Самые большие суда разных типов - Часть 2
Всех приветствую. В данной статье я продолжаю рассказывать про суда, являющиеся самыми большими в своих классах. Приятного просмотра!
1. Разведывательный корабль
ССВ-33 «Урал»
Водоизмещение 32 780 т/ 36 500 т
Длина 265 м
Автономность плавания 180 суток
Экипаж 950 человек
Россия
Большой атомный разведывательный корабль ССВ-33 «Урал» проекта 1941 «Титан» — советский разведывательный корабль и единственный корабль проекта, по классификации NATO — Kapusta, самый большой в СССР и Российской Федерации надводный корабль с ядерной энергетической установкой.
Во время холодной войны Советский Союз не мог в достаточном объёме отслеживать испытания американских ракет: военных баз в южной части Тихого океана у СССР не было. Таким образом, возникла необходимость в специальном боевом корабле, который был бы способен собирать весь объём доступной информации о любом субкосмическом объекте на любой части его траектории в любом районе земного шара.
В 1989 году, после вступления в строй, БАРЗК «Урал» совершил 59-дневный переход к постоянному месту несения своей службы — на Тихий океан.
Летом 1990 года на БАРЗК «Урал» случился пожар, в котором был выведен из строя один из вспомогательных котлов: в результате пожара в кормовом машинном отделении выгорели электрические кабели. Больше года энергией корабль обеспечивал только один котёл, но осенью 1991 года сгорел и он. После этого несколько месяцев всю энергию кораблю давали аварийные дизель-генераторы. Денег на ремонт в распадающейся стране не было.
В 2001 году совершивший всего лишь один боевой поход БАРЗК «Урал» окончательно списали и поставили на прикол к отдалённому пирсу рядом с тяжёлым атомным ракетным крейсером «Адмирал Лазарев».
В 2008 году была проведена неполная утилизация судна на заводе «Звезда». В феврале 2016 года тендер на утилизацию был объявлен вновь, его стоимость составляет 1 миллиард рублей. Сложность утилизации вызвана массогабаритными характеристики корабля, которые превышают возможности российских верфей.
В 2017 году корабль был перемещён на 30-й судоремонтный завод для окончательной утилизации в плавучем доке ПД-41.
2. Лихтеровоз или баржевоз — специализированное судно для перевозки груза в лихтерах или баржах, контейнерах.
«Севморпуть»
Водоизмещение 61,88 тысяч тонн
Длина 260,1 м
Регистровый тоннаж 74 лихтера типа LASH или 1336 20-футовых контейнеровРоссия
Крупнейшее из всего четырёх когда-либо построенных невоенных торговых судов с ядерной энергетической установкой. Крупнейший по водоизмещению из лихтеровозов. Назван в честь Северного морского пути, для которого он и строился. Является единственным судном проекта 10081.
Судно предназначено для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах в отдалённые северные районы. Способно самостоятельно следовать во льдах толщиной до 1 м.
По состоянию на 2019 год является единственным действующим грузовым судном с атомной силовой установкой.
3. Научно-исследовательское и командно-измерительное (слежения) судно
«Космонавт Юрий Гагарин»
Водоизмещение 45 000 тонн
Длина 231,6 метра
Экипаж 136 человек
Пассажировместимость 212 человек
УкраинаСоветское научно-исследовательское судно, входившее в состав командно-измерительного комплекса СССР и предназначенное для управления полётом космических аппаратов, в том числе для выдачи исполнительных команд, выполнения траекторных и телеметрических измерений и поддержания голосовой связи Центра управления полётами с экипажами космических кораблей и станций.
На борту судна находилась Оперативная группа Центра управления полётами и, в случае необходимости, технические возможности судна позволяли взять на себя функции Центра управления полётами космических аппаратов. Крупнейшее и мощнейшее судно в своём классе.
После распада СССР судно перешло в ведение Министерства обороны Украины, по назначению не использовалось, базировалось в порту Южный под Одессой. В 1996 году судно было продано на металлолом по цене 170 долларов за тонну австрийской фирме «Зюйд Меркур».
4. Полупогружаемое грузовое судно - это специальное самоходное судно, способное погружаться и всплывать самостоятельно для приёма и транспортировки на своей палубе других судов и плавающих объектов.
MV Blue Marlin
Общая длина 217 м
Дедвейт 56,000 т
Длина погрузочной области 178,2 или 157,2 м
Вмещает людей 60 человек
Нидерланды (флаг Мальты)
Судно было спроектировано, чтобы перевозить большие морские буровые установки. Оно оборудовано 38 каютами, в которых способны проживать 60 человек, также на борту есть сауна, тренажёрный зал и бассейн. Blue Marlin и родственное ему судно MV Black Marlin входят в класс тяжёлых грузовых судов Marlin.
5. Моторная яхта
Azzam
Длина
180 м
Саудовская Аравия (флаг Каймановых островов)
Спустя семь лет после постройки в 2006 году Романом Абрамовичем яхты Eclipse, которая была на полтора метра длиннее предыдущего рекордсмена Dubai, владелец Azzam шейх Халифа Аль Нахайян (тесть и дядя владельца Dubai Мохаммеда аль-Мактума), вернул королевской семье ОАЭ негласный титул владельцев самой крупной в мире яхты.
Azzam может ходить на мелководье с высокой скоростью. В ходе испытаний яхта показала скорость 31,5 узла.
Яхта оснащена двумя турбинами и двумя дизельными двигателями общей мощностью 70 МВт (94 000 л.с.) и приводится в движение четырьмя водомётами, два из которых установлены неподвижно по центру кормы, а два оснащены поворотными соплами, установленными по бокам неповоротных сопел.
Как и яхта Eclipse Романа Абрамовича, Azzam зарегистрирована в Европе как чартерная. По мнению экспертов издания Motor Boat and Yacht, это было сделано для снижения стоимости эксплуатации, налоговой нагрузки (чартерные яхты не облагаются налогом на имущество) и получения льгот при стоянке в европейских маринах.
6. Ледокол - самоходное специализированное судно, предназначенное для различных видов ледокольных операций с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах.
Арктика (2016)
Водоизмещение 33 540 т
Длина 173,3 м
Автономность плавания 7 лет (перезагрузка топлива), 6 месяцев (по запасам провизии)
Экипаж 75 человек
Россия
Рассчитан на преодоление ровного льда толщиной 2,8 метра со скоростью 1,5—2 узла (3,0 метра наибольшая).
Ледокол заложен 5 ноября 2013 года. Спущен на воду — 16 июня 2016 года. Поднятие флага на ледоколе и вхождение его в состав атомного ледокольного флота России произошло 21 октября 2020 года.
Является двухосадочным ледоколом: при глубокой осадке способен проламывать толстые океанские льды, при мелкой — работать в руслах рек, тем самым замещая собой сразу два ледокола — классов «Арктика» и «Таймыр» соответственно.
Ледокол оборудован двумя ядерными энергетическими установками с реакторами РИТМ-200, тепловой мощностью по 175 МВт каждый. Пар от реакторов приводит в действие два паровых турбогенератора мощностью по 36 МВт. Три гребных винта фиксированного шага приводятся в действие шестью электродвигателями суммарной мощностью 60 МВт; двигатели установлены по два на каждом из трёх валов судна.
7. Подводная лодка (ПЛ) (подлодка, субмарина) — класс кораблей, способных погружаться и длительное время действовать в подводном положении.
Подводные лодки проекта 941 «Акула»
Водоизмещение надводное 23 200 т
Водоизмещение подводное 48 000 т
Длина наибольшая 172,8 м
Автономность плавания 180 суток (6 месяцев)
Скорость (надводная) 12 узлов
Скорость (подводная) 25 узлов (46,3 км/ч)
Россия
Серия советских и российских атомных стратегических подводных лодок третьего поколения. Основное вооружение — 20 баллистических ракет Р-39 (РСМ-52).
Всего было построено шесть кораблей, по состоянию на 2020 год три корабля утилизированы, один (ТК-208 «Дмитрий Донской») находится в строю как опытовый корабль, ещё два — ТК-17 и ТК-20 находятся в резерве.
Тактико-техническое задание на проектирование ТРПКСН было выдано в декабре 1972 года. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо». Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку.
Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза; только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды.
На лодке имеются салон для отдыха, спортивный зал, плавательный бассейн размером 4×2 м и глубиной 2 м, заполняемый пресной или солёной забортной водой с возможностью подогрева, солярий, обшитая дубовыми досками сауна, «живой уголок». Рядовой состав размещается в маломестных кубриках, командный состав — в двух- и четырёхместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования. Есть две кают-компании: одна — для офицеров, другая — для мичманов и матросов. Субмарины типа «Акула» моряки называют «плавучим „Хилтоном“».
8. Прусное судно — судно, которое использует парус и силу ветра для движения.
«Preußen» («Пруссия»)
Водоизмещение 11 328 тонн
Длина между перпендикулярами 120 м
Экипаж 45 человек
Германия
Построен в 1902 году на верфи «Johann C. Tecklenborg» в Гестемюнде по заказу гамбургской судоходной компании F.Laeisz. Порт приписки Гамбург. Носовой фигуры не имел.
Это был самый большой в мире корабль с прямыми парусами и единственный пятимачтовый парусник этого класса мирового торгового флота, несущий по шесть прямых парусов на мачте. Построенный в 2000 году «Royal Clipper» имеет на пяти мачтах лишь 24 прямых паруса против 30 у «Пруссии». «Пруссия» никогда не была оснащена вспомогательными двигателями для перемещения.
Парусник был огромен, в штормовых условиях удержать его штурвал могли лишь восемь человек. На перевозке чилийской селитры он ставил рекорды скорости, уникальный облик и характеристики присвоили «Пруссии» неофициальный титул «королевы среди королев морей».
В 14-м плавании, по направлению в Чили, со смешанным грузом (в том числе несколько пианино), в 23:35 5 ноября 1910 года, в 8 милях южнее Ньюхейвена «Пруссия» столкнулась с небольшим британским пароходом «Brighton», осуществлявшим перевозки через Ла-Манш. «Брайтон», недооценив скорость «Пруссии» в 16 уз (30 км/ч), пересёк её курс. «Пруссия» в результате столкновения потеряла управление, лишившись переднего рангоута.
«Брайтон», возвратившись в Ньюхейвен, отправил на помощь «Пруссии» буксир «Alert», но ноябрьский шквал не позволил увести её в дуврский порт. Решено было поставить её на якорную стоянку вблизи Дувра, но обе якорные цепи не выдержали, и «Пруссия» была выброшена на скалы в Крабовой бухте и затонула. Жертв не было, груз удалось спасти, но излом киля сделал само судно непригодным к восстановлению, и оно осталось на дне на глубине 6 метров. Ответственность за кораблекрушение была возложена на капитана «Брайтона», который лишён лицензии. Части корпуса «Пруссии» до сих пор можно видеть в Крабовой бухте весной при сильных отливах.
Благодарю за внимание!
Если Вам интересен такой контент - буду рад плюсику и подписке :)
1 Часть - Самые большие суда разных типов
Так же можете почитать мою статью про атомные ледоколы - Все атомные ледоколы в мировой истории