нужно было пересечь всё озеро, что я и сделал, не смотря на поздний выход, пасмурное небо, и иногда льющийся дождь. Вуокса - прекрасное озеро, одно из самых красивых что я видел, идти по нему - настоящее удовольствие.
На привалах делал себе кофе - так как поход был на байдарке, то можно было захватить такое излишество как гейзер. Признаюсь, меня удивляют люди, тащащие с собой гейзер в горы, но тут - почему бы и нет.
Старое течение Вуоксы (основной сток с середины 19 века идёт в Суходольское озеро) делится на два протока - один широкий и достаточно полноводный, другой мелкий, состоящий из соедененных ручьями лесных озер - к нему я и направился. Поначалу хотел найти проход вечером, но стало темнеть, и походмв в лабиринте камыщей и островов я приткнулся к какому-то маленькому пляжу, где поставил палатку, поужинал и спокойно лёг спать.
На утро, меня разбудила, какая-то бабка, которая возмущалась, что я поставил палатку на их, цититрую "городском пляже" - и чтобы я поскорее сваливал, тк сейчас сюда придут купаться. Ага, конечно, в 6 утра, в пасмурную погоду и дождь. Но зачем провоцировать местных - позавтракал, собрал лагерь и погрёб искать дорогу. Как оказалось, начало пути к беличьим протокам указано вешками, тк там по берегам есть домики и даже неплохие отели. Выйдя в первое озеро - большое, но зарастающее камышом, и как мне кажется, постепенно превращающееся в болото - я заблудился - среди камыша было множество проток, и я не меньше часа ходил по им туда-сюда выискивая правильный путь. Посреди озера стоял совершенно кинговский плот, от которого я благоразумно держался подальше.
В конце концов я нашел путь и началось путешествие вверх по ручьям, и по лесным озерам. Да, судя по карте, леса вокруг - это узкая полоса вдоль протоков, но по виду они были настоящими северными джунглями - непроходимые, мрачные. По ощущениям я попал из цивилизованного мира, в жутковатую саамскую сказку. Иногда протока превращалась в ручей по щиколотку глубиной, и байдарку приходилось тащить за собой, в одном месте, её пришлось полностью разгрузить, и поднять в несколько заходов на скалистый порог.
И вот, пройдя несколько километров по карельским "джунглям" я вышел на большую воду - большое озеро, со скалистыми островами. На одном из них стоит маленькая изящная церковь, к которой зачем-то построен очень массивный, почти железнодорожный мост, с закрытыми воротами по обеим сторонам. Зачем строить мост, чтобы закрыть его воротами я так и не понял, учитывая что церковь может вместить максимум человек 10, а у всех местных есть лодки. На острове напротив - скале с замечательным панорамным видом я сделал привал, размял ноги, прогулялся.
Отдохнув, отправился вниз по широкой и полноводной протоке. Тут уже была не страшная сказка, а спокойная, интересная прогулка - живописные скалистые берега, периодически попадающиеся населенные пункты, мосты, и веселые пороги, с которых катился как с горки.
Судя по количеству лодок у берегов - у местных они часто используются в качестве автомобиля - добраться до ближайшего крупного посёлка, перевезти груз и тд. Помимо обычных советских "Казанок" попадались интересные экземпляры - например непонятно каким ветром занесенный на Вуоксу ВМФ-овский четырёх вёсельный ял и стоящий рядом с ним образец местного судостроения.
К вечеру, я снова вышел на "большую воду". Вообще, в том месте, где полноводная Беличья Протока впадает в Вуоксу - есть несколько гостиниц, и изначально я планировал переночевать в одной из них,но из-за эпидемии какие-то из них были закрыты, а искать работающую, да ещё и с охраняемым причалом было лениво - так что я пошел дальше. Байдарка тем временем начала подтекать - похоже на каком то пороге, я цепанул камень. По пути встретилась пара на байдарке, с того же проката, которая решила идти тем же маршрутом, но в обратную сторону. Поболтав минуту (я их предупредил о порогах, и о том что подниматься по ним будет не просто), я начал икать ночлег, и нашел уютный островок, на котором прекрасно расположился, слил из байдарки воду, поставил лагерь и развесил сушиться мокрые вещи.
Утро меня вознаградило ясной погодой, сильным встречным ветром и хорошим настроением.
Последние 10 километров, не смотря на то, что байдарка подтекала, были прекрасны, утренняя Вуокса показывала свою сдержанную северную красоту, байдарка уверенно шла против встречной волны, а я получил море позитива для того чтобы пережить скучную иптерскую осень.
Путешествие подходило к концу, я соскучился по жене, по коту, по теплой кровати, и вкусной еде.
Подробная карта путешествия - мало ли кому пригодится. С комментариями и пометками https://yandex.ru/maps/?from=api-maps&l=sat,skl&ll=29.850513,60.922769&mode=usermaps&origin=jsapi_2_1_74&um=constructor:536517f23a87b5d9fe76d9804796b5612968212be79d6d7e1630cdb81ac6b377&z=12
Лига путешественников
25.5K поста53.5K подписчиков
Правила сообщества
1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.
2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.
3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.
А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы
Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.