Русский Пля: «тёмное» прошлое российской авиации
Механик-самоучка из далёкой Полинезии и не подозревал, что однажды поступит на службу в Русскую императорскую армию и станет героем Первой мировой войны.
Во Второй мировой войне приняло участие 62 страны, из 73 существовавших на момент её начала. В такой ситуации многие государства вели бои куда больше чем на два фронта, но тяжелее всего было людям, которым приходилось одновременно бороться с врагами и с предрассудками у себя дома. Так, настоящей сенсацией в США стало появление в военной авиации чернокожих пилотов.
Несмотря на то что первые афроамериканцы встали под военные знамёна США ещё во времена Гражданской войны, предрассудки среди белых американцев сидели прочно. Белое большинство было убеждено, что их чернокожие сограждане просто неспособны обращаться со столь сложной техникой. В европейских колониальных державах с расовой дискриминацией дело обстояло несколько мягче и солдаты из экзотических стран были там не в диковинку.
Во время Великой войны Французские колонии в Африке исправно поставляли новых бойцов в войска метрополии и из них даже составлялись «элитные» части. Элитность, правда, их заключалась в том, что рослых и физически выносливых африканцев направляли на самые сложные участки фронта, где они гибли целыми отделениями. Аналогично дело обстояло в Германской и Британской империях. Удивительно, но чернокожие солдаты служили и в рядах Русской императорской армии, хотя у России и не было столь далёких владений. Естественно, было их мало, но ни о какой расовой дискриминации речи не шло. Ярким примером такой дружбы народов стал стрелок-моторист унтер-офицер Марсель Пля, кавалер двух Георгиевских крестов.
Будущий герой попал в Российскую империю из Французской Полинезии в подростковом возрасте, когда его вместе с матерью, работавшей нянькой, в 1907 году перевёз один из купцов. Жить в экзотической для него стране Пля не мешал ни цвет кожи, ни французское гражданство. Он довольно быстро выучил русский язык, женился на простой русской крестьянке и у них родился ребёнок. На жизнь он зарабатывал довольно современной, по меркам того времени, профессией – автомехаником.
После начала Первой мировой Марсель не стал прятаться за своё французское гражданство, а отправился добровольцем на фронт. Свой боевой путь он начал в должности шофёра, но талантливого юношу быстро заприметили и в 1916 году Пля отправили служить в настоящей элите – военной авиации.
Первым его самолётом стал бомбардировщик «Илья Муромец» серии Г-1. На нём он занялся привычным для себя делом – обслуживанием моторов, а по совместительству числился и бортовым стрелком. Уже в одном из своих первых вылетов он отбил атаку нескольких немецких истребителей, сбив при этом один из вражеских самолётов. За тот бой он получил свой первый Георгиевский крест IV степени.
Но информации о том героическом сражении до нас дошло мало. Зато оно привлекло внимание российских журналистов к необычному для России бортстрелку и история его следующего подвига широко разошлась в прессе.
В апреле 1916 года «Илья Муромец» Марселя Пля был отправлен на бомбардировку немецких позиций в Латвии близ города Даудзева. Налёт предполагался вполне обычный и без осложнений, но разведка ошиблась. У железнодорожной станции немецкие войска развернули мощную систему ПВО, для которой тихоходный русский самолёт стал идеальной мишенью.
Командиру бомбардировщика Авениру Костенчику удалось вывести самолёт из-под шквального огня, но «Муромец» получил чудовищные повреждения – отказало три из четырёх двигателей, множество пробоин получили крылья и фюзеляж. С такими повреждениями бомбардировщик просто не мог лететь и начал медленно падать с высоты в 3 километра. Экипажу оставалось лишь надеяться на чудо. И этим чудом оказался Пля.
Выбравшись с места бортстрелка он перебрался на крыло, привязался верёвкой к стойке и приступил к ремонту повреждённых моторов прямо на планирующем к земле самолёте. Почти час русский африканец поддерживал работу разбитых двигателей, за это время его несколько раз сносило с крыла потоками ветра, но каждый раз отважному мотористу удавалось взобраться обратно на самолёт по привязанной верёвке.
В момент приземления самолёт буквально развалился на части, подломились повреждённые крылья и стойки шасси, однако весь экипаж вернулся домой живым. После приземления на разбитом самолёте техники насчитали более 70 попаданий.
Столь суровое испытание не отбило у полинезийца желание летать и его назначили стрелком-мотористом уже на другой «Муромец», новой, более совершенной конструкции Г-3. На нём была установлена хвостовая турель с пулемётом «Максима», которая должна была защищать бомбардировщик со стороны задней полусферы, самой уязвимой части самолёта. На это ответственное место и посадили темнокожего героя.
Во время очередного налёта на хвост бомбардировщику село сразу три немецких истребителя, которые начали заходить «Муромцу» в хвост. И вновь судьба всего экипажа оказалась в руках стрелка. Первый истребитель начал атаку по прямой, но успел выпустить лишь одну очередь, когда пулемёт Пля «заговорил» в ответ. По словам самого Марселя, в первый истребитель он не попал, однако немец испугался ответного огня, слишком резко дёрнул управление и самолёт, потерявший управление, начал падать. Второй противник рискнул пойти в атаку с пикирования, но даже не успел открыть огонь, когда бортстрелок пронзил его пулемётной очередью. Третий же самолёт даже не рискнул приближаться к столь грозному русскому бомбардировщиками. Позже талантливый стрелок и механик даже связался с самим Сикорским, конструктором «Муромца», и предложил ему внести изменения в конструкцию будущих самолётов. И его предложения были учтены.
О судьбе Марселя Пля в революционной России, к сожалению, не известно. Одни были уверены, что герой войны наверняка продолжил свою борьбу в рядах белого движения, другие же рассказывали, что талантливый механик с французским гражданством увёз семью обратно в Полинезию. Как бы там ни было, но в историю России и мира он вошёл, как первый чернокожий бортстрелок, сбивший вражеский самолёт.
https://inforeactor.ru/26878-russkii-plya-istoriya-strelka-e...