Сбитый над морем ТУ-154. Как это было глазами авиационного спасателя.
Сегодня утром проснулся и по привычке включил новости.
И тут "новость". Сегодня 15 лет авиакатастрофе над Чёрным морем, когда был сбит самолёт ТУ-154 зенитной ракетой, выпущенной с территории Крыма.
Этот пост не о том как это получилось и кто виноват, а о том, как я эту трагедию видел своими глазами будучи в тот момент сотрудником авиационной поисково-спасательной службы.
Именно в этот день, я был на тренировочных сборах авиационных спасателей на берегу Чёрного моря недалеко от Туапсе. Мы там прыгали с парашютом, учились эвакуировать пострадавших с равнины, с гор и из моря.
В один из дней, а точнее 4 октября 2001 года мы получили сигнал, что с экранов радаров авиадиспетчеров пропал пассажирский самолёт. Самое интересное, что трасса этого самолёта должна была пройти прямо над нами, как впоследствии выяснилось, он не долетел до нас около 4 минут.
Сразу после пропажи самолёта, пилот другого самолёта доложил диспетчеру что видел вспышку в небе.
Сразу же по тревоге были подняты в воздух все дежурные авиационные поисково-спасательные силы южного региона. А точнее самолёт АН-12 из Таганрога, АН-26 из Геленджика, вертолёты МИ-8 из Краснодара и Сочи, которые и отправились на поиск. Нас же посадили в готовность к немедленному вылету в случае обнаружения самолёта.
Самолет АН-12 долетел до Туапсе , и на малой высоте полетел по воздушной трассе навстречу маршруту пропавшего самолёта в открытое море.
Тут я вам открою небольшую тайну. Практически на каждом крупном гражданском аэродроме и на большей части военных есть поисково-спасательная группа, которая круглосуточно готова вылететь в любой момент к месту любой авиакатастрофы и если самолёт пропал с радаров.
Кстати, что интересно, при многих авиакатастрофах сначала на месте как правило оказываются авиационные спасатели, а только потом там появляется МЧС.
Помню в начале 2000 годов был случай, когда упал самолёт АН-12. Практически сразу там приземлились дежурившие на ближайшем аэродроме военные спасатели. А через несколько часов появились МЧСники, но притащили с собой телевидение. На следующий день вышел сюжет по ТВ, что МЧС прибыли первыми, нашли все причины катастрофы, спасли всех кого можно было спасти. А военные которые разгребают обломки самолёта, так то грибники в камуфляже. Я конечно не в коей мере не умаляю заслуги МЧС, они тоже делают нужную и подчас опасную работу, но тот случай заставил многих задуматься о силе средств массовой информации. Тогда на авиационных спасателей "наехали" на самом верху, нафига вы вообще нужны, раз у нас есть МЧС.
Ну ладно, это лирика. Вернёмся к нашей катастрофе.
Чтобы куча вертолётов не кружила в поиске при этом сжигая топливо в 150 км от ближайшего берега, на поиск было отправлены не все силы. Мы загрузили спасательное снаряжение и ждали обнаружения место аварийной посадки самолёта на воду ( все на это надеялись). И тогда мы уже вылетаем спасать людей в открытом море, не тратя драгоценное топливо на поиск. Для этого наш вертолёт был загружен под завязку спасательными жилетами, надувными плотами и т.д.
Просидев в готовности к немедленному взлёту 2 часа, мы дождались обнаружения обломков и страшной новости что выживших нет.
После этого нам дали отбой, и к месту трагедии отправились катера из портов Туапсе, Новороссийска и Сочи. Которые уже и собирали обломки самолёта и тела погибших.
Ну а дальше вы всё уже знаете из новостей.
Так что по факту саму катастрофу я не видел, людей тогда не спасал, но загружал спасательное снаряжение и сидя в вертолёте слушал весь радиообмен в любой момент готовый к взлёту.
Очень жаль, что наша помощь не понадобилась.
P.S. Вот что говорит о катастрофе Википедия: Катастрофа_Ту-154_над_Чёрным_морем
P.S. Сильно не пинайтесь, просто вспомнилось.