Российские скоростные поезда

Реализация таких амбициозных проектов подразумевает строительство новых транспортных коридоров на пространстве колеи 1520, модернизацию путей, инфраструктуры и подвижного состава. Первые шаги в данном направлении уже сделаны, прежде всего в части обновления поездов. Примерами современного и высокоскоростного сообщения в России стали «Сапсаны», которые уже перевезли около 19 миллионов пассажиров. Разработанный на платформе Velaro специалистами «Сименс», этот поезд является одной из самых успешных моделей в мире и на существующей железнодорожной трассе развивает скорость до 250 км/ч. Его особенность заключается в том, что всё тяговое оборудование размещается в подвагонном пространстве поезда. Это дает возможность на 20% увеличить количество сидячих мест для пассажиров. Европейская платформа Velaro была адаптирована к российским условиям. В настоящее время на маршруте Москва — Санкт-Петербург курсируют 16 поездов, при этом некоторые из составов сдвоенные, состоящие уже из 20 вагонов. Запуск электропоезда «Сапсан» позволил железным дорогам конкурировать с авиаперевозками на маршруте между двумя столицами, обеспечив 51% пассажиропотока на линии.

Учитывая успешный опыт эксплуатации «Сапсанов» в России, компания «Сименс» намерена предложить в рамках проекта ВСМ «Москва — Казань» инновационный поезд «Сапсан-2». Он спроектирован на базе уже испытанного в наших климатических условиях «Сапсана» (Velaro Rus). Недавно были проведены испытания уникального и более эффективного двигателя на постоянных магнитах, предназначенного для установки на высокоскоростные поезда нового поколения. Такие поезда будут иметь конструкционные изменения (например в аэродинамике), над которыми компания работает в настоящий момент. Поезд должен будет развивать скорость 400 км/ч.

Одна из основных тенденций в развитии современной железнодорожной отрасли — это локализация производства, трансфер высоких технологий и создание сети местных поставщиков. По такой бизнес-модели работают многие основные игроки на рынке. Именно локализация является важным стратегическим направлением в деятельности компании «Сименс» в России. Так, совместно с группой «Синара» в 2010 году «Сименс» создал совместное предприятие «Уральские локомотивы». На заводе сегодня выпускаются скоростные пассажирские поезда «Ласточка» и грузовые локомотивы «Гранит». Именно благодаря инвестициям в производство «Ласточек» под Екатеринбургом создана современная площадка, на мощностях которой возможно организовать и выпуск новых поездов «Сапсан-2» для ВСМ. Локальная база для этого уже готова в России. В настоящее время завод выполняет крупнейший заказ «Российских железных дорог» на 1200 вагонов «Ласточек», а уровень локализации к 2017 году достигнет 80%. Комфорт, безопасность и скорость поездов оценили не только пассажиры пригородных маршрутов, но и жители столицы. Теперь на Московском центральном кольце, открытом в сентябре 2016 года, используются уральские «Ласточки». Для новой линии метрополитена завод поставил 33 подвижных состава.