Санкт-Петербург. История одного города.

Санкт-Петербург. История одного города. История, Санкт-Петербург, Россия, Российская империя, Факты, Длиннопост

Санкт-Петербург (с 18 [31] августа 1914 года до 26 января 1924 года — Петроград, с 26 января 1924 года до 6 сентября 1991 года — Ленинград). Санкт-Петербург — самый северный в мире город с населением более одного миллиона человек. Среди городов, полностью расположенных в Европе, Санкт-Петербург является третьим по населению, а также первым по численности жителей городом, не являющимся столицей. В США находится 15 городов с названием Петербург. Самым большим является Сент-Питерсберг в штате Флорида, на берегу залива Тампа.

На картинке сверху, план Петербурга 1858 года (скачать можно тут).


Данный пост из себя будет представлять набор открыток, которые были изданы в начале XX века. Все открытки подписаны типографией, дублировать надписи не буду, постараюсь дополнить их интересными фактами (пруфы прилагаю).

Санкт-Петербург. История одного города. История, Санкт-Петербург, Россия, Российская империя, Факты, Длиннопост

Невский проспект — самая теплая часть города. Температурная разница с пригородом летом примерно на 2–3 градуса а зимой на 10–12 градусов и выше по Цельсию¹.

Санкт-Петербург. История одного города. История, Санкт-Петербург, Россия, Российская империя, Факты, Длиннопост

Многие горожане опасались проходить вблизи Александровской колонны из опасения, что она рухнет, так как ничем не закреплена и держится лишь тяжестью своего веса. Из-за этого Огюст Монферран (архитектор Александровской колонны и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге) каждое утро прогуливался со своей собачкой у памятника, чтобы развеять страхи горожан. Высота Александровской колонны- 47,5 метров, общий вес - более 700 тонн. В 30-х годах XX века были планы по замене ангела на вершине Александровской колонны на В.И.Ленина, но к счастью все они не увенчались успехом. А в 2002 году СМИ распространяли сообщение о том, что в 1952 году фигуру ангела собирались заменить бюстом Сталина².

Санкт-Петербург. История одного города. История, Санкт-Петербург, Россия, Российская империя, Факты, Длиннопост
Санкт-Петербург. История одного города. История, Санкт-Петербург, Россия, Российская империя, Факты, Длиннопост

Длительный срок строительства собора (40 лет) современники Монферрана объясняли тем, что некий прорицатель предсказал архитектору смерть сразу после окончания строительства Исаакиевского собора. Поэтому архитектор не спешил со строительством. Монферран действительно прожил чуть меньше месяца после освящения собора³.

Во время строительства Исаакиевского собора, один из инженеров придумал устройство для облегчения труда рабочих. Но вместо премии он получил строгий выговор за то, что не изобрел такое устройство раньше, и тем самым ввёл казну в напрасные расходы (не нашел источник).

Часто на просторах рунета встречается фраза, что Стоящий на Исаакиевской площади, памятник Николаю I является единственным в мире конным монументом имеющим всего 2 точки опоры. На самом деле это не так. Автор проекта Огюст Монферран а скульптор Пётр Карлович Клодт (нем. Peter Clodt von Jürgensburg), для своего времени памятник считался техническим чудом: это была первая в Европе конная статуя, поставленная на две точки опоры (задние ноги коня). Но впервые этот приём был использован при создании памятника президенту Эндрю Джексону перед Белым домом в столице США, Вашингтоне (1852). На сооружение памятника Николаю I было потрачено 753 тыс. рублей серебром. На отливку статуи ушло около 1300 пудов (21.3 тонны) металла⁴.

Санкт-Петербург. История одного города. История, Санкт-Петербург, Россия, Российская империя, Факты, Длиннопост

Ежедневно в Петропавловской крепости, ровно в 12.00 сигнальная пушка Нарышкина бастиона стреляет холостым выстрелом. Эта традиция повелась еще со времен Петра I, когда выстрел из пушки означал начало обеденного перерыва. В 1924 году крепость стала музеем. 8 ноября 1925 года Ленинградский совет постановил разрушить Петропавловскую крепость, а на её месте построить стадион, но это решение было вскоре отменено. В настоящее время в крепости под видом реставрации проводится перестройка с применением современных строительных материалов (на толстый слой из монтажной пены, цемента и штукатурки наносится бутафорское изображение кирпичей. Также простая кирпичная кладка покрывается имитацией гранитных плит)⁵.

Санкт-Петербург. История одного города. История, Санкт-Петербург, Россия, Российская империя, Факты, Длиннопост

Автор проекта Иван Коробов (1738) и Андреян Захаров (1823). Высота шпиля Адмиралтейства - 72 метра. А само здание имеет протяженность 407 метров. Сам кораблик-флюгер, установленный впервые на шпиле Адмиралтейства в 1719 году, не был похож ни на один корабль петровского времени. Возможно, что кораблик Адмиралтейства повторяет силуэт первого корабля, вошедшего в только что построенный порт Санкт-Петербурга. Также есть мнение, что прообразом кораблика стал фрегат «Орёл» — первый русский военный корабль, построенный в 1667—1669 годах по указу царя Алексея Михайловича (это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей не имел ничего общего с корабликом на шпиле). Согласно легенде, три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I. Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, когда во время ремонта был заменён на новый, при этом оригинальный кораблик ван Болоса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год: в 1886 году при очередном ремонте шпиля он был снят и заменён на точную копию; оригинал, вес которого 65 кг, длина — 192 см и высота — 158 см, был помещён в экспозицию находившегося здесь же Морского музея⁶.

Санкт-Петербург. История одного города. История, Санкт-Петербург, Россия, Российская империя, Факты, Длиннопост
Санкт-Петербург. История одного города. История, Санкт-Петербург, Россия, Российская империя, Факты, Длиннопост

Зимняя канавка соединяет Неву и Мойку, был прорыт в 1718—1719 годах. Длина 228 метров (один из самых коротких в городе каналов), ширина около 20 м. По сюжету оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама», в третьем действии Лиза бросается с Эрмитажного мостика в воды Зимней канавки, после того как от неё убегает помешавшийся на трёх картах Герман. Этот элемент сюжета отсутствует в повести Пушкина «Пиковая дама», и появляется под влиянием реального факта самоубийства некой Юлии Перовой, совершенного на этом месте на почве несчастной любви, и описанного в одной из петербургских газет 1868 года. В 1890 году П. И. Чайковский пересылает вырезку из газеты своему брату Модесту с просьбой включить самоубийство Лизы в либретто оперы. Отсюда происходит второе популярное название этого моста — «Мостик Лизы»⁷.

Санкт-Петербург. История одного города. История, Санкт-Петербург, Россия, Российская империя, Факты, Длиннопост
Санкт-Петербург. История одного города. История, Санкт-Петербург, Россия, Российская империя, Факты, Длиннопост

Цветные мосты Санкт-Петербурга вели через реку Мойку. Из-за того, что мосты находились близко друг к другу и внешне очень похожи, жители города их часто путали. Мосты были покрашены в разные цвета и были названы:

Зелёный мост (до 1918 — Полицейский мост)

Красный мост

Синий мост

Жёлтый мост (ныне Певческий мост)

У мостов покрашены перила и нижняя «водная» часть. В настоящее время только три моста сохранили своё прежнее название, да и они уже не ярко окрашенные, а имеют более спокойные цвета.

Красный мост — соединяет между собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку. По мосту проходит граница между Адмиралтейским и Центральным районами Санкт-Петербурга. Это единственный чугунный мост через Мойку из мостов, построенных по типовому проекту В. И. Гесте, у которого сохранился исторический внешний вид. С 1717 года здесь был деревянный разводной мост а в 1737 году переправа была перестроена по проекту Г. ван Болесом. Мост был построен с узкой щелью посередине для пропуска мачтовых судов. Эта щель была шириной около 70 см, и для проезда закрывалась съёмными щитами⁸.

Санкт-Петербург. История одного города. История, Санкт-Петербург, Россия, Российская империя, Факты, Длиннопост

Санкт-Петербург занесен в Книгу Рекордов Гиннесса как город, обладающий самой протяженной трамвайной сетью - более 600 километров. А также в Санкт-Петербурге находится самый глубокий метрополитен в мире. Средняя глубина залегания его станций составляет 70–80 метров.

Санкт-Петербург. История одного города. История, Санкт-Петербург, Россия, Российская империя, Факты, Длиннопост
Санкт-Петербург. История одного города. История, Санкт-Петербург, Россия, Российская империя, Факты, Длиннопост

Общая протяжённость всех водотоков на территории Санкт-Петербурга достигает 282 км, а их водная поверхность составляет около 7 % всей площади города.

Санкт-Петербург. История одного города. История, Санкт-Петербург, Россия, Российская империя, Факты, Длиннопост

В 18 веке нумерация домов в Санкт-Петербурге была довольно забавной: участки улиц проходящих в разных районах города нумеровались заново с 1 номера. Так, если улица проходила, например, в трех районах, то на ней было три дома с одинаковыми номерами. По приказу Павла I все дома в Петербурге пронумеровали подряд — от 1 и до последнего. Так появились дома с трех и даже четырехзначными номерами.

Санкт-Петербург. История одного города. История, Санкт-Петербург, Россия, Российская империя, Факты, Длиннопост

По наиболее распространенной версии слово «гопник» ведет свою этимологию от аббревиатуры ГОП — Городское общежитие пролетариата в Петрограде, отличавшегося своей сложной криминогенной ситуацией⁹.

Санкт-Петербург. История одного города. История, Санкт-Петербург, Россия, Российская империя, Факты, Длиннопост

В 1870 г. в журнале «Нева» вышла статья, в которой рассказывалось о том, что первый ректор Академии Художеств Александр Филиппович Кокоринов не просто умер от водянки (официальная версия), а повесился на чердаке Академии Художеств. С тех пор по Петербургу гуляет легенда о призраке первого ректора, являющегося время от времени нерадивым студентам Академии¹¹.

Санкт-Петербург. История одного города. История, Санкт-Петербург, Россия, Российская империя, Факты, Длиннопост
Санкт-Петербург. История одного города. История, Санкт-Петербург, Россия, Российская империя, Факты, Длиннопост
Санкт-Петербург. История одного города. История, Санкт-Петербург, Россия, Российская империя, Факты, Длиннопост

Источники в лучших традициях:

1) Даринский А. В. География Ленинграда. — Л.: Лениздат, 1982. — С. 21—29.

2) Н. Ефремова. Александовская колонна - «Наука и жизнь» и Санкт-Петербургские ведомости, 30 августа 2002.

3) Н. А. Синдаловский Санкт-Петербург. История в преданиях и легендах.— СПб.: Норинт, 2003.

4) E. Моллер Общественная жизнь в Петербурге. Русское слово. — 1859. — № 7. — С. 153—154.

5) https://culttourism.ru/saint-peterburg/petropavlovskaya_krep...

6) Голландский Петербург: Харман ван Балес

7) http://gov.spb.ru/history/legends/winter_groove/

8) http://www.most-spb.ru/krasny/krasny_his.htm

9) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BF%D0%BD%D0%B8...

10-11) П. П. Александр Филиппович Кокоринов. Нева. 1870. № 52. С. 53-59 и Нежинский Ю. В., Пашков А. О. Мистический Петербург: историческое расследование.



P.S. кстати на Пикабу уже встречались подборки этих открыток но разумеется с другими изображениями. Из дубликатов использовал только одну открытку, просто история очень интересная, жалко было пропустить.


спасибо за внимание :)