Секта сетевого маркетинга Часть 14
Я — интроверт. Терпеть не могу пафосные мероприятия и клубы, пропускаю свадьбы подруг, ненавижу звонить по телефону, могу не видеть месяцами близких друзей и могу потеряться, если в руки попала интересная книга. Во время своих частых путешествий предпочту пройти пять лишних километров, чем спросить дорогу у незнакомца и отлично чувствую себя в одиночестве.
⠀
Но много лет назад я каждое утро брала в руки пакеты с товаром и без единой мысли сомнения ехала туда, где буду подходить минимум к паре сотен незнакомцев в день. Ежедневно, в течении двух-трёх часов, наши страхи и сомнения уничтожались, нам внушались мысли о богатстве и признании, нам рассказывались истории о тех, кто СМОГ и перед глазами стояли живые примеры.
⠀
Наш офис вскладчину снимали 3 босса: Руслан Сергеевич и 2 женщины — Ирина Владимировна и Анна Юрьевна. Дамам было хорошо за 40 и следы нелёгкой жизни отчётливо читались на их лицах, но обе старательно молодились — каждая по-своему. Ирина закрашивала седину блондом, носила деловые (в её понимании) костюмы и шпильки, а по выходным облачалась в велюровые спортивные костюмы, щедро украшенные стразами. Её духи падали на голову, как кирпич, и это явно была продуманная стратегия — когда ты мечтаешь о глотке свежего воздуха, тебе не до споров, а споров эта властная мадам не любила.
Анна позиционировала себя своей в доску, её нарощенные волосы доставали до линии, где неприлично низко начинались рваные джинсы. Из обширных достижений косметологии она почему-то признавала только ботокс в губы и скрыть двусмысленные шрамы на лице пыталась лишь тональником. Каждая из них имела по 2-3 команды, как Руслан Сергеевич, и периодически они проводили общие собрания. Посыл этих собраний всегда сводился к одному - «мы жили в лютой #опе, но благодаря этой компании не только выбрались, но и достигли вершин!». Мне, учащейся в школе, где сумка одноклассницы могла стоить, как пять костюмов Ирины Владимировны, их вершины были не близки, но на ребят действовало.
Особенно, если учитывать тот факт, что ездили боссы на новеньких Мерседесах и БМВ. Нет, их не дарила компания — машины боссы покупали сами и это было хорошей рекламой того, почему стоит стать Лидером. На меня действовало другое: я с каждым днём ощущала себя всё более взрослой и самостоятельной. Взрослые ребята общались со мной на равных, у меня были какие-никакие подчинённые, я сама принимала большинство решений, зарабатывала деньги, и никто не воспринимал меня как школьницу-изгоя.
⠀
Я узнавала ребят всё лучше и лучше и уже прекрасно понимала почему они работают в этой фирме. Однажды утром на собрании была затронута тема «Кто на какую вакансию пришёл». Ирина Владимировна подходила к каждому, стоящему в круге, и спрашивала на какую вакансию он откликнулся, чтобы попасть в компанию. Варианты были самые разнообразные: менеджер, разнорабочий, курьер (как в моём случае), сборщик игрушек на фабрике, охранник, секретарь, администратор. Объединяло их одно: для работы кандидату не нужно было иметь специальных навыков, образования или опыта – «всему научим!». И действительно, учили ведь.
⠀
N.B. Даже серьёзный, в плане отбора вакансий, hh.ru пестрит объявлениями от подобных контор, что уж говорить об авито, работа.ру и прочих. Распознать эти вакансии просто – они предлагают максимально шоколадные условия, при этом совершенно не вдаваясь в описание деятельности фирмы. Они ставят зарплату в 1,5-2 раза выше, чем на аналогичных (но реальных) должностях по городу и не скупятся на варианты графиков.
⠀
АДМИНИСТРАТОР (ИП Иванова Анна Ивановна)
В связи с расширением компании для работы в офисе нужен администратор. График по выбору: 5/2, 2/2, 3/3, утро, вечер, по 4 часа. З/п от 30-40 тысяч рублей. Иногородним помощь с жильём.
⠀
Это реальная и, я бы сказала, классическая вакансия от фирм, занимающихся сетевым маркетингом. Никаких названий фирм (а то можно погуглить и разочароваться сразу), никаких конкретных обязанностей, но многообещающая зп и удобные часы для работы, да ещё и квартиру дадут. Конечно, по факту за такую зп придётся бегать 6/1 с товаром, но об этом кандидат должен узнать, как можно позже.
⠀
Так кто же оставался в этой фирме?
Люди без будущего.
Когда Вадим пришёл на вакансию сборщика игрушек на фабрике, за плечами у него был техникум, армия и семья в самой глубинке нашей страны, в большом деревянном доме, где он был старшим из пятерых детей и «лишним ртом», который должен уже сам себя обеспечивать и родителям помогать.
Похожая ситуация сложилась и у Аркаши, правда сестрёнка у него была всего одна, но применения в деревне и он себе не нашёл – тоже подался в город на заработки.
Руслан Сергеевич был главарём уличной ростовской шпаны, занимался боксом и всё, что умел – это отправить в больницу с одного удара.
Андрей сбежал после школы из городка на крайнем севере в более тёплые края – искать счастья. Нашёл Алексея, который привёл его в фирму и первое время спал с ним «валетом» на казённом диване.
Ирина Владимировна много лет работала в три смены на конвейере автомобильного завода и колола сильнейшие обезболивающие, чтобы разогнуть спину.
Коля не поступил в институт.
Графин задолбался таскать кирпичи и мешать цемент. Ему очень нравилась присказка «П#%*^ть – не мешки ворочать», чем он с радостью и занимался, продавая сковородки по квартирам.
⠀
Все они искали простую и ненапряжную работу, а корпоративная квартира, за которую не нужно было платить, являлась весомым бонусом и затмевала все сомнения и тот факт, что в вакансии было написано откровенное враньё. На том собрании Ирина Владимировна с искренней гордостью говорила об этом обмане – мол, вы хотели быть курьерами, фасовщиками, разнорабочими, а стали настоящими монстрами продаж, можете впарить что угодно, кому угодно и где угодно. Из умирающих посёлков вы вырвались в крупные города, благодаря этой компании.
⠀
Таких офисов, как наш, по всей России были десятки, но работали они в единой сети, верхушка которой сидела, естественно, в Москве. Сеть имела громкое имя и даже корпоративную культуру с символами: флагом, гербом, гимном. На гербе и флаге было изображено дикое животное, которое, по выражению боссов, «всегда прёт напролом, не взирая ни на какие препятствия», а вот слова гимна были очень специфичны. «Рвут Москву дистрибьюторы, пусть мозги не компьютеры, мозг не нужен, чтоб капусту рубить. Тухляки убиваются, пусть на стройку сливаются…»
Тогда, стоя в кругу и слушая песню из динамика телефона босса, я гордилась тем, что работаю в такой классной компании и действительно жалела и не понимала «сливающихся». Ведь есть шанс зарабатывать деньги без институтов, без опыта, без навыков – просто приходи и учись у лучших! Вот только явно читающийся смысл, что работники фирмы – тупые люди, которым «мозг не нужен» и варианты работы у них – либо в эту компанию, либо на стройку, от меня как-то ускользал.
⠀
Я видела не потерянных людей, не знающих куда приткнуться и живущих на съемных квартирах в чужих городах без семьи и друзей, а дистрибьюторов, лидеров и боссов, которые ничего и никого не боятся, всегда веселы и открыты новому и зарабатывают хорошие деньги. Да я сама была одной из них. Я вспоминала своих новых приятелей с «Арбата» - все они тоже получали деньги явно без университетских знаний. И всё чаще я жалела о том, что я закончила всего лишь десятый класс, а не одиннадцатый – мне, хочешь-не хочешь, нужно было вернуться в сентябре в школу и «потерять» ещё год, когда я могла бы зарабатывать. За июль я заработала ещё 50 тысяч и это срывало мне крышу.
⠀
Я менялась. В школе я была пухлой неудачницей, давно избранной для насмешек и травли. Я не делала никому ничего плохого, просто очень смешно убегала рыдать в туалет от каждой издёвки, не умела скрывать чувств, и моя личная жизнь (бегать за старшеклассником, который от скуки поцеловал пару раз) была отличным развлечением и поводом для шуток одноклассников.
За два месяца непрерывной ходьбы я похудела на два размера, необходимость каждый день подходить к незнакомцам избавила меня от стеснения, необходимость продавать ( = нравиться людям) научила быть приветливой, улыбчивой и вежливой, не смотря ни на что, а клиенты 4-го типа выработали стойкий иммунитет к чужому идиотизму. Каждый день я слышала комплименты, улыбалась, сверкала глазами и верила, что могу всё. Именно эта уверенность и подтолкнула меня к разговору с Вадимом, до отъезда которого оставалось меньше недели.
⠀
Периодически Руслан Сергеевич отправлял все свои команды «на добивку». Вечером, после всех собраний, ребята хватали по десятку фонариков и шли продавать их в окрестностях офиса: у Торгового центра, Гипермаркета, трёх остановок и небольшого сквера. Казалось бы – ну кому нафиг нужен небесный фонарик в 7 вечера понедельника у входа в продуктовый гипермаркет? Однако, их действительно периодически покупали и ребята, которые хотели заработать ещё пару сотен, оставались вечерами. В тот вечер добивать дневную выручку пошли Миша, Графин, Вадим, Андрей и Аркаша. Естественно, я увязалась за ними, прихватив три фонарика для прикрытия.
⠀
Я выцепляла прохожих и предлагала фонарики, а сама краем глаза следила за Вадимом, ждала, пока он останется один. Ребята постепенно расходились в разные стороны и мне нужно было успеть до того, как они все вместе поедут на общую квартиру. Заглядевшись, я не заметила, как сунула фонарик вусмерть пьяному мужику, которых обычно обходила за километр.
- Добрый вечер! Держите! Это небесный… - вещала я не глядя на клиента, когда на меня дохнули перегаром.
- Сшшшшшфрррфонаррик? Кррррутто! Почем? Жене принесссу, она давнноо хотела… Мы когда ссссвадьбу игррр…
⠀
Я поняла, что попала. Уйти от этого типа я не могла уже просто потому, что ему приспичило поговорить о жизни и он загораживал тротуар, бессвязно вещая о своей жене, забрать фонарик у пьяного громилы в принципе не представлялось возможным, а моих попыток назвать цену он просто не слышал. И тут меня кто-то приобнял сзади за плечи и мягко отвел от мужика. Вадим.
- Испугалась? Иди, я тут сам разберусь.
⠀
Я была готова стоять так вечность, но Вадим уже отвлекся. Я отошла чуть подальше и наткнулась на Графина.
- Ну где Вадька? Мы уже всё.
- Так идите. У него там фонарик… Последний… Мой…
- А, ну-ну. Если что – мы пешком до квартиры, пусть догоняет.
⠀
Я не верила своим глазам. Графин, который был ярым противником моего отношения к Вадиму, так просто оставил меня с ним наедине?!
Графин просто знал, какой меня ждёт облом.
⠀
Получив сотку от пьяного товарища, Вадим вручил её мне, а я изобразила неземной восторг: - Ого, я думала ты с ним до ночи провозишься! Он так хотел поговорить… Ты меня просто спас! Дай я тебя обниму!
⠀
Руки я не расцепила и посмотрела ему в глаза. Он поднял голову, и разница в росте в 30 сантиметров свела всю возможность поцелуя на нет. А потом он заговорил.
Общий смысл речи сводился к тому, что я, конечно, очень веселая, красивая, классная и интересная, но мне 16 лет, а ему 24. И я обязательно встречу отличного парня, близкого мне по возрасту, и буду с ним счастлива. И ещё какие-то аргументы, которые я уже не слушала.
Я пребывала в шоке, так как за эти месяцы уже привыкла ко всеобщему вниманию, постоянным подкатам коллег и новеньких, я была уверена в том, что не могу не нравиться и, что все улыбки Вадима, шутки и разговоры со мной были не просто так.
Я уже научилась держать лицо и не разрыдалась сразу, даже смогла ровным голосом сказать что-то вроде: «Значит, хорошо, что ты уезжаешь», но оказалось, что уедет он всего на неделю и до конца лета нам, в любом случае, сталкиваться в офисе.
⠀
Я не запомнила, как добралась до дома. Я упала опухшим от слёз лицом в подушку и уснула. На следующее утро пришла в офис не, как обычно, к 7:30 – чтобы поторчать у склада с ребятами, а к 9. За пару минут получила товар и прошла сразу на собрание. Все силы уходили на поддержание беззаботного вида и привычной улыбки, общалась я исключительно с Женей и Юлей. Не задвигала мотивирующих речей своей команде школьников, просто раздала им товар и отправила работать. Самой мне не хотелось даже смотреть на привычные яркие упаковки, не то, что предлагать их другим. Я сидела на лавочке и пыталась понять – а почему же я на самом деле так люблю эту работу?
⠀
Да, я очень хорошо зарабатывала, да, я менялась в лучшую сторону, но было ли это моей основной мотивацией? Нужно ли мне всё это без Вадима?
Тогда я впервые начала понимать, что работа – это не только инструмент для получения денег. Да, даже сейчас, много лет спустя, я всё ещё при выборе вакансии смотрю в первую очередь на зарплату, но из огромного количества моих рабочих мест комфортнее всего мне было там, где я любила то, чем занималась или имела прибыль помимо денег – опыт, навыки, моральное удовлетворение.
⠀
N.B. Снова о важности вопроса «Зачем я здесь?». Если вовремя найти верный ответ на этот вопрос, то можно очень сильно себя замотивировать и защитить от эмоционального выгорания. Тогда я действовала по наитию – мне нравится, значит это хорошо, а почему, как и зачем разбираться некогда. Сидя на лавочке, вместо рабочего дня, и наслаждаясь этим, я внезапно поняла, чего мне на самом деле не хватало тогда. Не денег, не ноутбука, а простого внимания. Я была первым подростком в этой фирме, первой, кто замахнулся на стабильные ежедневные продажи, первой, кто начал делать кассу на ерундовом товаре, и я вызывала интерес. Этот интерес давал мне силы, энергию и фактически являлся источником моих продаж и достижений.
Впоследствии, я старалась искать работу сознательно и всегда иметь мотивацию. «Я терплю алкоголика-начальника, потому что в этой фирме меня учат работать в 1С, а в институте нет», «Я не крою матом коллегу-истеричку, потому что на её фоне выгляжу адекватнее и скоро получу повышение», «Я работаю по 14 часов, потому что здесь есть возможность бесплатных консультаций у психолога, к которому запись за полгода закрыта» - у меня никогда не было идеального рабочего места без проблем, но я всегда знала, чем эти проблемы компенсируются для меня. Как только проблемы перевешивали бонусы, я тут же прощалась (и до сих пор прощаюсь периодически) с рабочим местом.
⠀
Внимание ребят так мощно меня заряжало, что на том рабочем месте я вообще не видела проблем и получала одни положительные эмоции, за редким исключением.
Так почему же я зациклилась на Вадиме? Да, он высокий, самый симпатичный в офисе и взрослый, но, если совсем честно, меня радовали интерес и внимание в принципе, а не только от него. Стоило ли так переживать из-за этого отказа, если мой номер телефона ежедневно просят в комплект к проданному фонарику? Я встала с лавочки, улыбнулась и пошла начинать новый рабочий день – скоро Алексей станет боссом, я не могу его подвести.