Самый известный подводник Советского Союза. История Александра Маринеско

Александр Иванович Маринеско — самый известный и самый неоднозначный советский подводник. По сравнению с немецкими, американскими и британскими подводниками его заслуги довольно скромны — всего два судна, правда, суммарным тоннажем 40140 тонн. Но советские подводники смогли записать на свой счёт только три немецких корабля, имевших водоизмещение более 10000 тонн, и два из них находятся на счету Александра Маринеско.

Детство и юность

Самый известный подводник Советского Союза. История Александра Маринеско Вторая мировая война, История, Корабль, Факты, Длиннопост

Детское фото Александра Маринеско, здесь ему 3 года

Родился будущий капитан и легенда советского подводного флота в Одессе 15 января 1913 года. Поэтому, как и многие одесситы, Александр Маринеско решил связать свою дальнейшую жизнь с морем и в 1927 году пошел в школу юнг, а в 1930 году поступил в Одесский морской техникум. После окончания учёбы и до октября 1933 года он работал старпомом на пароходе «Красный Флот», выполняя каботажные рейсы в Чёрном море.

После призыва в армию в октябре 1933 года Маринеско направили в Ленинград, на Специальные классы командного состава ВМС РККА. По окончанию курсов в ноябре 1934 года Маринеско получил назначение командиром БЧ-1 (штурманский сектор) на подводную лодку Щ-306 Балтийского флота.

Острый кадровый голод, связанный с интенсивным вводом в строй большого количества новых кораблей, а также последовавшие в 1936-1938 годах кадровые чистки позволили Маринеско быстро продвигаться по службе. В 1936 году, после введения воинских званий, он получает звание лейтенанта В ноябре 1937 года отправляется на курсы помощников командиров подлодок и после окончания курсов в ноябре 1938 года получает звание старшего лейтенанта и назначение в качестве помощника капитана на подводную лодку Л-1. Уже через полгода, в мае 1939 года, приходит приказ о назначении Маринеско командиром малой подлодки М-96, которая как раз достраивалась на верфи завода «Красное Сормово».

Самый известный подводник Советского Союза. История Александра Маринеско Вторая мировая война, История, Корабль, Факты, Длиннопост

М-96 — советская малая подводная лодка серии XII типа М — "Малютка"

12 декабря 1939 года М-96 была включена в состав 3-й бригады подводных лодок Балтийского Краснознамённого флота, и её экипаж приступил к боевой подготовке. Командование отметило высокие боевые качества экипажа и его отличную подготовку, поэтому старший лейтенант Маринеско именным приказом адмирала Кузнецова был награждён золотыми часами и получил звание капитан-лейтенанта. Сама же М-96 считалась одной из лучших в Балтийском флоте.

Боевая служба на М-96

19 июля 1941 года М-96 была перебазирована на остров Сарема, а 22 июля вышла в свой первый боевой поход, который продлился всего 7 дней ввиду отсутствия активности Кригсмарине в Рижском заливе.

Из-за поломки двигателя М-96 была отправлена в Ленинград для прохождения ремонта. Восстановить боеспособность лодки удалось только в ноябре 1941 года, но боевой дух экипажа был очень низким. Вынужденные находиться на берегу подводники вместе со своим капитаном постоянно пьянствовали и саботировали приказы командования.

14 февраля 1942 года М-96 снова отправилась на ремонт, получив серьёзное повреждение корпуса во время артиллерийской бомбардировки. Поэтому в свой второй боевой поход в Финский залив Маринеско вышел только 12 августа. Возвратившись из похода, он указал в рапорте, что атаковал немецкий транспорт «Порто Алегре», услышал взрыв и увидел, что судно тонет. Затем приказал уходить под воду, но был атакован кораблями конвоя и сумел уклониться от попаданий. После доклада Маринеско командование посчитало его информацию правдивой и представило к ордену Ленина. Однако, по немецким источникам, выпущенная торпеда была обнаружена, и транспорт успешно провёл манёвр уклонения.

Самый известный подводник Советского Союза. История Александра Маринеско Вторая мировая война, История, Корабль, Факты, Длиннопост

А.И. Маринеско с моряками-подводниками

На обратном пути М-96 несколько раз едва не погибла. Лишь чудом Маринеско сумел пройти минные поля — акустик насчитал более трёх десятков касаний к минрепам. Также Маринеско не доложил командованию о преждевременном прекращении боевого похода и при подходе к Лавенсаари 22 августа был дважды атакован советскими катерами. В последний боевой поход в роли командира М-96 Маринеско вышел 8 ноября 1942 года. 9 ноября его субмарина высадила на берегу Нарвского залива разведгруппу, которая через пару часов возвратилась с пленным и ценной спецаппаратурой. На обратном пути М-96 снова была вынуждена идти по минным постановкам. После возвращения на базу Маринеско присвоили звание капитана 3-го ранга, а также хотели наградить орденом Красного Знамени, но затем командование отозвало представление.

Боевая служба на С-13

В апреле 1943 года Маринеско получает назначение на подлодку С-13. Но к этому времени советский подводный флот на Балтике оказался заперт в базах — немцы создали в Финском заливе глубоко эшелонированную противолодочную оборону, включавшую в себя многочисленные сетевые и минные заграждения. После гибели нескольких советских подлодок, которые пытались прорваться из Финского залива, было решено не использовать подлодки в боевых операциях. Только когда Финляндия вышла из состава Оси и подписала перемирие с СССР, у советских подводников появилась возможность выходить в Балтийское море через финские территориальные воды, и советские субмарины смогли приступить к выполнению боевых задач.

Самый известный подводник Советского Союза. История Александра Маринеско Вторая мировая война, История, Корабль, Факты, Длиннопост

Подводная лодка С-13

1 октября 1944 года С-13 выходит на патрулирование к Хельской косе. 9 октября был замечен транспорт, идущий без охранения. Маринеско решил всплыть и с дистанции 9 кабельтовых (1660 метров) дал первый залп в три торпеды, которые прошли мимо цели. Затем С-13 атаковала судно последней торпедой из носовых ТА, но опять не добилась попадания. Чтобы не тратить торпеды, по транспорту открыли огонь из 100-мм орудия, выпустив почти 40 снарядов. Посчитав, что судно получило тяжёлые повреждения и начало тонуть, С-13 ушла под воду и покинула квадрат.

Вернувшись на базу 11 ноября 1944 года, Маринеско доложил о потоплении транспорта тоннажем примерно 5000 тонн, а также о двух атаках немецкими субмаринами. За проявленный героизм он был награжден орденом Красного Знамени.

По немецким источникам, 5000-тонный транспорт оказался пароходом «Зигфрид» тоннажем чуть более 560 тонн. Он действительно получил повреждения, вызвавшие течь, но экипаж быстро сумел остановить её и корабль и продолжил свой путь. Также немецкие источники не подтверждают атаку С-13 своими субмаринами — в октябре 1944 года практически все немецкие подлодки действовали в Атлантике, а те немногие, что использовались на Балтике, в то время в районе патрулирования С-13 отсутствовали.

«Атака века»

Во время ремонта и стоянки в Хельсинки Маринеско вернулся к прошлому образу жизни — пьянству, хулиганству и самовольным отлучкам. Его несколько раз привлекали к дисциплинарным взысканиям, пока 5 января 1945 года он на два дня не ушёл в самоволку. По решению военного трибунала капитану Маринеско могла грозить высшая мера, но командующий Балтийским флотом дал капитану шанс — пойти в пятый боевой поход и совершить подвиг.

Самый известный подводник Советского Союза. История Александра Маринеско Вторая мировая война, История, Корабль, Факты, Длиннопост

Немецкое судно «Вильгельм Густлофф», 1937 год или начало 1938 года

11 января С-13 выдвигается в район Данцигской бухты. Этот район был выбрано не случайно — через него проходили эвакуационные пути из Восточной Пруссии, Курляндии, Мемеля, уходили в Германию недостроенные корабли с верфей Пиллау и Кёнигсберга. Основные части конвоев шли либо с минимальным охранением, либо вообще без него.

Несмотря на множество доступных целей, Маринеско не решался атаковать. С 21 по 30 января он более десятка раз обнаруживал цели, но избегал атаки. Наконец 30 января в 21:10 С-13 заметила крупное судно, шедшее прямым курсом с включёнными огнями. Им оказалась плавучая казарма «Вильгельм Густлофф». Но Маринеско медлил с атакой и только в 23:09 дал залп тремя торпедами. Все торпеды попали в цель, и судно начало тонуть. Убедившись в том, что корабль действительно тонет, Маринеско приказал погружаться, и на малом ходу С-13 ушла из квадрата.

Свою вторую (и последнюю) атаку С-13 произвела вечером 9 февраля. Был обнаружен конвой из легкого крейсера «Эмден», двигавшегося в ордере из трех миноносцев. Маринеско решил атаковать немецкий крейсер, долго его преследовал и в 02:50 дал залп двумя торпедами из кормовых аппаратов. Одна торпеда попала прямо в центр корпуса и в течение часа корабль затонул. Позже оказалось, что это был не крейсер «Эмден», а госпитальное судно «Штойбен». По военным законам, госпитальные суда запрещено атаковать, но так как «Штойбен» нёс вооружение и шел под эскортом эсминцев, действия Маринеско не являются нарушением международных конвенций — это признали даже немецкие историки.

Самый известный подводник Советского Союза. История Александра Маринеско Вторая мировая война, История, Корабль, Факты, Длиннопост

Лайнер «Генерал Штойбен» (до 1931 года — «Мюнхен»)

15 февраля 1945 года С-13 возвратилась на базу. Для немецких подводников такой поход был бы заурядным — иметь более сотни целей, около месяца находиться на боевой позиции и потопить только два транспорта, пусть и тоннажем 40100 брутто-тонн. Но из сообщений шведской прессы командование Балтийского флота узнало, какой именно транспорт потопила С-13, и Маринеско наградили орденом Красного знамени, хотя, если бы не многочисленные взыскания, он получил бы Героя Советского Союза.

Самый известный подводник Советского Союза. История Александра Маринеско Вторая мировая война, История, Корабль, Факты, Длиннопост

Схема маневрирования С-13 во время атаки «Штойбена» 9-10 февраля 1945 года

Впоследствии советские историки раздули гибель «Вильгельма Густлоффа» до невероятного масштаба. Долгое время поддерживался миф, что на транспорте находились более 1300 опытных подводников и крупные нацистские деятели, а после гибели судна Гитлер объявил Маринеско врагом Рейха №1. В реальности подводники действительно погибли — но это были 390 курсантов 2-й учебной дивизии подводных сил и 10 офицеров-преподавателей. Также погибли 250 женщин из Вспомогательной службы флота и экипаж судна из 90 человек. Но, кроме них, в ледяных водах Балтики погибли еще почти 4100 человек, и большинство из них были гражданскими лицами, эвакуированными из Данцига.

Последний поход и увольнение со службы

20 апреля С-13 выходит в свой последний боевой поход, который для Маринеско являлся шестым по счёту за 5 лет.

Для сравнения: у воевавшего полтора года Отто Кречмера было 16 походов, во время которых он потопил более четырёх десятков судов тоннажем свыше 270000 тонн.

Самый известный подводник Советского Союза. История Александра Маринеско Вторая мировая война, История, Корабль, Факты, Длиннопост

А. И. Маринеско, 1945 год

В походе на борту находился инспектор флота, который по итогам похода 13 мая представил рапорт о действиях Маринеско в качестве командира. В рапорте указывалось на нерешительность, отсутствие инициативы, многочисленные ошибки в тактике и маневрировании, старание избежать атак вражеских целей. Рапорт пошёл выше по инстанциям и дошёл до командующего ВМФ. Руководствуясь выводами, изложенными в рапорте, а также из-за очередных дисциплинарных проступков Маринеско в период с мая по август 1945 года, адмирал Кузнецов 14 сентября разжаловал капитана 3-го ранга Маринеско в старшие лейтенанты, а также отстранил от службы. Месяц бывший подводник служил капитаном малого тральщика, а 20 ноября 1945 года его уволили в запас.

Жизнь после войны

До августа 1948 года Маринеско работал в Балтийском торговом пароходстве, выполняя каботажные рейсы в качестве старпома. После ухода из торгового флота в конце 1949 года был осужден, как расхититель социалистической собственности, и до 1951 года находился в колонии.

После освобождения он работал на радиозаводе «Мезон» в Ленинграде на различных должностях. В 1960 году приказ о разжаловании Маринеско был отменен — его восстановили в звании капитана 3 ранга, в личном деле убрали запись об увольнении по собственному желанию, и считалось, что он покинул флот по причине сокращения штатов. В ноябре 1962 года врачи диагностировали у него рак пищевода, и через год Маринеско скончался.

Самый известный подводник Советского Союза. История Александра Маринеско Вторая мировая война, История, Корабль, Факты, Длиннопост

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей