Русский морской офицер против сотни турок

С территориальными потерями, произошедшими в ходе русско-турецкой войны 1768–1774 годов, прежде всего с утратой стратегически важного Крыма, Порта мириться не собиралась. Обязательств невыгодного Кючук-Кайнарджийского договора она практически не выполняла, и неизбежность новой войны была очевидна.

Русский морской офицер против сотни турок Русско-турецкая война, Флот, Сражение, Длиннопост

Петербург, используя появившееся право создания на Чёрном море флота, оперативно приступил к этому важнейшему делу. Григорий Потёмкин, главный исполнитель программы по закреплению и утверждению России на Черном море, этому вопросу уделял самое пристальное внимание. В Днепровском лимане, близ Глубокой гавани, было решено строить крепость и верфь, на этом месте в 1778 году был заложен Херсон, ставший первой базой Черноморского флота. Спустя 5 лет со стапелей херсонской верфи был спущен первый корабль – «Слава Екатерины».


Согласно утверждённому штату, Черноморский флот должен был иметь 12 линейных кораблей, 20 больших фрегатов и 23 мелких судна. Общая численность офицеров и матросов составляла 13 500 человек. Офицерские кадры Черноморского флота формировались из числа иностранцев, получивших приглашение поступить на службу России, и из числа переведенных с Балтийского флота.


Среди последних был Рейнгольд фон Остен-Сакен, русские сослуживцы называли его Христиан Иванович. Он происходил из древнего и знаменитого остзейского дворянского рода; российскими подданными предки Христиана Ивановича, вероятно, стали после вхождения прибалтийских территорий в состав России. Известно, что его отец был морским офицером.


По окончании в 1772 году Морского кадетского корпуса Остен-Сакен принимал участие в Первой Архипелагской экспедиции русского флота, бился с турками в Патрасском заливе. После этого десять с лишним лет нес службу на Балтийском флоте на фрегате «Мария», в 1786 году был переведён в Черноморский флот. Начавшуюся с Турцией войну фон Сакен встретил в звании капитана 2-го ранга и с Георгиевским крестом, полученным за участие в 18 морских кампаниях. На следующий год он был назначен командиром дубель-шлюпки, небольшого 22-х метрового парусно-гребного судна с экипажем в 53 человека.


На его вооружении находилось 7 пушек (по другим данным 4) и 4 фальконета. Дубель-шлюпка входила в гребную флотилию французского принца Нассау-Зигена, которая, как и эскадра парусных судов грека капитан-командора Паниота Алексиано, находилась под общим командованием генерал-аншефа Александра Суворова. Во второй декаде мая корабль приступил к патрулированию входа в Днепро-Бугский лиман, и 18 (30) мая 1778 года экипаж обнаружил турецкую эскадру. Опасаясь, что дюбель-шлюпка Остен-Сакена и два других русских судна окажутся отрезанными, принц Наасау-Зиген приказал им возвращаться в Глубокую гавань, где находились основные силы Черноморского флота. Две шлюпки своевременно отправились в Глубокую гавань, а фон Сакен, чтобы произвести точный подсчёт кораблей неприятеля, задержался.


Вошедший в лиман противник заметил одинокий русский корабль, который только снимался с якоря, и направил к нему 30 кораблей своей многочисленной эскадры. Большая их часть отстала, но 11 упорно продолжали преследовать дубель-шлюпку. Капитан, понимая, что оторваться будет невозможно, принял решение дать туркам бой. Чтобы доставить Суворову точные данные о численности турецких судов, он приказал нескольким матросам пробираться к Глубокой Пристани на 8-ми весельной шлюпке. Из 9-ти матросов только 1 не удалось спастись, и что произошло дальше с капитаном и экипажем дубель-шлюпки, известно из их рассказа. Умело уклоняясь от попыток взять судно на абордаж, русские наносили удары по противнику. 3 турецких корабля канонирам удалось вывести из строя, но в итоге 2 галеры взяли дюбель-шлюпку на абордаж.


На палубе завязался ожесточённый бой, но, поскольку силы были неравными и вырваться от турок не было никаких шансов, капитан принял решение взорвать судно вместе с противником. Уцелевшим морякам он приказал прыгать за борт, а сам поджёг запасы пороха, хранившиеся в крюйт-камере. На воздух вместе с нашим судном взлетело 2 (по другим данным 4) турецких судна. Сколько погибло при взрыве турецких матросов и офицеров, точно не известно, очевидно, что больше 100. Сколько выжило русских матросов, также неизвестно. Есть вероятность, что часть из них подобрали очень скоро подошедшие к месту взрыва русские корабли. Команда русских матросов и офицеров во главе с 35-летним капитаном Рейнгольдом фон Сакеном храбро сражалась до последнего и погибла смертью храбрых, нанеся серьёзный урон врагу. Этот славный подвиг прославил юный Черноморский флот и напомнил туркам, какого отважного противника они имеют. К 100-летию бессмертного подвига фон Сакена его именем был назван новый минный крейсер Черноморского флота «Капитан Сакен».


Кирилл Брагин

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Ну тут сложно сказать, что "русский морской офицер". Как раз здесь бы и подошло модное у президента слово "российский".

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку