Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Российские войска ввели в хельсинкскую резолюцию

Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ) приняла беспрецедентно жесткую резолюцию, осуждающую Россию за «акты военной агрессии против Украины». В одобренном документе ассамблея, чей настрой в Думе считался «очень конструктивным», впервые — вслед за лишившей РФ права голоса Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) — признала присутствие на Украине российских войск, потребовав прекратить их переброску. В отсутствие российской делегации, бойкотировавшей сессию, ассамблея заметно ужесточила риторику в адрес Москвы. Как признали многие собеседники «Ъ» в ПА ОБСЕ — «в ущерб своей традиционной роли моста между Востоком и Западом». С подробностями из Хельсинки — корреспондент «Ъ» МАРИЯ ЕФИМОВА.

Вчера в столице Финляндии состоялось главное событие нынешней сессии ПА ОБСЕ — голосование по осуждающей Россию резолюции. Ее принятию предшествовало несколько дней бурных дискуссий, причем российская тема регулярно всплывала и на заседаниях, напрямую к России не относящихся. Об изначально критическом настрое ассамблеи говорил и тот факт, что в течение нескольких дней в одном из помещений конгресс-центра «Финляндия холл», где 40 лет назад был подписан Хельсинкский заключительный акт и где проходила нынешняя сессия, находилась привезенная украинской делегаций выставка фотографий, посвященная войне в Донбассе. Та же самая (как подтвердили «Ъ» в украинской делегации), которую ранее в этом году запретила проводить в здании Совета Европы в Страсбурге председатель ПАСЕ Анн Брассер — «чтобы не манипулировать общественным мнением».

Проект резолюции о «продолжении очевидных, грубых и не исправленных нарушений Российской Федерацией в рамках ОБСЕ и международных норм» в ПА ОБСЕ вынесли на отдельное обсуждение участников пленарной сессии уже после того, как стало известно, что россиян в Хельсинки не будет. Это предопределило некоторое однообразие дебатов, в ходе которых единственным защитником России выступал глава армянской делегации Арташес Гегамян, а большая часть парламентариев из других стран (в ОБСЕ 57 государств) на нее нападали. Впрочем, непосредственно в день голосования многие депутаты из Франции, Швейцарии и Италии бойкотировали его — как «противоречащего демократическим принципам» в отсутствие российской делегации, лишенной возможности ответить на критику. Однако это не помешало одобрить документ подавляющим большинством голосов (96 за при 7 против и 32 воздержавшихся).

Принятая в итоге резолюция, составленная председателем канадской делегации Дином Эллисоном, базируется на одобренном в прошлом году в Баку одноименном документе, при этом существенно расширяя и ужесточая его основные положения. Новый текст напоминает радикальную резолюцию ПАСЕ, на основании которой депутаты в январе лишили российскую делегацию права голоса и других ключевых прав (в ПА ОБСЕ, впрочем, такие санкционные меры не предусмотрены).

ПА ОБСЕ квалифицирует действия России в Крыму и Севастополе, а также в определенных районах Донецкой и Луганской областей Украины как «акты военной агрессии против Украины». Ассамблея при этом впервые констатирует присутствие российских войск в соседней стране, призывая Москву «остановить поставки и перемещение тяжелого вооружения, боеприпасов, подразделений российских вооруженных сил и наемников через российскую границу в Восточную Украину». Пункта о российских военных не было в бакинской декларации, об их присутствии никогда не заявляла мониторинговая миссия ОБСЕ на Украине, а, по словам генсека ОБСЕ Ламберто Дзанньера, «присутствие российских войск на Украине трудно подтвердить» и сам он их «никогда не видел».

ПА ОБСЕ также просит Россию «прекратить оказание любой помощи незаконным вооруженным группам в Донецкой и Луганской областях Украины, в том числе посредством так называемых гуманитарных конвоев» и «обратить вспять наращивание войск и военного снаряжения вдоль российской границы с Украиной». От Москвы требуют прекратить «незаконную оккупацию Крыма» или по крайней мере обеспечить там соблюдение прав человека, с которым, по мнению депутатов, после «незаконного референдума» на полуострове ситуация резко ухудшилась, включая «запугивания, преследования и дискриминацию в отношении групп населения из числа этнических украинцев и крымских татар».

В резолюцию также вошло несколько поправок американского сенатора Роджера Уикера. Одна из них, в частности, признает, что «в результате российской агрессии Украине стало труднее использовать положительные последствия недавно начатых реформ и антикоррупционных мер в интересах роста экономики», другая — предлагает государствам—участникам ОБСЕ обеспечить в этой связи «надлежащий уровень экономической помощи, а также другие виды поддержки в качестве прямого отклика на приверженность правительства Украины борьбе с коррупцией, поощрению инвестиций и обеспечению энергетической безопасности».

Украинские парламентарии заявили «Ъ», что очень довольны ходом нынешней сессии и принятым документом. «Сейчас главное — остановить войну. И это был важный вклад в дело», — сказал «Ъ» глава делегации Артур Герасимов.

Собеседники «Ъ» в европейских делегациях признают, что позиция ПА ОБСЕ по отношению к России стала более жесткой. Так, немецкий депутат Танкред Шипански в беседе с «Ъ» посетовал, что нынешняя ситуация противоречит духу организации, «которая всегда брала на себя роль моста между Востоком и Западом».

Напомним, делегация РФ, изначально возлагавшая большие надежды на нынешнюю сессию ПА ОБСЕ, решила бойкотировать ее из-за отказа властей Финляндии пустить в страну спикера Госдумы Сергея Нарышкина и нескольких других российских депутатов из санкционного списка ЕС. Николай Ковалев — единственный парламентарий, который приехал в Хельсинки и то, по сути, лишь ради гневного выпада в адрес финских властей, — демонстративно покинул сессию еще в воскресенье. Текст резолюции в Москве комментировали сдержанно. «Что тут комментировать, если нас там не было», — заявил «Ъ» глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, который ранее не раз называл ПА ОБСЕ наиболее конструктивной площадкой для парламентского диалога России с Западом.

А глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий заверил «Ъ», что «ПА ОБСЕ под давлением американцев отдала дань антироссийской моде». «Однако мы по-прежнему намерены использовать эту ассамблею, как и ПАСЕ, для донесения нашей позиции — как бы нас ни старались выдавить со всех международных площадок», — пообещал он.

Теперь российские парламентарии возлагают большие надежды на осеннюю сессию ПА ОБСЕ в Улан-Баторе, куда делегация должна поехать в полном составе. По поводу будущих дискуссий господин Слуцкий выразил надежду на то, что «Европа наконец прозреет». По его словам, этот процесс уже начался.

Впрочем, собеседники «Ъ» в европейских делегациях заверили: при сохранении статус-кво на Украине ждать изменений в подходе ассамблеи не стоит. «Все эти резолюции очень похожи, — заявил, в свою очередь, „Ъ“ генсек ПА ОБСЕ Спенсер Оливер. — Где бы заявления по России и Украине ни принимались — в ПА ОБСЕ, в ПАСЕ, Европарламенте, Бундестаге или Конгрессе, все они будут признавать, что вторжение России в соседнюю страну и оккупация части ее территории абсолютно незаконны».

Принятая вчера резолюция станет частью Хельсинкской декларации — общего итогового документа сессии ПА. Сами по себе резолюции ПА ОБСЕ носят лишь рекомендательный характер, однако они могут быть обоснованием при обращении в международные суды. Николай Ковалев заранее объявил, что Москва будет считать «все решения этой ассамблеи юридически ничтожными». «Там, где все начинается с нарушения законов, международного права, все остальные решения становятся абсолютно незаконными и нелегитимными. Именно так мы и будем относиться к этим резолюциям», — сказал он.

Ссылка